Воспитание гражданской ответственности студентов вузов следует сделать непрерывным и системным процессом, привлекая к нему новые общественные объединения, заинтересованные организации и лица, занимающиеся гражданско-правовой деятельностью. Необходимо расширять этот процесс как географически, так и по охвату молодого поколения в различных регионах Российской Федерации. Для достижения этой цели важно использовать педагогический потенциал социально-культурной деятельности, основной характеристикой которой является внедрение достижений культуры в реальную социальную практику.
Применительно к сфере правового воспитания, эта деятельность должна быть направлена на создание условий для свободного раскрытия социально-педагогических и гражданских ресурсов личности студента и студенческого коллектива в целом для освоения норм и ценностей правовой культуры. Социально-культурная деятельность способна повысить уровень организованности студенческого коллектива как активной социальной системы и стимулировать их участие в процессе правового воспитания в вузе посредством реализации социально-творческого потенциала студентов.
Социально-культурные мероприятия, используемые в образовательном процессе, облегчают и усиливают познание студентами мира правовых норм; получение ими знаний об этом мире во всем его многообразии; формирование опыта эмоционально-ценностных отношений к социально-правовой действительности; развитие деятельности, преобразующей правовой мир.
Социально-культурные мероприятия в правовой сфере, развивающие гражданскую ответственность студентов вуза, включают конкретные формы внеучебной деятельности (конференции, вечера, коллективные творческие дела, экскурсии и т. п.), различные виды внеучебной активности студентов (творческая, спортивная, общественная деятельность и т. д.), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т. п.), используемые в процессе правового воспитания.
Развитие гражданской ответственности и формирование гражданских качеств личности происходит быстрее и на более глубоком уровне в процессе общения, участия в коллективных мероприятиях. В то же время, процесс развития гражданской ответственности предполагает учет индивидуальных особенностей студента. Соответственно, эффективная организация правового воспитания должна сочетать индивидуальные, групповые и массовые формы социально-культурной деятельности.
Индивидуальные формы социально-культурной деятельности включают: работу с художественной литературой; подготовку докладов, рефератов, сообщений; решение творческих задач; индивидуальное участие в выставках и смотрах художественной самодеятельности.
Групповые формы работы включают: кураторские часы, игры (викторина, КВН, конкурс и др.), художественно-творческие кружки; творческие объединения и ансамбли; творческие группы; открытые микрофоны; диспуты; коллективные социальные проекты.
Особое значение в формировании гражданской ответственности средствами правового воспитания имеют социально-культурные мероприятия, ориентированные на массовую аудиторию и создающие общую среду овладения правовой культурой в вузе. К ним относятся: публичные лекции, доклады, научно-практические конференции, экскурсии, профессиональные и творческие конкурсы, выставки художественного творчества, встречи с деятелями культуры, фестивали, праздники, вечера, дискотеки.
Наиболее благоприятной для развития гражданской ответственности является внеучебная совместная деятельность по правовому воспитанию с общественно значимым содержанием, когда расширяются ее границы, и студенты могут проявить личностное отношение к широкому кругу людей. Для этого могут использоваться все виды внеучебной работы, способствующие формированию взаимодействий и отношений между людьми в социуме, развитию гражданских качеств студента.
Не меньшую значимость имеет обеспечение единства учебной и внеучебной деятельности – процесса их взаимного обогащения. Теоретические правовые знания, умения и опыт студент приобретает в учебной деятельности, тогда как внеучебная социально-культурная деятельность является уникальной возможностью апробации полученных знаний в реальной социальной практике. Наоборот, дополнительные сведения, полученные во внеучебной деятельности, могут углубляться и подтверждаться на учебных занятиях.
Развитию гражданской ответственности студентов способствует социально-культурное пространство образовательной организации, представляющее собой педагогически организованную среду, в которой интегрируется воспитательный потенциал различных структур для создания благоприятных условий профессионально-личностного развития студентов и их активизации как созидателей собственной жизнедеятельности. Такая среда включает систему социальных связей и отношений, в которой происходит накопление и совершенствование гражданско-правового опыта студентов.
Педагогическими условиями формирования такой социально-культурной среды в вузе выступают:
- постановка доминирующей цели коллектива вуза – развитие гражданской ответственности каждой отдельной личности, объединяющей педагогов и студентов;
- определение видов внеучебной деятельности по правовому воспитанию, значимых для всех членов коллектива;
- развитие студенческого самоуправления, самостоятельности и инициативы студентов и педагогов;
- позитивное отношение к творчеству, публично демонстрируемому перед широкой аудиторией;
- наличие отношений «взаимной ответственности» у студентов и педагогов в процессе подготовки и участия в культурно-массовых мероприятиях, деятельности творческих коллективов;
- обеспечение открытого характера воспитательной системы вуза;
- взаимодействие с другими социальными институтами для повышения эффективности развития гражданской ответственности студентов.
Воспитательная деятельность педагогов, участвующих в процессе развития гражданской ответственности студентов через социально-культурные мероприятия, формирующие правовую культуру, направлена:
- на совершенствование личности и взаимоотношений в группе;
- создание благоприятных условий для развития личности;
- оптимизацию социальной среды;
- формирование благоприятного микроклимата общности, включающей студентов.
Вступая во внеучебное взаимодействие со студентами в свободном общении, игре, творческой деятельности, педагог имеет реальную возможность оказывать влияние на развитие их гражданской ответственности и активной гражданской позиции.
Обеспечение социального взаимодействия и гражданско-правовой практики студентов осуществляется посредством организации их социокультурного опыта и жизнедеятельности студенческого коллектива, а также стимулирования их самостоятельности и самодеятельности.
Работа по формированию гражданско-правового опыта предполагает включение студентов в социально и культурно значимые виды деятельности: благотворительные мероприятия для различных категорий населения; работа в службах социальной защиты; благоустройство города, охрана природы и памятников культуры; проведение игр и творческих занятий с детьми. Организация такой деятельности способствует личному и профессиональному самоопределению студентов, приобщает их к гражданским ценностям, обеспечивает их самореализацию в освоенном гражданско-правовом пространстве.
Таким образом, педагогический потенциал социально-культурной деятельности реализуется как в учебной, так и во внеучебной работе студентов с использованием комплекса разнообразных форм и средств формирования их гражданской ответственности в процессе правового воспитания.