Автор(-ы):
Буйленко Карина Григорьевна
7 сентября 2023
Секция
Экономика и управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
Исследование на данную тему представляет собой комплексный анализ страховых рынков ведущих экономик мира и оценку потенциала их применения в России. Рассматривая структурные особенности и ключевые тенденции рынков США, Великобритании и Китая, работа выявляет различия в подходах к страхованию, вклад страховой отрасли в экономику стран, а также освещает влияние глобализации и цифровизации на развитие страховых услуг. Особое внимание уделяется инновационным продуктам и технологиям, применяемым в страховании, и их потенциале для российского страхового сектора. Целью работы является идентификация успешных практик и выработка рекомендаций по их адаптации в России с учетом специфики местного рынка и законодательства.
Текст статьи
Введение
Страхование представляет собой комплекс взаимоотношений, где страхователь уплачивает страховщику страховую премию, а страховщик, в свою очередь, производит страховую выплату страхователю или другому установленному по условиям договора страхования лицу – выгодоприобретателю в случае наступления страхового события, указанного в договоре страхования. На практике основным показателем, характеризующим объем и развитие страхового рынка, является совокупный размер собранных страховщиками страховых премий и его динамика к предыдущим периодам.
В настоящий момент крупнейшим страховым рынком мира являются США. По итогам 2022 года общий объем страховых премий, собранных страховыми компаниями в США, составил почти $3 трлн. По сравнению с предыдущим 2021 годом темп прироста составил 8,6%.
Второе место по объему страхового рынка в мире занял Китай с объемом сборов страховых премий $698 млрд., что соизмеримо с уровнем 2021 года.
Третья место заняла Великобритания, при этом объем страховых премий сократился на 2,8% по сравнению с 2021 годом и составил $363 млрд. [1].
За последние 5 лет Япония сместилась со второго на четвертое место по объемам рынка страхования. За 2022 год сборы страховых премий составили $338 млрд., что ниже показателей 2021 года на 15%.
По итогам 2022 года в первую пятерку по объемам рынка страхования также вошла Франция – с совокупным объемом страховых премий $261 млрд., что ниже на 11% показателей 2021 года [1].
Вторым важным показателем развития рынка страхования является доля страховых премий в ВВП страны. Лидирующие позиции по этому параметру занимают Гонконг, где страховые премии обеспечивают до 20% ВВП, Тайвань (14,5%) и Южная Корея (10,7%). В США страховые премии составляют от ВВП 12%, в Великобритании – 12,5%, во Франции – 10%, а в Китае – всего 4% [5].
По данным Банка России, совокупные страховые премии российских страховщиков выросли по итогам 2022 года всего лишь на 0,5% до 1,8 трлн. руб. ($26 млрд.) и составили 1,2% от ВВП за соответствующий период [3], что говорит о высоком потенциале дальнейшего развития российского страхового рынка в долгосрочной перспективе.
Сегодня на большинстве страховых рынков мира уже много лет подряд наблюдается тренд перехода на онлайн-продажи договоров страхования, сопровождающийся значительными затратами страховых компаний на создание соответствующей IT-инфраструктуры. Цифровизация страхового сектора продолжает набирать обороты, однако сталкивается с рядом препятствий, включая законодательные ограничения и культурные барьеры. В Великобритании значительная часть страховых полисов приобретается через интернет, в то время как в странах Африки, Азии и Южной Америки наблюдается быстрый рост мобильных сервисов. Несмотря на прогресс в диджитализации, внедрение онлайн-продаж на практике встречает сопротивление из-за негативного влияния на традиционные сети страховых брокеров и технологические вызовы, особенно в малых страховых компаниях, в том числе в США.
Методологическая база данного исследования включает в себя анализ научной литературы, отчетов международных и национальных страховых организаций, а также статистических данных. Применяются качественные и количественные методы исследования: сравнительный анализ, систематизация и обобщение информации. Особое внимание уделено изучению инновационных страховых продуктов и технологий.
Целями работы являются изучение рынка страхования США, Великобритании и Китая, выявление успешных практик развития страховых рынков за рубежом и анализ возможностей их применения в России.
1. Обзор рынка страхования в США
США являются крупнейшим рынком страхования в мире, на долю которого приходится более 40% всех страховых премий [1].
В контексте финансовой стабильности в США наличие адекватного страхового покрытия рассматривается как критический элемент обеспечения финансовой безопасности. Несмотря на определенную степень поддержки со стороны государства для лиц, сталкивающихся с медицинскими или другими трудностями, исключительно полагаться на государственную помощь в случае возникновения неотложных потребностей не рекомендуется. Активная инициатива в области страхования здоровья, жизни, автомобиля и имущества является оптимальным способом личной заботы о собственном благополучии.
Страховой рынок США, будучи наиболее развитым в мире, отличается высокой степенью диверсификации, особенно в сегменте индивидуального страхования, которое зарекомендовало себя как динамично развивающаяся сфера. Включая страхование жизни, рентные (пенсионные) программы и защиту от болезней и несчастных случаев, этот сектор демонстрирует устойчивый рост на протяжении более чем 10 лет [4]. С момента своего основания в 1830 году, страхование жизни в США эволюционировало в стратегически значимую отрасль, способствующую инвестициям в экономику и решению социальных вопросов, превратившись из простого средства накопления в инструмент обеспечения пенсионных и медицинских услуг [6].
Рис. 1. Рынок страхования жизни в США
Страховые компании, специализирующиеся на страховании жизни, пользуются в США высоким уровнем доверия, превосходящим банковские учреждения. Основываясь на комплексном предложении страховых и инвестиционных услуг, страхование жизни предоставляет возможность решения широкого спектра социально-экономических задач, разделяемых на социальные и финансовые категории. Это позволяет не только компенсировать недостатки государственной системы социального обеспечения, но и способствует увеличению личных доходов населения, а также предоставляет гарантии в рамках различных финансово-кредитных операций [6].
В целом страхование жизни в США можно классифицировать на страхование без накоплений и накопительные формы страхования, каждая из которых предлагает уникальные страховые продукты, формируя разнообразие рыночных предложений. Существует несколько видов договоров личного страхования, включая традиционное страхование на всю жизнь, страхование с ограниченным сроком уплаты страховых взносов, а также универсальные программы, позволяющие индивидуально настраивать условия страхового полиса [6].
В США медицинское страхование является значительной частью общей системы здравоохранения. С введением в 2010 году программы Obamacare стало обязательным наличие полиса медицинского страхования у каждого гражданина. Государственные программы, такие как Medicare и Medicaid, субсидируют медицинские услуги людям старше 65 лет, малоимущим и инвалидам. Все остальные граждане США обязаны купить полис медицинского страхования самостоятельно либо воспользоваться корпоративным пакетом от работодателя при его наличии. Существуют различные формы медицинского страхования, включая компенсационное страхование и страхование управляемых услуг, каждая из которых имеет свои особенности в организации оплаты медицинских услуг и логики взаимодействия с медицинским учреждением [2, 6].
Страхование имущества, в том числе автомобилей, также является важным аспектом финансовой безопасности в США, обеспечивая защиту от ущерба, в то время как различные программы страхования предоставляют гибкие условия для удовлетворения индивидуальных потребностей страхователей. Для определения размера страховой премии при страховании автомобиля учитывается широкий спектр факторов, в том числе достаточно специфические, такие как район проживания и использования автомобиля в городе, где содержится машина ночью, примерный ежедневный пробег, основная цель использования, количество нарушений за последние несколько лет. Также распространенными дополнительными условиями в имущественном страховании в США являются требование учета инфляции, дающее некоторое повышение стоимости страхового полиса, и использование франшизы – установление минимального уровня убытка, в пределах которого страхователь покрывает убытки самостоятельно [6].
В США существует отдельный вид имущественного страхования, предназначенного для арендаторов жилья, который обеспечивает компенсацию расходов на устранение ущерба, причиненного арендуемой недвижимости и движимому имуществу в период аренды [6].
Несмотря на то, что само по себе имущественное страхование является добровольным видом, большинство штатов требуют наличия автомобильного страхования для регистрации транспортных средств, что фактически делает его обязательным [6].
В настоящий момент при разработке новых страховых продуктов, ожидается, что основные приоритеты будут сосредоточены на покрытии новых и развивающихся страховых рисков, таких как в том числе: устойчивость IT-систем, киберугрозы и границы метавселенной [7].
В настоящий момент под влиянием цифровизации страховая отрасль США продолжает постепенно модернизироваться, ускоряя инициативы по цифровой трансформации. По мнению аналитиков консалтинговой компании в сфере менеджмента и информационных технологий Capgemini, страховые компании продолжат инвестировать в инструменты интеллектуальной автоматизации, в расширение каналов продаж, включая онлайн-площадки и тесное взаимодействие с новыми партнерами, а также в облачные решения в целях оптимизации своих внутренних процессов. Уже в 2023 году страховые агенты будут оснащены более надежными цифровыми инструментами и инновационными продуктами в целях повышения качества обслуживания текущих клиентов, а также в целях выхода на новые клиентские сегменты, которые до сих пор были не охвачены ввиду ограниченности текущих каналов связи с клиентом. Ожидается, что цифровой разрыв между страховщиками, занимающимися традиционным имущественным и личным страхованием и уже давно активно использующими онлайн-площадки для продажи простых договоров страхования, таких как страхование недвижимости и автомобиля или страхование выезжающих за рубеж, и страховыми компаниями, осуществляющими долгосрочное страхование жизни, будет сокращаться. Одним из главных стимулов к этому послужила пандемия COVID-19. С учетом растущего спроса на удобные, персонализированные, цифровые, облачные и клиентоориентированные подходы, страховщики, ориентированные на будущее, будут переходить на использование современных технологий для улучшения своих текущих продуктовых линеек, а также для разработки принципиально новых продуктов, что впоследствии приведет к повышению качества их взаимодействия с текущими и потенциальными клиентами и к укреплению их рыночных позиций. На практике уже есть несколько успешно реализованных проектов [7]:
Стоит отметить, что еще до недавнего времени страховые компании переводили продажи на онлайн-формат в основном в отношении стандартных и простых полисов страхования, в то время как реализация сложных страховых продуктов предполагала необходимость предоставления консультаций потенциальным клиентам со стороны специалиста или эксперта, что делало процесс онлайн-продажи таких полисов невозможным. Согласно исследованию консалтинговой компании Accenture, возможным решением данной проблемы могло бы стать внедрение автоматизированных помощников и ботов, способных предоставить подробные ответы на вопросы клиентов в отношении комплексных страховых продуктов. По результатам исследования, 71% респондентов ответили, что готовы воспользоваться советами ботов при оформлении договора страхования [2].
Все описанные выше современные тенденции и проблемы в отношении необходимости использования искусственного интеллекта, облачных решений, ботов и других инновационных технологий, перехода на персонализированный подход к клиенту, учитывающий все его потребности при подборе страхового полиса, а также разработка принципиально новых продуктов, покрывающих появившиеся новые риски, актуальны в полной мере и для российского страхового рынка. Страховые компании, которые первыми адаптируются под новые реалии и потребности клиентов, смогут значительно укрепить позиции на рынке и продолжить успешное развитие.
Дополнительно необходимо обратить внимание на важность повышения финансовой грамотности населения России, особенно в части роста уровня заинтересованности граждан в использовании страховой защиты, поскольку в России уровень страховой культуры находится на достаточно низком уровне. Кроме того, предоставление государственных гарантий возврата денежных средств по договорам страхования жизни по аналогии с банковскими вкладами окажет положительное влияние на уровень доверия потенциальных страхователей к услугам страховых компаний.
2. Обзор рынка страхования в Великобритании
В Великобритании объем страховых премий в год достигает $360-370 млрд., а вклад страховой отрасли в ВВП страны составляет 12% [1, 2, 5]. Наиболее развито автострахование и страхование недвижимости. Медицинское страхование используется на добровольной основе преимущественно для удобства граждан в целях более быстрого и качественного получения услуг, поскольку медицинские услуги обеспечены государственной системой здравоохранения NHS, которая испытывает проблемы с выделением соответствующего бюджета и дефицитом кадровых ресурсов, поэтому качество государственных медицинских услуг сильно варьируется в зависимости от региона страны [2].
В целом гражданам Великобритании доступно большое количество интернет-сервисов, призванных облегчить поиск и покупку необходимого полиса страхования [2].
В части страхования жизни в Великобритании распространено пенсионное страхование жизни, направленное на поддержание уровня жизни застрахованного лица после выхода на пенсию, а также инвестиционное страхование жизни, известное как unit-linked [2]. По одной из версий, в основе современного продукта unit-linked лежит страховая программа Unit Linked Insurance Plan индийской страховой компании Unit Trust of India, которая была запущена в 1971 году. По альтернативной версии, продукты unit-linked появились в Великобритании несколькими годами ранее. В настоящий момент страховые продукты на базе unit-linked широко распространены во всем мире, особенно на европейском рынке, где они являются основными драйверами роста рынка страхования жизни и на долю которых приходится от 20% до 40% общего объема страховых премий по договорам страхования жизни [8].
Продукты unit-linked сочетают в себе черты страхового и инвестиционного продукта и включают в себя опцию страхования жизни на ряду с широкими возможностями инвестирования накопленных средств. Средний срок инвестирования средств в таких продуктах достаточно продолжительный и составляет от 10 лет и более [8, 9].
В соответствии с условиями продукта клиент выбирает конкретные инвестиционные фонды, в которые в дальнейшем страховая компания вкладывает его денежные средства, либо дает распоряжения страховщику на покупку и продажу тех или иных инвестиционных активов, подобно тому, как он делает это у брокера. Состав активов подлежит изменению по решению клиента на протяжении всего периода действия договора страхования. Перечень доступных для инвестирования финансовых инструментов достаточно широкий и включает в себя акции, облигации, структурные продукты, паи инвестиционных фондов и пр. В большинстве случаев доходность продуктов unit-linked не гарантирована, заранее неизвестна и зависит от стоимости активов, в которые по распоряжению клиента были вложены его средства. Инвестиционный риск при этом полностью лежит на клиенте, а не на страховщике. Также на практике встречаются варианты unit-linked с небольшим гарантированным доходом, обычно не превышающим 2-3% в год.
Конкурентными преимуществами unit-linked являются [8, 9]:
В настоящий момент на российском страховом рынке нет аналогов продукта unit-linked, при этом перспективы его развития на российском страховом рынке достаточно большие. В настоящий момент в работе находится законопроект в области долевого страхования жизни, в основе которого лежат продукты unit-linked.
Наравне с мировыми крупными страховщиками страховые компании Великобритании также активно участвуют в проектах по цифровизации трансформации страховой отрасли. Одним из приоритетных направлений стало упрощение процесса подачи заявок на страховой полис на базе внедрения цифровых продуктов: британский брокер по страхованию жизни Reassured запустил цифровую платформу с опцией «купить сейчас», в основе которого лежит набор вопросов по андеррайтингу с сохранением возможности для клиентов купить полис самостоятельно онлайн или обратиться за помощью к представителю Reassured [7].
3. Обзор рынка страхования в Китае
Страховой рынок Китая является одним из крупнейших в мире как по объемам сборов страховых премий, так и по количеству заключаемых договоров страхования и при этом является самым быстрорастущим и перспективным страховым рынком среди развивающихся стран. По итогам 2022 года Китай занял 2 место в мире после США, сборы страховых премий составили почти 700 млрд. долл. США, при этом вклад страхования в ВВП пока остается на относительно низком уровне – всего 4%, что говорит о высоком потенциале развития в будущем [1, 5].
Динамика развития рынка страхования Китая за период 1992-2021 гг. представлена на рисунке 2 [14].
Рис. 2. Рост страхового рынка Китая, 1992-2021
По прогнозам главного экономиста международной перестраховочной компании Swiss Re Group, Китай станет крупнейшим рынком страхования в мире уже к середине 2030-х годов. Основными драйверами роста при этом являются [10]:
Дополнительно со стороны Комиссии по регулированию банковской и страховой деятельности Китая (CBIRC) были осуществлены мероприятия, направленные на развитие и поддержку страховой отрасли, включающие в себя создание определенных условий для расширения списка страховых услуг, доступных на рынке, что должно обеспечить дополнительную защиту всех слоев населения [10].
Экономический рост Китая и повышение уровня жизни населения, в том числе за счет увеличения располагаемого дохода, способствовали стабильному увеличению объемов страховой отрасли. Рост благосостояния и активов населения привел к возрастающему интересу граждан к защите от потенциальных финансовых потерь. В ответ на усиливающийся спрос на разнообразные страховые продукты китайские страховые компании значительно расширили ассортимент и объем предлагаемого страхового покрытия [11].
В целях стимулирования развития рынка страхования в Китае применялось льготное налогообложение для страховщиков в рамках установленных налоговых периодов: для китайских страховых компаний, осуществляющих имущественное и личное страхование, за исключение страхования жизни, применялась льготная ставка налога на прибыль в размере 5%, а компании по страхованию жизни были освобождены от уплаты налога на прибыль [13]. В России операции страхования освобождены от уплаты НДС, при этом ставка налога на прибыль для страховых компаний является стандартной – 20%. Снижение налоговой нагрузки на определенный период могло бы предоставить страховым компаниям возможность улучшения условий для клиентов в целях повышения заинтересованности граждан в страховых продуктах и формирования общей культуры страхования среди населения.
В настоящий момент лидирующие позиции на страховом рынке Китая занимают местные компании, в основном из-за барьеров, с которыми сталкиваются иностранные конкуренты при попытках входа на рынок. Иностранным страховщикам необходимо преодолевать административные препятствия, включая получение лицензий и разрешений на ведение деятельности от соответствующих регуляторных органов, а также развивать обширную сеть дистрибуции на национальном уровне. Способы выхода на китайский страховой рынок варьируются от слияний и поглощений до создания совместных предприятий с местными страховщиками или компаний с полностью иностранным капиталом [11, 12].
В целях обеспечения социальной защиты граждан в Китае на текущий момент реализовано пять видов обязательного страхования [12]:
Эти системы страхования являются обязательными для всех китайских граждан и функционируют под контролем государства. Согласно данным Министерства труда и социального обеспечения КНР, наибольшей популярностью пользуется пенсионное страхование, на которое расходуется свыше 1,2 трлн. юаней в год. Страхование имущества занимает второе место по объему расходов граждан, превышая 630 млрд. юаней. На третьем месте располагается страхование ответственности при использовании автомобиля [12].
Заключение
Статья подчеркивает значительный потенциал применения международного опыта в российском страховом секторе. Страховые рынки США, Великобритании и Китая демонстрируют высокий уровень инноваций, диверсификации продуктов и эффективного применения цифровых технологий, что способствует улучшению доступности и качества страховых услуг. В России, несмотря на наличие существенного потенциала для развития страхового рынка, необходима адаптация зарубежного опыта с учетом национальных особенностей и законодательного регулирования. Возможности для роста и интеграции инновационных подходов существуют в сегментах страхования жизни, медицинского страхования, страхования имущества и ответственности. Положительное влияние на дальнейшее развитие рынка страхования жизни окажет запуск долевого страхования жизни, являющегося аналогом широко распространенного в Европе продукта unit-linked. Особое внимание следует уделить цифровизации процессов, что позволит упростить процедуру приобретения полисов, расширить каналы продаж и улучшить сервисное обслуживание клиентов. Ключевым аспектом является повышение финансовой грамотности населения и доверия к страховым продуктам, что может быть достигнуто через разработку и внедрение образовательных программ и информационных кампаний, а также предоставление государственных гарантий возврата средств по договорам страхования жизни по аналогии с банковскими вкладами.
Список литературы
Поделиться
Буйленко К. Г. Обзор рынка страхования зарубежных стран (США, Великобритания, Китай) и возможности применения ведущих практик в РФ // Актуальные исследования. 2023. №36 (166). URL: https://apni.ru/article/obzor-rynka-strahovaniya-zarubezhnyh-stran-s-sh-a-velikobritaniya-kitaj-i-vozmozhnosti-primeneniya-vedushhih-praktik-v-rf