Главная
АИ #35 (217)
Статьи журнала АИ #35 (217)
Педагогический потенциал социально-культурной деятельности в формировании гражда...

Педагогический потенциал социально-культурной деятельности в формировании гражданской ответственности студентов вузов

Научный руководитель

Михайлова Маргарита Ярославна

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

гражданская ответственность
студенты
высшее образование
социально-культурная деятельность
педагогический потенциал

Аннотация статьи

В статье рассматривается роль социально-культурной деятельности в формировании гражданской ответственности студентов вузов. Выделяется педагогический потенциал такой деятельности, ее значение для развития социальных навыков и активного гражданства. Основываясь на опыте работы с вузами, предлагаются практические рекомендации для эффективной реализации этого потенциала.

Текст статьи

Воспитание гражданской ответственности студентов вузов следует сделать непрерывным и системным процессом, привлекая к нему новые общественные объединения, заинтересованные организации и лица, занимающиеся гражданско-правовой деятельностью. Необходимо расширять этот процесс как географически, так и по охвату молодого поколения в различных регионах Российской Федерации. Для достижения этой цели важно использовать педагогический потенциал социально-культурной деятельности, основной характеристикой которой является внедрение достижений культуры в реальную социальную практику.

Применительно к сфере правового воспитания, эта деятельность должна быть направлена на создание условий для свободного раскрытия социально-педагогических и гражданских ресурсов личности студента и студенческого коллектива в целом для освоения норм и ценностей правовой культуры. Социально-культурная деятельность способна повысить уровень организованности студенческого коллектива как активной социальной системы и стимулировать их участие в процессе правового воспитания в вузе посредством реализации социально-творческого потенциала студентов.

Социально-культурные мероприятия, используемые в образовательном процессе, облегчают и усиливают познание студентами мира правовых норм; получение ими знаний об этом мире во всем его многообразии; формирование опыта эмоционально-ценностных отношений к социально-правовой действительности; развитие деятельности, преобразующей правовой мир.

Социально-культурные мероприятия в правовой сфере, развивающие гражданскую ответственность студентов вуза, включают конкретные формы внеучебной деятельности (конференции, вечера, коллективные творческие дела, экскурсии и т. п.), различные виды внеучебной активности студентов (творческая, спортивная, общественная деятельность и т. д.), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т. п.), используемые в процессе правового воспитания.

Развитие гражданской ответственности и формирование гражданских качеств личности происходит быстрее и на более глубоком уровне в процессе общения, участия в коллективных мероприятиях. В то же время, процесс развития гражданской ответственности предполагает учет индивидуальных особенностей студента. Соответственно, эффективная организация правового воспитания должна сочетать индивидуальные, групповые и массовые формы социально-культурной деятельности.

Индивидуальные формы социально-культурной деятельности включают: работу с художественной литературой; подготовку докладов, рефератов, сообщений; решение творческих задач; индивидуальное участие в выставках и смотрах художественной самодеятельности.

Групповые формы работы включают: кураторские часы, игры (викторина, КВН, конкурс и др.), художественно-творческие кружки; творческие объединения и ансамбли; творческие группы; открытые микрофоны; диспуты; коллективные социальные проекты.

Особое значение в формировании гражданской ответственности средствами правового воспитания имеют социально-культурные мероприятия, ориентированные на массовую аудиторию и создающие общую среду овладения правовой культурой в вузе. К ним относятся: публичные лекции, доклады, научно-практические конференции, экскурсии, профессиональные и творческие конкурсы, выставки художественного творчества, встречи с деятелями культуры, фестивали, праздники, вечера, дискотеки.

Наиболее благоприятной для развития гражданской ответственности является внеучебная совместная деятельность по правовому воспитанию с общественно значимым содержанием, когда расширяются ее границы, и студенты могут проявить личностное отношение к широкому кругу людей. Для этого могут использоваться все виды внеучебной работы, способствующие формированию взаимодействий и отношений между людьми в социуме, развитию гражданских качеств студента.

Не меньшую значимость имеет обеспечение единства учебной и внеучебной деятельности – процесса их взаимного обогащения. Теоретические правовые знания, умения и опыт студент приобретает в учебной деятельности, тогда как внеучебная социально-культурная деятельность является уникальной возможностью апробации полученных знаний в реальной социальной практике. Наоборот, дополнительные сведения, полученные во внеучебной деятельности, могут углубляться и подтверждаться на учебных занятиях.

Развитию гражданской ответственности студентов способствует социально-культурное пространство образовательной организации, представляющее собой педагогически организованную среду, в которой интегрируется воспитательный потенциал различных структур для создания благоприятных условий профессионально-личностного развития студентов и их активизации как созидателей собственной жизнедеятельности. Такая среда включает систему социальных связей и отношений, в которой происходит накопление и совершенствование гражданско-правового опыта студентов.

Педагогическими условиями формирования такой социально-культурной среды в вузе выступают:

  • постановка доминирующей цели коллектива вуза – развитие гражданской ответственности каждой отдельной личности, объединяющей педагогов и студентов;
  • определение видов внеучебной деятельности по правовому воспитанию, значимых для всех членов коллектива;
  • развитие студенческого самоуправления, самостоятельности и инициативы студентов и педагогов;
  • позитивное отношение к творчеству, публично демонстрируемому перед широкой аудиторией;
  • наличие отношений «взаимной ответственности» у студентов и педагогов в процессе подготовки и участия в культурно-массовых мероприятиях, деятельности творческих коллективов;
  • обеспечение открытого характера воспитательной системы вуза;
  • взаимодействие с другими социальными институтами для повышения эффективности развития гражданской ответственности студентов.

Воспитательная деятельность педагогов, участвующих в процессе развития гражданской ответственности студентов через социально-культурные мероприятия, формирующие правовую культуру, направлена:

  • на совершенствование личности и взаимоотношений в группе;
  • создание благоприятных условий для развития личности;
  • оптимизацию социальной среды;
  • формирование благоприятного микроклимата общности, включающей студентов.

Вступая во внеучебное взаимодействие со студентами в свободном общении, игре, творческой деятельности, педагог имеет реальную возможность оказывать влияние на развитие их гражданской ответственности и активной гражданской позиции.

Обеспечение социального взаимодействия и гражданско-правовой практики студентов осуществляется посредством организации их социокультурного опыта и жизнедеятельности студенческого коллектива, а также стимулирования их самостоятельности и самодеятельности.

Работа по формированию гражданско-правового опыта предполагает включение студентов в социально и культурно значимые виды деятельности: благотворительные мероприятия для различных категорий населения; работа в службах социальной защиты; благоустройство города, охрана природы и памятников культуры; проведение игр и творческих занятий с детьми. Организация такой деятельности способствует личному и профессиональному самоопределению студентов, приобщает их к гражданским ценностям, обеспечивает их самореализацию в освоенном гражданско-правовом пространстве.

Таким образом, педагогический потенциал социально-культурной деятельности реализуется как в учебной, так и во внеучебной работе студентов с использованием комплекса разнообразных форм и средств формирования их гражданской ответственности в процессе правового воспитания.

Список литературы

  1. Скворцова И.В. (2019). Педагогические условия формирования гражданской ответственности студентов в процессе социально-культурной деятельности. Вестник высшей школы. № 10 (157). С. 46-50. [https://www.vestnik-vsh.ru/article/view/4562] (https://www.vestnik-vsh.ru/article/view/4562).
  2. Демина Е.А., Бурова Н.И. (2020). Социально-культурная деятельность как фактор формирования гражданской ответственности у студентов. Проблемы современного педагогического образования. Вып. 62. С. 22-27. [https://doi.org/10.35679/2073-8473-2020-62-22-27] (https://doi.org/10.35679/2073-8473-2020-62-22-27).
  3. Луппова И.А. (2021). Влияние социально-культурной среды на формирование гражданской позиции молодежи. Социальная педагогика: теория и практика. № 3. С. 63-75. [https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialno-kulturnoy-sredy-na-formirovanie-grazhdanskoy-pozitsii-molodezhi] (https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialno-kulturnoy-sredy-na-formirovanie-grazhdanskoy-pozitsii-molodezhi).

Поделиться

156

Рубцова Л. Э. Педагогический потенциал социально-культурной деятельности в формировании гражданской ответственности студентов вузов // Актуальные исследования. 2024. №35 (217). Ч.II.С. 50-52. URL: https://apni.ru/article/9981-pedagogicheskij-potencial-socialno-kulturnoj-deyatelnosti-v-formirovanii-grazhdanskoj-otvetstvennosti-studentov-vuzov

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября