Франчайзинг существует в бизнес-практике стран мира достаточно давно, и в России его история уже насчитывает несколько десятилетий. Эта модель ведения бизнеса предлагает несколько вариантов своей организации [2, с. 61].
Товарный тип франчайзинга. Широко применяется для расширения каналов продаж. Оформляется в виде дилерских договоров. Франчайзи приобретает эксклюзивное право продавать товары, производимые под маркой головной организации. Эксклюзив распространяется на определенную территорию. Специальных рекомендаций, как пользователю франшизы лучше вести свое дело, не дается.
Очень удобный вариант для тех, кто располагает средствами и опытом создания и развития бизнеса. Товарный франчайзинг обычно предоставляет достаточно большую свободу действий, поскольку главная задача франчайзера – увеличить свои продажи [1, с. 91].
Франчайзинг бизнес-формата. Чаще используется в сфере услуг. Оформляется в виде договоров концессии или лицензионных соглашений. Франчайзер принимает активное участие в деятельности пользователей франшиз, обучая и контролируя их. Бизнес-формат предполагает единообразные для сети технологии работы, организационную структуру, оформление помещений.
Хороший вариант для старта в бизнесе, особенно тем, кто с предпринимательством до этого не сталкивался. Участник сети получает инструкцию, в которой подробно расписано, что и когда делать. Если что-то не понятно, в хорошей сети всегда можно спросить у франчайзера или других франчайзи.
Смешанные типы. На практике довольно часто встречаются различные комбинации: франчайзер описывает жесткие правила, по которым должны происходить бизнес-процессы франчайзи, и поставляет товары или помогает с финансированием. Этот вариант особенно актуален для производственных франшиз, когда производитель оборудования создает себе рынок сбыта таким образом.
Выше рассмотрены франчайзинговые модели, в которых взаимодействуют правообладатель и непосредственные покупатели франшиз. Однако есть еще один тип франчайзинга – мастер-франшизы. Пользователь мастер-франшизы может создавать свои предприятия, а может продавать право открытия другим бизнесменам – субфранчайзи.
Чаще всего мастер-франшизы используются для создания сети в других государствах со сложным для понимания внутренним экономическим климатом. Достаточно много «русифицированных» франчайзинговых сетей развиваются с помощью мастер-франшизы. Выгода от такого сотрудничества для покупателя очевидна, однако затраты на ее приобретение и адаптацию высоки [7, с. 45].
Франшиза «220 Вольт» – это пример товарного франчайзинга. От большинства франчайзинговых проектов, представленных в этом варианте, она выгодно отличается тем, что компания-франчайзер предоставляет новым предприятиям готовые, работающие и эффективные стандарты ведения деятельности.
Вместе с тем, классифицировать франчайзинг можно довольно просто [3, с. 101]:
- по виду торговой деятельности франчайзинг делится на товарный, производственный, сервисный и смешанный;
- по формату ведения деятельности подразделяется на дистрибьюторский и бизнес-формат;
- по типу организации всей системы франчайзинга делится на прямой, мастер-франчайзинг и региональный.
Виды франчайзинга по виду торговой деятельности.
Как понятно из самих названий разновидностей франчайзинга по виду деятельности, товарный франчайзинг подразумевает торговлю товарами, предоставляемыми франчайзером, франчайзи может также пользоваться его методикой продаж. То есть, открывая новый магазин, франчайзи получает продукцию, произведенную франчайзером, схему продаж и работает под его торговой маркой.
Сервисный франчайзинг организовать несколько труднее, чем торговый, так как здесь речь идет не о продукции, производства определенной торговой марки или бренда, а о методике обслуживания посетителей, что требует обучения персонала методологии работы с клиентами. Ярким примером сервисного франчайзинга являются сети химчисток и салонов красоты. Сейчас в России данный вид франчайзинга явно уступает торговому по популярности [4, с. 83].
Производственный франчайзинг предусматривает передачу франчайзи определенных ноу-хау в сфере производства той или иной продукции. Например, компания разработала новый вид напольного покрытия и предлагается своим франчайзи открыть производство данной продукции в своем регионе.
В случае смешанного франчайзинга, франчайзи может одновременно предоставлять услуги сети и предлагать товары данной марки, производить продукцию и торговать ею. Например, салон красоты оказывает парикмахерские услуги и одновременно предлагает косметику франчайзера.
Виды франчайзинга по формату.
Большая часть российских сетей франчайзинга в настоящее время организовывается по типу дистрибуции продукции или услуг под торговой маркой франчайзера.
Только небольшое количество франчайзи выбирает (и может себе позволить это) бизнес-формат, то есть не просто право продажи товаров бренда, а полную концепцию бизнеса – от обучения персонала до методов рекламы и маркетинга.
Виды франчайзинга по типу организации.
Прямой франчайзинг предусматривает заключение договора непосредственно между франчайзером и франчайзи, который становится одним из многих обычных партнеров ведущего предприятия.
Региональный франчайзинг дает франчайзи возможность в будущем самостоятельно расширять сеть в определенном городе или районе и привлекать субфранчайзи, то есть на определенной территории брать на себя все права и обязанности франчайзера.
Мастер-франчайзинг – самая высокая ступень развития бизнеса, когда обычный франчайзи фактически становится франчайзером, со всеми вытекающими правами и обязанностями. Обычно используется крупными международными компаниями для расширения бизнеса в той или иной стране.
Франчайзинг как определенная форма взаимодействия субъектов рынка с присущими ей специфическими признаками существует и признана во многих государствах. Безусловно, в каждом государстве есть свои правила и нормы, регулирующие взаимоотношения сторон, но, в общем и целом можно выделить основные элементы, присущие практически всем системам [3, с. 104]:
- наличие продукта или услуги, который(ая) завоевали свою популярность;
- наличие имени/торговой марки, завоевавшего/шей лояльность потребителей;
- наличие проверенной и имеющей преимущества операционной системы/бизнес системы, использование которой придает хозяйственной деятельности субъекта рынка новое качество;
- способность к тиражированию, т.е. возможность заинтересовать к использованию отработанной системы других самостоятельных субъектов рынка.
Эти основные элементы являются определяющими для установления возможности использования франчайзинга в практической плоскости (т.е. для франчайзера), но не достаточными по существу взаимоотношений между субъектами рынка. Франчайзинговая система дает франчайзеру целый ряд преимуществ. По определению, франчайзер – предприниматель, который создал эффективный бизнес и получил большую прибыль. Предприятие продолжает успешно работать, это служит доказательством того, что при создании бизнеса по такой же модели, новый бизнес имеет высокие шансы стать успешным. Бизнес франчайзера, как правило, работает на проверенном рынке и имеет хорошую репутацию среди потребителей [6, с. 76].
При организации франчайзинга сеть распространяется на новые территории и приносит прибыль для дальнейшего распространения и развития. Это весьма существенно в случаях, когда основатели хотят распространиться на региональном, национальном или на международном уровнях. При приобретении полной франшизы франчайзи делают внушительный первоначальный взнос и в дальнейшем вносят ежемесячные отчисления от прибыли на рекламу и в качестве премии франчайзеру.
При подписании нескольких дополнительных договоров, франчайзер может предоставлять услуги по усовершенствованному менеджменту и консалтингу. Обе сделки, как первоначальная продажа франшизы, так и продажа дополнительных услуг служат для франчайзера еще одним источником дохода. Часть средств, которые франчайзи ежемесячно платят франчайзеру, возвращается им же в качестве поддержки для обучения персонала, предоставления консультаций и т.п.
Франчайзинг имеет явное преимущество в виде хорошей рекламы. Чем больше франчайзи подключились к сети, тем больше потребителей узнали о преимуществе предприятий франчайзинга на рынке. Таким образом, использование рекламы в одном заведении автоматически увеличивает число продаж в каждом предприятии франчайзинговой сети.
Преимущества франчайзинга как формы ведения бизнеса для развития малого и среднего бизнеса в стране, а также для развития регионов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Преимущества франчайзинга как формы ведения бизнеса для развития малого и среднего бизнеса в стране, а также для развития регионов
Для развития малого и среднего бизнеса в стране | Для развития регионов |
---|---|
стимулирует развитие общей культуры предпринимательских отношений; | новые рабочие места; |
облегчает введение в бизнес инновационных технологий; | вовлекает более широкие слои населения в современные экономические процессы; |
побуждает предприятия к добросовестной конкуренции; | развивает третичный сектор экономики; |
создает комплексную систему практического обучения предпринимательству без создания специальных учебных структур и программ; | повышает уровень жизни и экономической грамотности населения; |
способствует привлечению инвестиций в российскую экономику; | улучшает потребительский спрос на качественные товары и услуги; |
способствует улучшению прозрачности бизнеса и собираемости налогов. | симулирует снижение различий экономического развития между регионом и центром; |
повышает инвестиционную привлекательность. |
Источник: составлено автором
Продолжая данное исследование следует отметить, что потребность малых предприятий как таковых еще и в том, что, осуществляя на сегодняшний день достаточно серьезную конкурентную борьбу за свое непосредственное выживание на рынке, им необходимо все же постоянно предпринимать меры для развития. Кроме того, они вынуждены существенно приспосабливаться к текущим сегодня рыночным условиям, которые постоянно изменяются. Это связано с тем, что таким предприятиям постоянно нужно оставаться на плаву, а также есть необходимость в получении средств, которые необходимы для существования.
В целом, предприятия, которые осуществляют свою деятельность в сфере малого бизнеса, в последующем могут дать экономике Российской Федерации всю необходимую насыщенность конкретного рынка, а также предпосылки к последующей устойчивости цен, действующих на данном рынке. Они создают среду конкуренции, которой в последствии так не хватало ранее действующим крупным монополистам как игрокам в сфере бизнеса.
Как следствие, франчайзинг – это ни что иное, как единственная стратегия, которая способствует коммерциализации интеллектуальной собственности. При этом, указанная форма ведения бизнеса дает возможность в последующем обеспечить комплексный доступ совершенно любого пользователя ко всем элементам, имеющим здесь интеллектуальный капитал.
Итак, в качестве особенностей, характерных для развития франчайзинга на территории Российской Федерации, следует отнести следующие:
- наиболее популярные отрасли экономики, на которые обращается внимание при открытии франшиз. Это, прежде всего, сфера общественного питания, сфера осуществления розничной торговли, а также сфера бытового обслуживания населения;
- самостоятельность, которая характерна для развития рассматриваемой нами формы ведения бизнеса со стороны предпринимателей страны;
- законодательная база, которая действует в Российской Федерации на сегоняшний день н елишена недостатков в отношении рассматриваемого вопроса. Как следствие, на юридическом уровне не нашла своего отражения единая система стандартов, посредством которой можно вести франчайзинговую деятельность как таковую;
- слабая поддержка, оказываемая со стороны банковских учреждений, которые могли бы предложить достаточно выгодный банковский продукт для развития франчайзинга как формы ведения бизнеса;
- на территории России начинают укрепляться новые сферы франчайзинга. В частности, речь идет о ремонте автомобилей, а также сфере здравоохранения (аптечный бизнес).
В соответствии с данными, которые подготовлены Международной Ассоциации Франчайзинга, на сегодняшний день во всем мире можно насчитать порядка 16,5 тыс. франчайзеров, а также, собственно, более 1,2 млн франчайзи. При этом, объем продаж, которые осуществляются посредством франчайзинговых сетей, на сегодняшний день составляет примерно 1,5 трлн долл. Указанный бизнес-процесс обеспечивает занятость в общей сложности около 12 млн человек. Вместе с тем, следует обозначить, что франчайзинговые фирмы создают на сегодняшний день примерно 13% ВВП. При этом, некоторые крупные фирмы, которые являются франчайзеры, также насчитывает в своем арсенале около 1000, а также более партнеров, применяющих указанную форму ведения бизнеса [5].
В целом со всех мировых развитых стран на сегодняшний день именно США – это, как раз, несомненный лидер, который занимает первенство в развитии указанной формы ведения бизнеса. Так, в стране на государственном и законодательном уровне были в последствии созданы все условия, которые должны быть применимы для его последующего, а также наиболее эффективного развития. Вместе с тем, в стране действуют законы, положения которых направлены на защиту франчайзи возможных от мошенников. Следует отметить, что такое внимание франчайзингу на сегодняшний день уделяется в связи с тем обстоятельством, что в США указанная форма ведения бизнеса воспринимается в качестве основного, а также главного стимула, который оказывает благоприятное влияние на процессы национальной экономики. Кроме того, благодаря указанной форме ведения бизнеса у страны появились возможности к тому, чтобы обогнать другие страны по такому показателю, как уровень их развития.
Отдельно следует отметить, что правительство страны оказывает любую поддержку для того, чтобы франчайзеры сумели выйти на международный уровень своего развития.
В таблице 2 представлены данные, которые отражают динамику развития франчайзинга в США.
Таблица 2
Динамика показателей развития франчайзинга в США в 2014-2018 гг.
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
---|---|---|---|---|---|
Франчайзинговые предприятия, ед. | 747359 | 757857 | 769782 | 782573 | 795932 |
Занятость населения, тыс. чел. | 8127 | 8334 | 8573 | 8834 | 9112 |
Производство продукции, млрд долл. | 768 | 804 | 845 | 892 | 944 |
Источник: составлено по http://www.franchise.org/ (дата обращения 20.06.2020).
На основании данных, приведенных в таблице 2, мы можем отметить то обстоятельство, что ежегодно в стране показатели развития указанной формы ведения бизнеса растут. Данный фактор означает то обстоятельства, что сам бизнес как таковой развивается и в последствии дает возможность в последующем открывать для себя новые пути с целью последующего расширения деятельности, а также развития бизнеса.
В целом, доля продаж, которая осуществляется в США посредством использования системы франчайзинга, на сегодняшний день составляет примерно 42%. Данный показатель высчитывается от общего объема осуществленных в стране розничных продаж. Следует отметить, что аналогичный показатель на сегодняшний день в Европе и, собственно, составляет от 5 до 30% [5].
Что же касается последней, то следует отметить, что в Европе франчайзинг, как эффективная форма ведения бизнеса, признана одной из наиболее перспективных систем, которые применяются для его развития. При этом, активность, которая имеет место в вопросах формирования, а также последующего продвижения сетей, в целом наблюдается на всей территории страны. В качестве одного из наиболее крупных держателей франшиз можно назвать следующие страны: Францию, Испанию, а также Германию.
Что касается стран Азии, то следует отметить, что некоторые формы франчайзинга в данном регионе используются достаточно давно. Однако, современный франчайзинг, для которого характерен бизнес-формат, как ни странно, начал использоваться после осуществления выхода на азиатский рынок самых разных зарубежных марок. При этом, последние в Азии имеют достаточно большой успех, в частности когда речь идет о США [5].
Также отдельно следует добавить, что в целом успех франчайзинга как особой и эффективной бизнес-стратегии в большей степени имеет зависимость от того обстоятельства, на сколько имеет место поддержка, которая оказывается со стороны государства. Кроме того, в данном случае следует учитывать серьезность отношения, которое адресовано в отношении продвижения разного рода торговых марок. Также учитываются такие критерии, как устойчивость самой стратегий, а также силы маркетинговых позиций.
Таким образом, проведя данное исследование, следует отметить, что все отмеченные виды и формы франчайзинга способствуют формированию единообразной сети, направленной на эффективное распределение капиталовложений, а также создание широкой системы, способствующей сбыту товаров и услуг. Кроме того, посредством применения франчайзинга происходит усиление конкурентных преимуществ участников сети в отношении к другим участникам данного рынка. Вместе с тем, доступной становится возможность более быстрого выхода на рынок, при этом с минимальным риском, который несут новые участники системы. Поэтому, следует полагать, что франчайзинг дает большие шансы на успех для всех своих участников и таким образом становится достаточно более популярным способом, направленным на организацию бизнеса во всем мире.