Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Знакомство с чтением происходит в большинстве случаев именно в семье. Родители, бабушки с дедушками, братья и сестры – все они могут быть проводниками в мир чтения. Изначально, конечно, ребенок постигает мир художественной литературы не в письменной форме, а в устной, с помощью рассказов взрослых, чтению вслух других членов семьи. И лишь потом, когда будет освоен алфавит, ребенок сможет самостоятельно погрузиться в мир чтения [1, с. 16-21].
Семейное чтение становится фундаментом во взаимоотношениях ребенка и книги, формирует потребность в чтении. Поэтому любовь к чтению нужно прививать с самых малых лет. В зрелом возрасте уже не получиться сформировать потребность в чтении.
Отсутствие потребности в чтении у взрослых – следствие несформированности ее с раннего детства. Благодаря семейному чтению развивается речь детей, также происходит правильное овладение родной речью.
Семейное чтение – эффективный способ социализации подрастающего поколения. Оно помогает пополнять словарный запас, создает почву для обмена мнениями. Семейное чтение полезно не только детям, но и взрослым. Оно помогает сохранить светлый ум и ясную память.
Для повышения интеллектуального уровня, уровня воспитанности, для лучшей адаптации в обществе следует возрождать традицию семейного чтения.
Актуальность рассматриваемой нами проблемы состоит в том, что семейное чтение становится фундаментом развития личности. Благодаря литературе можно развить фантазию, эрудицию, расширить кругозор, научить мыслить.
Объектом исследования данной проблемы являются родители учеников 5-6 классов школы №16 г.Нижнекамск.
Предмет исследования – отношение к чтению вообще и к семейному чтению в частности.
Практическая направленность: материал исследования можно использовать учителями во время педагогических советов, круглых столов, бесед с родителями и обучающимися, при работе преподавателей в вузах и сузах.
Цель работы – определить эффективность традиции семейного чтения как средства развития ребёнка и его дальнейшей социализации.
Задачи работы:
• выявить влияние семейного чтения на воспитание;
• определить роль традиций семейного чтения в жизни современных родителей.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что никто: ни образовательная система, ни друзья не могут так сильно повлиять на интересы детей, как родители, семья в целом. Поэтому очень важно, чтобы они прививали интерес к чтению.
Конечно, там, где в семье есть традиции чтения, а, к сожалению, эту семейную традицию чтения мы тоже утрачиваем, дети читают по-другому. На базе школы Нижнекамск РТ было проведено исследование.
Объектами исследования стали родители школьников 5-6 классов школы №16 г.Нижнекамск РТ. Предметом данного исследования стало отношение старшего поколения к роли семейного чтения в духовном и нравственном развитии детей. Для исследования нами была разработана анкета для родителей. В опросе принимало участие 100 респондентов. Основной возраст опрошенных от 29 до 50 лет. По национальности 65 % русских, 28% татар, 7%- таджики, чуваши и др. Среди родителей высшее образование имеют лишь 43%.
На этапе исследования мы выяснили, что только 40 % респондентов читают детям вслух. При этом у 100% опрашиваемых дома имеется художественная литература в минимальном количестве, и у 13% есть домашняя библиотека.
На вопрос о том, читают ли дома на родном языке многие дали положительный ответ. Чаще всего татарские семьи предпочитают читать таких авторов, как Эмирхан Еники, Габдулла Тукай, Мэжит Гафури, Фэнис Яруллин и другие.
На вопрос: «Какие произведения, прочитанные Вами за последний год, вызвали наибольший интерес (укажите их авторов и названия)?» были даны следующие ответы:
1) М.Ю.Лермонтов «Песня о купце Калашникове»
2) Абдулла Алиш «Жизнь и воротник»
3) А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
4) Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза»
5) Абдурахман Абсалямов «Ак чэчэклэр»
6) М.Горький «Детство».
Также старшему поколению было предложено дать определение понятию «семейное чтение», вспомнить, как часто они читают книги детям разных возрастов. Также родители описывали поведение ребенка во время чтения вслух.
Выяснилось, что родители часто не обсуждают прочитанное с детьми. 40 % респондентов ответили, что прочитанное остается для самостоятельного усвоения детей. Хотя в целом родители стараются быть в курсе того, чем увлекаются их дети.
Над проблемами чтения детей задумывается большая часть родителей. Многие считают, что чтение ‒ это основа духовного и нравственного воспитания детей.
Выявляя отношение родителей к вопросам чтения в семье, был задан следующий вопрос: «Как бы вы определили, что такое семейное чтение?» Рассмотрим ответы родителей. Респондентам был предложен выбор одного из четырех вариантов ответов (семейное чтение это: литература, интересующая всех членов семьи или ее части; обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью; чтение вслух для всех членов семьи; когда все члены семьи заняты чтением).
Более половины опрошенных уверены, что семейное чтение - это обсуждение прочитанного всей семьей или её частью , 25 % считают, что это литература, интересующая всех членов семьи или её часть, а остальные считают это «чтением вслух для всех членов семьи».
Отвечая на вопрос «Как часто вы читаете своим детям вслух?» 70% родителей сказали, что читают книги исключительно, когда появляется свободное время, 30% ответили, что «литературные часы» проводятся несколько раз в неделю. Из 100 респондентов ни один не признался в отсутствии чтения в их жизни, также не было ответов «читаю каждый день». Можно сделать вывод о том, что чтение занимает не самую важную роль в жизни школьников и их родителей, но при этом мы не можем говорить об отсутствии чтения в жизни современных школьников.
Родителям было предложено ответить на вопрос «Как ведет себя ребенок во время чтения вслух?» 17% ответили, что ребенок слушает внимательно, задает вопросы. У 48% родителей ребенок «слушает, но вопросов не задает». И 35% выбрали следующий вариант ответа: «слушает невнимательно, отвлекается», что говорит нам об утрате интереса к прослушиванию произведений на слух детьми младшего школьного возраста. Что обусловлено во многом привычкой смотреть мультфильмы и фильмы, где не требуется мышление, и информацию получают в готовом виде, не напрягаясь.
Следующим был вопрос: «Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги?» Положительно ответило 18 % опрошенных, 71% родителей признались, что никогда не обсуждают прочитанные книги с детьми, и лишь 10% дали ответ «иногда». Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей над прочитанными произведениями размышляют самостоятельно, не делясь своими суждениями с взрослыми.
Подведем итоги. Ценность детского чтения еще осознается большинством взрослых – представителей культуры, основанной на книге. Это в них заложено с детства и поддерживается сейчас современной школой в отношении их детей. Родители пытаются следить за чтением своих детей. Однако по причине нехватки времени это занятие отходит на 2-й план.