Главная
АИ #17 (44)
Статьи журнала АИ #17 (44)
Фотография как способ раскрыть нежность и силу женщины

10.5281/zenodo.11259691

Фотография как способ раскрыть нежность и силу женщины

Автор(-ы):

Марголина Виктория Михайловна

24 апреля 2021

Секция

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

портретная фотография
нежность и сила женщины
история фотографии
феминизм и медиа
социальные сети и самопрезентация
гендерные стереотипы
техники создания портретов
изменение представлений о красоте

Аннотация статьи

В работе обращается внимание на историческое развитие портретной фотографии, начиная с эпохи пикториализма и заканчивая современными тенденциями, тем самым демонстрируя изменение в подходах к изображению женщин с учетом социальных и культурных сдвигов; исследование базируется на анализе работ известных фотографов и изменений в представлении женщин в медиа и искусстве, в том числе влияние феминизма, современных медиа и социальных сетей на самооценку женщин и их самопрезентацию через фотографию. Далее, анализируются технические и композиционные принципы создания портретов, в том числе освещение, композиция и выбор момента, которые помогают раскрыть внутренний мир изображаемых женщин. В качестве методов исследования автор использует сравнительный анализ и кейс-стади по изучению конкретных фотографических работ, чтобы обосновать эволюцию восприятия женской натуры через фотографию. Результаты работы демонстрируют, как фотография стала средством борьбы со стереотипами и способом выражения глубины женской личности, сочетая в себе нежность и силу. В заключении статьи говорится о том, что портретная фотография – это не только искусство, но и инструмент социальных изменений, который помогает продвижению идей равенства и разнообразия. Материалы статьи представляют практическую ценность для фотографов, исследователей искусства, и всех интересующихся вопросами гендерной равноправности и самовыражения через искусство.

Текст статьи

Введение

В начале своего развития портретная фотография требовала длительной выдержки и использования громоздкого оборудования, что делало ее доступной только для обеспеченных слоев населения, а сами портреты того времени были статичны и выдержаны в лучших традициях классической живописи, но с появлением пикториализма в конце XIX – начале XX веков начался процесс трансформации фотопортрета из строгой документальности в более художественную и выразительную форму. Художники, такие как Г. П. Робинсон и Дж. М. Кэмерон, стали экспериментировать с мягким фокусом и множественной экспозицией, чтобы придать своим работам эмоциональную глубину и художественную выразительность [5].

С началом XX века и развитием кандидной фотографии произошел сдвиг акцентов в сторону более естественного и непосредственного изображения человека, так фотографы стали фиксировать моменты из повседневной жизни, захватывая подлинные эмоции и нестроенные позы своих моделей, в этот же период отмечается уличной фотографии, которое проявляется в работах многих известных фотографов, таких как Э. Стейхена и Р. Аведона, которые смогли уловить не только внешний облик, но и внутренний мир своих субъектов [6].

Конец XIX и начало XX веков стали временем бурного развития фотографии как искусства, А. Стиглиц и его коллеги активно способствовали использованию фотографии в круг изобразительных искусств, создавая галереи и выставки, где фотографии выставлялись наравне с картинами, например, такие фигуры, как Д. Арбус и Р. Мапплторп, показали, что фотография способна не просто фиксировать реальность, но и выражать идеи, исследовать сложные темы и вызывать живые дискуссии.

С развитием технологий в портретной фотографии наступил новый этап, характеризующийся возможностями мгновенного просмотра и корректировки с настройками, сейчас современный портрет характеризуется инклюзивностью, где фотографы исследуют нестандартные техники и стили, а развитие аматорской фотографии стало причиной появления новых взглядов и идей, в то же время социальные сети и селфи изменили отношение к самопрезентации и самовыражению через портреты. В портретной фотографии нашей эпохи делается упор представлению и разнообразию, преодолевая традиционные стандарты красоты и расширяя понятие о том, кто и как может быть изображен, влияние модной индустрии на портретирование проявляется в особенностях позирования, освещения и ретуширования, и в стремлении фотографов зафиксировать черты и индивидуальность своих субъектов, тем самым пытаясь «поймать» подлинность и разнообразие человеческих историй.

Основная часть

Влияние культурных и социальных изменений на изображение женщины в фотографии

Что касается изображения женщин, то еще с начала движения за права женщин и развитием феминизма произошли изменения в том, как женщины представлены в медиа, в том числе и на фотографии, так, в 1960-х и 1970-х годах, на волне второй волны феминизма, были предприняты активные попытки борьбы с ограниченным и стереотипным изображением женщин в медиа – феминистки критиковали способы, которыми медиа укрепляли стереотипы и поддерживали подавление женщин. С тех пор наблюдается определенный прогресс в представлении женщин в медиа: увеличилось количество женских персонажей в ведущих ролях и количество женщин, работающих за кулисами медиаиндустрии, но до достижения полного гендерного равенства в медиа еще далеко. Женщины продолжают быть недопредставлены в творческих ролях, а женские персонажи часто все еще изображаются стереотипно, в добавок, медиа часто игнорируют пересечение гендера с другими формами угнетения, такими как раса, класс и сексуальность на которые феминистское движение обращает внимание в последние годы [9].

Далее, изменение представления женщин в рекламе и журналах, пример – кампания «This Girl Can» от Sport England, которая показывала обычных женщин вместо идеализированных образов, стал знаковым моментом, демонстрирующим стремление к более реалистичному и разнообразному изображению женщин [10], после этого женские журналы активно занимаются культурно значимыми вопросами, проводят кампании по социальным и политическим темам, таким как разрыв в оплате труда мужчин и женщин, и в общем и целом стараются показывать интересы своих читательниц.

Основы создания портрета

Само создание портрета требует внимания к трем главным принципам: свету, композиции и моменту – освещение влияет на настроение и контраст изображения, использование различных источников света, в том числе естественный свет и искусственное освещение, такое как студийные светильники, вспышки и светодиодные лампы, которые создают выразительные кадры, а понимание и применение различных техник освещения, например, таких как контровое освещение для создания силуэта объекта на ярком фоне, римское освещение для отделения объекта от фона и заполняющая вспышка для добавления света объекту без сильного влияния на фон создает сильное визуальное впечатления [8].

Композиция – это еще один компонент портретной фотографии, в который входит расположение элементов в кадре, в том числе объект, освещение и фон; использование правила третей, которое делит кадр на девять равных частей с помощью двух вертикальных и двух горизонтальных линий помогает фотографу создать сбалансированные и эстетически приятные фотографии, а использование ведущих линий для привлечения взгляда зрителя к объекту и создание глубины поля для фокуса на объекте или отвлечения от отвлекающих элементов в фоне добавляет динамику и эмоциональность портретам.

Выбор подходящего момента позволяет зафиксировать сущность личности, взаимодействие между людьми или значимое событие в жизни – от новорожденной фотографии и портретов, на которых отмечаются важные моменты жизни, такие как выпускной или свадьба, до более неформальных семейных портретов и портретов домашних животных, показывающих естественные отношения и эмоции.

С другой стороны, для того чтобы портретная фотография раскрыла внутренний мир модели стоит уделить внимание не только технике съемки, но и подходу к созданию изображения, здесь главными являются использование света, выбор углов и применение реквизита: например, разнообразие источников света, как естественных, так и искусственных, предоставляет фотографу возможности для экспериментов – использование цветных гелей меняет настроение снимка или цветовую температуру, делая кожу модели более теплой или, наоборот, охлаждая общий тон изображения, также нужно не забывать о направленности света: боковое освещение создает глубину и объем, в то время как контровое освещение выделяет силуэт модели.

Также на восприятие модели влияет выбор угла съемки, ведь традиционно большинство портретов снимают на уровне глаз, но эксперименты с ракурсом приводят к неожиданным результатам, например, съемка сверху делает модель более защищенной и уязвимой, а съемка снизу придает ей доминирующие черты, так, добавляется динамика в портрет.

Еще один элемент применение реквизита – служит не только декоративной функции, но и рассказывает историю, выделяет определенные черты личности или увлечения модели; от правильно подобранного реквизита зависит восприятие всего портрета.

Наконец, не менее важен момент, когда фотограф нажимает на кнопку, то есть, чтобы уловить и передать внутренний мир модели, фотографу нужно стремиться к созданию нужной атмосферы во время съемки и быть внимательным к эмоциям модели, зачастую самые запоминающиеся портреты получаются в моменты, когда модель перестает позировать и показывает свою настоящую сущность.

Нежность и сила через объектив

Для создания женского портрета, в котором удачно сочетаются нежность и сила главной составляющей является осмысление и применение образных возможностей освещения, которое придает образу объемность, выделяет его характеристики и настроение, здесь также различные типы освещения усиливают желаемые качества портрета, такие как загадочность или открытость, детскую чистоту или зрелую уверенность, а примерами служат работы Рембрандта и В.А. Серова, где разное освещение используется для создания образа, которое делает его одновременно нежным и сильным [2].

С другой стороны, баланс между мужской и женской энергиями в человеке имеет значение не только в психологии, но и в искусстве, в частности, в создании портретов, так, мужская энергия, ассоциируемая с выживанием, справедливостью, амбицией и силой выражается в решительных чертах лица, сильной позе и взгляде, отражающем уверенность и волю к победе. А женская энергия, напротив, связана с эмоциональным миром, общением, принятием, эмпатией, терпением и гибкостью, которые изображаются через мягкие линии, теплые цвета и выражение лица, отражающие открытость и умение к эмоциональному сочувствию. Данное сочетание в женском портрете создает образ, одновременно показывающий и нежность, и силу, и глубину женской натуры, так как для женщины гармоничное сочетание двух этих энергий является ключом к ее внутреннему благополучию и самовыражению для создания непобедимого, уверенного и счастливого образа во всех сферах жизни.

Рассмотрим некоторые примеры работ того, как фотографы достигают гармонии между нежностью и силой в женском портрете, например, здесь на фотографии изображена женщина, сидящая в автобусе с опущенной головой и открытыми глазами, в позе, которая выражает утомление, задумчивость и загадочность (см. Рисунок 1). Свет, падающий сквозь окно, мягко обрамляет ее лицо и плечи – создается теплая атмосфера. Взгляд модели направленный прямо в камеру придает изображению интроспективность и нежность, которая дополнительно усиливается бледными, пастельными тонами одежды и интерьера автобуса, в то время как сила проявляется в выразительности татуировки, которая отчетливо видна на ее руке и добавляет контраста образу. Фотограф использует глубокую резкость, чтобы сфокусировать внимание на лице и руке модели, в то время как фон остается немного размытым, с помощью данного приема зритель фокусируется на эмоциональном состоянии персонажа.

image.png

Рис. 1. Фотограф неизвестен – Без названия

Другой пример – черно-белый портрет, который представляет женщину с серьезным, но в то же время проницательным взглядом (см. рисунок 2), здесь нежность портрета достигается благодаря мягкому освещению, которое ласково подчеркивает черты лица, создавая нежные переходы тонов от светлых к темным, а сила портрета исходит из уверенности, которую излучает взгляд модели – прямой и открытый, он обращен прямо в камеру создаётся ощущение несгибаемости характера.

Коса, лежащая на плече, добавляет элемент традиционной женственности, в то время как отсутствие одежды на плечах демонстрирует силу и уязвимость одновременно; контраст света и тени на лице, простота украшений (видны только серьги) – природная красота и сила модели, они не отвлекают внимание от каких-либо внешних атрибутов и сосредотачивают зрителя на внутренней сущности.

 image.png

Рис. 2. Джон Баума – Амина

В следующей работе силу и нежность можно уловить в простоте и экспрессии кадра (см. Рисунок 3), в связи с тем, что фотография выполнена в зеленых и нейтральных тонах, она ассоциируется с покоем и естественностью, а общая композиция усиливает ощущение уединения и сосредоточенности, обрамляя модель зеленым растительным фоном, который добавляет фотографии мягкость и природную гармонию.

Модель смотрит прямо в камеру, ее взгляд проникновенный и открытый, взгляд в сочетании с легким наклоном головы и слегка приоткрытым ртом создает ощущение чуткости и доступности, цвет волос модели, насыщенный и темный, контрастирует с окружающей зеленью и светлой одеждой, добавляя образу динамичности и смелости.

Одежда модели проста, но ее структура и цвет показывают ее самоуверенность: свободный белый пиджак может символизировать силу и независимость, в то время как нежность вносит в образ спокойствие и утонченность чистыми и простыми линиями одежды.

Эмоциональное напряжение фотографии скрыто, но ощутимо через элементы позы, взгляда и одежды, которые в совокупности создают образ женщины, одновременно прочной и чувственной, фотограф достигает данного баланса, избегая излишних деталей и больше фокусируясь на субъекте, ее естественной красоте и выразительности.

image.png

Рис. 3. Стивен Ритцер – Мишель

 Психологический аспект искусства фотографии

Сам вопрос влияния портретной фотосессии на самооценку и самосознание женщин предполагает психологические и социальные факторы, связанные с восприятием собственного образа, например, сейчас в эру социальных сетей, которые предоставляют пользователям возможность публикации фотографий и получения на них обратной связи имеют заметное влияние на них. Связано это с тем, что оценка со стороны окружающих, выраженная через лайки, комментарии и просмотры влияет на восприятие собственной персоны, так, например, положительные отзывы и одобрение укрепляют самооценку, тогда как отсутствие ожидаемого внимания или критические замечания ее занижают [1].

Не стоит забывать также о том, что соцсети формируют определенные стандарты красоты и успешности, с которыми индивидуальные пользователи невольно сравнивают себя, данное сравнение оказывает давление и ведет к нереалистичным ожиданиям относительно собственной внешности и достижений.

Портретная фотосессия, будучи средством создания идеализированного образа, в этом смысле становится как положительным, так и отрицательным «рычагом», ведь с одной стороны, качественные и привлекательные портреты улучшают самооценку за счет повышения уверенности в собственной привлекательности, а с другой, они могут стать причиной создания нереалистичного образа «идеального я», достичь которого в повседневной жизни невозможно, и вследствие которого личность приходит к фрустрации и снижению самооценки.

Но также, фотография как инструмент борьбы со стереотипами и предрассудками, особенно с точки зрения гендерных вопросов – средство для продвижения идей равенства и разрушения устаревших представлений о ролях женщин в обществе, демонстрация компетентности, достижений и личных историй женщин в профессиях и ролях, которые традиционно считаются мужскими, тем самым помогая разрушению устоявшихся представлений и продвигая идеи равенства.

Как отмечается в докладе ООН, несмотря на успехи женщин в различных областях, СМИ и реклама все еще поддерживают устаревшие гендерные стереотипы, в этом смысле особенно стоит стимулировать создание и распространение контента, который отражает реальные достижения и жизненный опыт женщин для того, чтобы изменить общественные взгляды [4].

А случай с видеороликом в Казахстане, того как внешний вид женщины и ее выбор одежды становится поводом для возникновения стереотипного мышления и предвзятого отношения, вызвал широкую общественную реакцию и критику, демонстрируя неприемлемость подобных «поучений» и потребностью в борьбе с «виктимблеймингом». В сюжете видеоматериала представлена ситуация, когда главная героиня, облаченная в короткую юбку, занимает место в автомобиле такси, где ее наряд заставляет водителя ошибочно предположить о ее профессии, связанной с оказанием интимных услуг, после чего он спрашивает о «цене» таковых. Продолжая диалог, водитель объясняет девушке, что, как по служебной форме люди различают полицейских и врачей, так и он по одежде героини принял ее за сотрудницу, оказывающую интимные услуги. Авторское послание видео выражено через призыв к представительнице казахской нации обращать внимание на свой внешний вид и стиль одежды в ключе соблюдения традиций скромности и порядочности. То есть общественный резонанс говорит о критическом отношении в массах к созданию и распространению медийного контента, поддерживающий стереотипное мышление и дискриминацию, и на этом фоне можно заметить как фотография и видео становятся как средством усиления предрассудков, так и инструментом для их преодоления, в зависимости от контекста их использования [7].

Заключение

Так, в отличие от традиционного искусства, где женская красота часто идеализировалась и подчинялась определённым канонам, с развитием фотографии и её становлением как искусства, меняется и сама концепция красоты, например, если взглянуть на современных художников, воспевающих женскую красоту, становится очевидным, что фотография содействует отходу от стереотипов и поощряет индивидуальность и естественность.

В современном мире красота всё чаще ассоциируется не с идеальными формами, а с оригинальностью, харизмой и внутренним миром человека, то есть фотография, как никакое другое искусство, способна передать эмоции, настроение и даже историю за один кадр, ведь она демонстрирует, что красота – это не только внешние данные, но и умение быть собой, выражать себя через свой взгляд, позу, мимику [3].

Статусы и высказывания о красоте, которые распространяются в интернете, от шуток и цинизма до восхваления естественности и индивидуальности – всё это отражает современные тенденции восприятия красоты, всё это разнообразие взглядов на женскую красоту, а женщины поощряются быть не только красивыми в классическом понимании, но и быть самобытными личностями с собственной историей и характером.

Список литературы

  1. Батурина Н. В., Зацепина О. А. Влияние социальной сети Instagram на восприятие образа тела у молодых женщин // Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – № 7 (87). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnoy-seti-instagram-na-vospriyatie-obraza-tela-u-molodyh-zhenschin (дата обращения: 10.04.2021).
  2. Бережнюк И. В. Женские образы в портретах жжованни Больдини и Валентина Серова // StudNet. – 2020. – № 9. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskie-obrazy-v-portretah-zhzhovanni-boldini-i-valentina-serova (дата обращения: 11.04.2021).
  3. Грекова Е. И. Индустрия красоты в современном медиакультурном пространстве // Человек в мире культуры. – 2017. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/industriya-krasoty-v-sovremennom-mediakulturnom-prostranstve (дата обращения: 12.04.2021).
  4. Как бороться с гендерными стереотипами в средствах массовой информации? // Новости ООН. – 2016. – URL: https://news.un.org/ru/audio/2016/03/1032891.
  5. Кинжаева Э. А. Феномен «пикториализма» и его значение в истории японской фотографии // E-Scio. – 2020. – № 5 (44). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-piktorializma-i-ego-znachenie-v-istorii-yaponskoy-fotografii (дата обращения: 09.04.2021).
  6. Климанова К. Появление документальной эстетики в фэшн-фотографии США и Европы первой половины XX века // Артикульт. – 2011. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poyavlenie-dokumentalnoy-estetiki-v-feshn-fotografii-ssha-i-evropy-pervoy-poloviny-xx-veka (дата обращения: 10.04.2021).
  7. Саурамбаева А. Как идет борьба с гендерным неравенством и стереотипами в казахстанском обществе? // CABAR.asia. – URL: https://cabar.asia/ru/kak-idet-borba-s-gendernym-neravenstvom-i-stereotipami-v-kazahstanskom-obshhestve#_ftn13.
  8. Хидирова К. С. Изобразительные и выразительные средства кинофотоискусства // Oriental Art and Culture. – 2019. – № IV (1). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izobrazitelnye-i-vyrazitelnye-sredstva-kinofotoiskusstva (дата обращения: 11.04.2021).
  9. Чэнь Чао. Арт-феминизм в контексте современного искусства // StudNet. – 2020. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-feminizm-v-kontekste-sovremennogo-iskusstva (дата обращения: 09.04.2021).
  10. Roderick L. How the portrayal of women in media has changed. – 2017. – URL: https://www.marketingweek.com/portrayal-women-media/.

Поделиться

Марголина В. М. Фотография как способ раскрыть нежность и силу женщины // Актуальные исследования. 2021. №17 (44). URL: https://apni.ru/article/fotografiya-kak-sposob-raskryt-nezhnost-i-silu-zhenshhiny

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля