Главная
АИ #35 (217)
Статьи журнала АИ #35 (217)
Актуальные вопросы преподавания ОБЗР с учетом требований новых ФГОС

Актуальные вопросы преподавания ОБЗР с учетом требований новых ФГОС

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

ОБЗР
актуальность преподавания
основы военной подготовки
уровень безопасности

Аннотация статьи

В статье рассматриваются актуальные вопросы преподавания ОБЗР с учетом требований новых ФГОС.

Текст статьи

Федеральным законом от 19.12.2023 № 618-ФЗ, который вступил в силу со дня его официального опубликования 19.12.2023, с 1 сентября 2024 года вводится в основной и в средней школе обязательный учебный предмет – «Основы безопасности и защиты Родины».

1. Почему актуально вводить учебный предмет ОБЗР?

  • Учебный предмет ОБЗР помогает подготовить учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях, повышая их безопасность.
  • В условиях современного мира, где угрозы терроризма, природных катастроф и других чрезвычайных ситуаций становятся все более актуальными, знания по ОБЗР становятся необходимыми для всех. А для нас вдвойне актуально, т. к. мы живем в приграничной территории.
  • Обучение ОБЗР способствует формированию у учащихся навыков самозащиты, позволяя им эффективно действовать в экстремальных ситуациях.

2. Какие преимущества может принести введение учебного предмета ОБЗР?

  • Увеличение уровня безопасности обучающихся и общества в целом.
  • Формирование у учащихся ответственного отношения к собственной безопасности и безопасности окружающих.
  • Развитие навыков планирования и организации действий в чрезвычайных ситуациях.
  • Повышение общей готовности общества к реагированию на различные угрозы и катастрофы.

3. Какие возможные проблемы могут возникнуть при введении учебного предмета ОБЗР?

  • Недостаточное финансирование на закупку необходимого оборудования и материалов.
  • Необходимость разработки специальных учебных программ и методических материалов для обучения ОБЗР.
  • Возможные сложности с интеграцией предмета в учебный план и программу обучения.

«Основы безопасности и защиты Родины» в основной школе:

  • должно обеспечить, в частности, понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности и защиты Родины, а также роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения, а предметные результаты отражать понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
  • формирование установки на здоровый образ жизни;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
  • знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение оказать первую помощь пострадавшим, принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации.

В средней школе требованиями стандарта по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины» (базовый уровень) предусматривается:

  • знание школьниками роли государства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных ситуаций;
  • понимание необходимости граждан к защите Отечества;
  • безопасности на дорогах, на природе, личного поведения при чрезвычайных бедствиях;
  • умение оказывать первую помощь при кровотечениях, отравлениях и ожогах и прививать любовь к здоровому образу жизни, отказу от курения и алкоголя.

У школьников должны быть сформированы:

  • знания об элементах начальной военной подготовки, в том числе строевой, тактической, огневой, инженерной и военно-медицинской;
  • о правилах оказания первой помощи в условиях ведения боевых действий;
  • об общевойсковых уставах, о правилах оказания первой помощи в условиях боевых действий;
  • нетерпимость к проявлениям насилия в социальном взаимодействии, личная антиэкстремистская и антитеррористическая позиция;
  • а также получены представления о боевых свойствах оружия массового поражения и способах защиты от него;
  • о беспилотниках воздушных и морских и их использовании в условиях современного боя;
  • о том как противостоять опасностям (в том числе криминогенного толка) в цифровой среде;
  • школьники будут изучать правила дорожного движения, основы пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях.

Содержание предмета представлено одиннадцатью модулями, которые непрерывно обеспечивают изучение предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования. Общее количество часов осталось прежним.

Программы позволяют учителю построить освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности и защиты Родины.

Особенности нового предмета

В обновлённую рабочую программу ОБЗР был добавлен модуль «Основы военной подготовки». Модуль отличается объёмным содержанием: на его изучение в 8–9 классах отведено 9 часов, а в 10–11 классах – 12 часов.

Некоторые другие модули были модернизированы.

Модуль «Основы военной подготовки»

Новый модуль посвящён изучению состава Вооруженных сил Российской Федерации, их назначению, основам технической подготовки и связи, тактической, огневой, строевой, военно-медицинской подготовке. В условиях отсутствия единого учебника по ОБЗР преподавание нового модуля становится затруднительным. Военная подготовка предполагает изучение сложных тем, среди которых можно отметить строевые приёмы и движения, тактико-технические характеристики образцов вооружения, функционал БПЛА, фортификационное оборудование позиций отделения.

Модернизированные модули

Модуль «Безопасность в информационном пространстве» теперь рассматривает темы дезинформации и фейков в сети Интернет, подразумевает воспитание цифровой культуры, в том числе кибергигиены. Учащимся предстоит узнать о вредоносных программах и приложениях, опасных явлениях цифровой среды и способах предупреждения угроз, правилах противостояния манипуляции и кибербуллингу.

Модуль «Основы медицинских знаний» дополнен информацией об оказании первой помощи и о тактической медицине. Среди содержательных изменений нового предмета следует отметить введение тем по тактической медицине. Теперь они ориентированы на оказание помощи в условиях боевых действий.

Учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» будет проводиться 1 раз в неделю. Дополнительно к полученным на уроках знаниям будут проходить учебные сборы, обучение практическим навыкам. В прошлом году в школе мы уже проводили, и в этом году планируем дни здоровья, дни единых действий, учения для отработки практических навыков. К преподаванию предмета мы будем привлекать участников специальной военной операции, ветеранов военных действий, сотрудников МЧС, медицинских работников. В предыдущем году мы уже практиковали использование этого опыта в преподавании предмета. Школа сотрудничала с Шебекинской организацией ОООИВА «Инвалиды-войны». Мы провели встречу с представителями этой организации. Ветеран боевых действий Прилуцкий Александр Иванович и его коллеги помогли учащимся расширить знания ребятам по теме «Основы военной подготовки». Регулярно проходят встречи с участниками СВО. Неизгладимый след оставил урок мужества «Никто кроме нас», который провел гвардии майор ВДВ 45-й разведывательной бригады специального назначения Толмачев Артем. Встреча с сотрудниками МЧС была огромной помощью в преподавании предмета.

Из-за изменившихся условий жизни и более высокого уровня комфорта современный молодой человек в возрасте 17–18 лет часто представляет собой инфантильного юношу, во многом не готового к реальной жизни. Инфантильность – это сохранение в мышлении и поведении взрослого человека особенностей, которые характерны для детского возраста.

К таким особенностям могут относиться:

  • нежелание нести ответственность;
  • отказ соблюдать общественные нормы поведения;
  • эгоцентризм;
  • отсутствие жизненных целей;
  • неспособность принятия самостоятельных решений;
  • незрелость суждений.

Сегодня мир ступил в эпоху турбулентности (учащаются и обостряются социальные и международные конфликты, отягощенные ростом насилия, что находит выражение в настроениях растерянности и тревоги, интенсивности мятежей, революций, войн, захватывающих сильнейшие государства и существенно нарушающих их внутренний социальный порядок, а также порядок международных отношений).

Таким образом, наши дети, внуки должны быть готовы к тому, что страну надо будет защищать, поэтому, согласно новым стандартам, ученики должны:

  1. Быть готовыми к защите Отечества;
  2. Сформировать антиэкстремистскую и антитеррористическую личностную позицию;
  3. Знать о роли России в современном мире, о роли Вооруженных сил РФ в обеспечении защиты государства и положения воинских уставов;
  4. Знать основы строевой, тактической, огневой, военно-медицинской и технической подготовки;
  5. Знать правила оказания первой помощи в условиях боевых действий;
  6. Знать о безопасном обращении с оружием;
  7. Знать об оружии массового поражения и защите от него;
  8. Знать о применении БПЛА;
  9. Сформировать нетерпимость к проявлениям насилия в социальном взаимодействии;
  10. Знать о безопасном общении в интернете и уметь распознавать фейки;
  11. Испытывать гордость за свою Родину.

Список литературы

  1. Айзман Р.И., Королев В.А. Значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников // Сибирский педагогический журнал № 7.
  2. Смолеусова Т.В. Проблемы реализации требований ФГОС на уроке и внедрение инноваций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета № 6.
  3. Федеральная рабочая программа основного общего образования «Основы безопасности и защиты родины» // Институт стратегий развития образования федеральное государственное бюджетное научное учреждение. Москва – 2024.

Поделиться

2521

Полякова Л. А., Махонина Е. В. Актуальные вопросы преподавания ОБЗР с учетом требований новых ФГОС // Актуальные исследования. 2024. №35 (217). Ч.II.С. 46-49. URL: https://apni.ru/article/9999-aktualnye-voprosy-prepodavaniya-obzr-s-uchetom-trebovanij-novyh-fgos

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января