Особенности драматургии эстрадно-спортивных танцев
научный журнал «Актуальные исследования» #4 (7), февраль '20

Особенности драматургии эстрадно-спортивных танцев

В статье рассматривается отличительные особенности эстрадно-спортивного танца, его схожие черты с различными спортивными дисциплинами и необходимые качества для причисления этой дисциплины к виду искусства. Это тонкая грань, когда, вводя в танец большое количество спортивных элементов, необходимо не потерять свою эстетическую направленность, проводя четкую драматургическую линию.

Аннотация статьи
искусство
спорт
эстрадно-спортивный танец
драматургия в танцевальной культуре
акробатика в танце
Ключевые слова

Эстрадный танец – это музыкально-хореографическая миниатюра, идея которого выражена в чётком драматургическом построении [1]. Под драматургией эстрадного танца чаще всего подразумевается развитие сюжета, подчиняющееся четкой структуре, как и театральное действие, и включающее в себя экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Но в отличие от театральных постановок в хореографии возможно выстраивание бессюжетной драматургии, основываясь лишь на последовательном построении хореографического материала, который создает темповое нарастание номера и эмоциональный накал. В этом случае танцевальные эпизоды номера воплощаются танцевальными или танцевально-игровыми приемами. Нередко в эстрадных танцах используется элемент неожиданности, выстраиваемый или через характер исполнения, или вытекающий из постановочного решения.

Достаточно часто в последнее время для реализации элемента неожиданности в лексике эстрадных танцев используют трюки. Трюковая оснащенность номера делает его более эффектным и эмоционально привлекательным для зрителя. Чаще всего основная часть используемых трюков заимствуется из спортивной акробатики. Различные акробатические упражнения успешно используются для специальной подготовки на занятиях в различных видах спорта, они способствуют быстрому и успешному совершенствованию физических данных, давая нагрузку на все мышечные группы тела и развивая также отличную координацию. Но вводя в танец большое количество трюковых элементов важно не потерять ту грань, когда художественная составляющая уходит на второй план, а сюжет номера лишь подгоняется под необходимый набор элементов.

Тут и возникает вопрос, где эта грань и в чем отличие от эстрадно-спортивного танца от чисто спортивных дисциплин. Ведь во многих видах спорта есть танцевальная составляющая. Это спортивные бальные танцы, спортивный рок-н-ролл, акробатический танец, чирлидинг, эстетическая гимнастика, аэробика, фигурное катание, синхронное плавание и т.д. Вопрос чем же отличается искусство от спорта возникает достаточно часто. Разбираясь в этом вопросе, давайте обратимся к определениям этих понятий.

Искусство – это форма творчества, выражения или применения творческих навыков, как правило, в визуализированной форме, например, рисование или скульптура, направленная на создание произведений, оцениваемых преимущественно с точки зрения их красоты или силы выразительности.

Спорт – это вид развлекательной деятельности, связанной с физическими нагрузками и определенными навыками, в рамках которой один человек или команда соревнуются с другим человеком (командой).

Таким образом, спорт в–первую очередь характеризуется необходимостью выполнения наилучшим образом заданного набора обязательных элементов, а в искусстве же определяющим является наоборот нахождения новых форм и вариаций. Эту мысль очень лаконично сформулировал балетный критик издания Evening Standrt Линдси Уиншип, рассуждая над вопросом: балет – это спорт или искусство: «Суть спорта в том, чтобы оставаться в заданных рамках; суть балета в том, чтобы преодолевать их» [4]. Эту цитату можно распространить от балета в частности на все танцевальное искусство в общем. Но все же дух соревновательности проникает в танцевальное искусство, и первыми начинают причислять себя к спорту исполнители бальных танцев. Бальные танцы имеют народные истоки. Существовало огромное разнообразия историко-бытовых танцев, из которых и сформировались бальные танцы, отделившись от всех остальных четким подчинением двум признакам. Во-первых, все бальные танцы являются парными, во-вторых, пару могут составлять только мужчина и женщина. В настоящее время под понятием «бальные танцы» подразумеваются спортивные бальные танцы, включающие в себя около десяти различных танцев, делящиеся на две категории: европейскую и латиноамериканскую программу [2]. Спортивные бальные танцы имеют специфическую строгую манерность исполнения, далеко ушедшую от своих исторических истоков и в отличие от других хореографических направлений отличаются четко заданной программой, ограничением в свободе выбора музыкального материала и достаточно узкими возможностями образов. Тем самым сильно ограничивая возможности развития художественной драматургии танца, хотя в настоящее время все чаще исполнители стараются вносить в свои композиции все более развивающуюся сюжетность, основанную на взаимоотношениях между партнерами.

Танцевальный спорт всего двадцать лет назад был включен в перечень Олимпийских состязаний, как ранее ритмическая гимнастика и синхронное плавание. Эти виды спорта безусловно являются соревновательными и требуют от спортсмена непревзойденного мастерства. Однако их гораздо сложнее оценивать, чем иные виды спорта, так как чаще всего к ним не применимы такие критерии как «сильнее», «быстрее», «выше». Правильнее сказать «точнее», «артистичнее», «грациознее».

Заводя разговор о гимнастике, наиболее правильно будет рассмотреть эстетическую гимнастику, являющуюся командным видом спорта, как наиболее близкую по восприятию к хореографии. Эстетическая гимнастика – это синтетический вид спорта, включающий в себя как базу художественной гимнастики, так и элементы хореографии и акробатики [3]. Эстетическая гимнастика - молодой, но достаточно активно развивающийся вид спорта бесспорно имеет танцевальную составляющую. Но в отличие от хореографических постановок, в которых допускается индивидуальная передача лексики танца, от команды по эстетической гимнастике требуется полное единение членов команды, до каждого поворота головы, взгляда, вздоха, до едва заметного движения. В результате длительных тренировок важно отточить исполнение всех элементов абсолютно синхронно, объединяя пластику и музыку в одно целое. Соревнования по эстетической гимнастике получили такую популярность за счет того, что представляют для зрителя яркое грациозное зрелище. Каждый номер в исполнении команды по эстетической гимнастике напоминает двигательную машину, в которой каждый исполнитель – это деталь этого двигателя, четко двигающаяся в заданном ритме, не имеющая права на личное самовыражение.

Стоит отметить и еще один официально признанный вид спорта, имеющий также огромную популярность и высокую зрелищность. Это чирлидинг. По чирлидингу проводятся соревнования различных масштабов во всем мире и присуждаются спортивные разряды. Многие все еще ассоциируют чирлидинг только с выступлениями в перерывах спортивных игр. Эта ассоциация возникает у нас из просмотренных нами американских фильмов, где самые лучшие девочки в школе, являются участницами команды по чирлидингу. Их яркие выступления с пушистыми помпонами в красочных костюмах, насыщенные акробатическими элементами, нередко вызывали более бурные эмоции у болельщиков чем сама спортивная игра. Но современный чирлидинг – это намного больше, чем просто трюки болельщиц, хотя в силу истоков своего зарождения чирлидинг все еще имеет весьма ограниченную хореографическую лексику и как следствие не богатый выбор художественной выразительности.

Список спортивных направлений можно продолжать и дальше рассматривая спортивный рок-н-ролл, спортивную аэробику и другие ответвления берущие истоки из художественной гимнастики. Но во всех спортивных танцах мы сталкиваемся с тем, что на первое место выносится цель общефизического развития исполнителя. Эстрадно-спортивный танец же отвечает этой цели, не теряя своей эстетической направленности. Исполнители имеют полную свободу в выборе музыкального материала и используемой образной системе. Акробатические и гимнастические элементы лишь помогают выстроить композицию, подчиняющуюся общим законом драматургии, обостряя конфликт и увеличивая динамику развивающегося сюжета в постановке. Не вынося исполнение трюковой составляющей на первый план, лишь помогая произвести большее эмоциональное впечатление на зрителя.

Текст статьи
  1. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий. 2-е изд., испр. и доп./ Сост. Н. А. Александрова. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2011. - 624 с.: ил. - (Мир культуры, истории и философии).
  2. Волхонская Г.П., Окунева А.Г. Танцевальный спорт России: история становления и развития // Омский научный вестник. – 2015. – №. 1 (135). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tantsevalnyy-sport-rossii-istoriya-stanovleniya-i-razvitiya (дата обращения 15.04.2019)
  3. Карпенко Л.А., Румба О.Г. Актуальные аспекты развития эстетической гимнастики // Ученые записки университета Лесгафта. 2010. №3 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-aspekty-razvitiya-esteticheskoy-gimnastiki (дата обращения 15.04.2019)
  4. Славин Р. [Slavin R.] «Балет Искусство или спорт». Перевод Марат Абзалов. Информационно-аналитический портал «Музыкальные сезоны» URL: https://musicseasons.org/balet-iskusstvo-ili-sport/ (дата обращения 15.04.2019)
  5. Шереметьевская Н.Е. Танец на эстраде. - Москва: Искусство, 1985. URL: http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000000/ (дата обращения 15.04.2019)
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 июля по 16 июля
Осталось 5 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
21 июля
Загрузка в elibrary
21 июля
Рассылка печатных экземпляров
25 июля