Введение. В последнее десятилетие возрастает тенденция роста числа детей младшего школьного возраста с нарушениями функции чтения и восприятия информации, а также с в большей или меньшей степени выраженными проявлениями СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивностью). Соответственно, возникает необходимость в коррекционной работе с такими детьми со стороны специалистов для нивелирования трудностей в усвоении школьной программы, корректировки поведенческих паттернов ребенка, что отражает актуальность данного исследования.
Цель работы заключается в установлении взаимосвязи между выраженным синдромом дефицита внимания и гиперактивностью у детей и нарушенной функцией чтения.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
- Рассмотреть аспекты синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста.
- Проанализировать процесс применения функции чтения в младшем школьном возрасте.
- Проанализировать эмпирическое исследование навыка чтения у детей с СДВГ.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что она может быть применена педагогами, психологами, а также логопедами-дефектологами в исследовании вопроса о взаимосвязи СДВГ и нарушений чтений у детей младшей школы.
Основная часть. Наличие у детей такого нарушения функции чтения как дислексия, которое взаимосвязано с СДВГ, не подтверждается множественными исследованиями и результатами диагностики. Вместе с тем, все более проявлены на практике случаи, при которых у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью проявляются неспецифические нарушения функции чтения и обработки информации.
Согласно данным, полученным в ходе исследования распространения СДВГ у младших школьников, было выявлено, что порядка 40 % из них имеют нарушенную функцию чтению, проявленную в форме дислексии [1, с.64]. отдельные исследователи утверждают, что наличие СДВГ и дислексии может иметь взаимоопределяющий характер, т.е. дети с синдромом дефицита внимания могут иметь нарушения чтения, и дети, у которых присутствует патогенез дислексии могут страдать СДВГ [3, с. 60].
Исследователь А.Н. Корнев отмечает, что необходимо классифицировать проявленные у ребенка нарушения функции чтения:
- неосложненная дислексия;
- осложненная дислексия (обусловлена задержкой психического развития ребенка);
- осложненная дислексия (обусловлена наличием у ребенка умственной отсталости);
- осложненная дислексия (обусловлена наличием у ребенка общего недоразвития речевых функций);
- неспецифические нарушения чтения [3, с. 62].
Исходя из вышеобозначенного, младшие школьники могут иметь нарушения функции чтения вследствие наличия у них СДВГ (проявляются в форме дислексии), а также проявлять неспецифические нарушения функции чтения, которые обусловлены тем, что ребенок имеет определенные нервно-психические отклонения от нормы, к которым, в том числе, относится и синдром дефицита внимания, и гиперактивность.
Для того чтобы выявить взаимосвязь СДВГ и нарушений чтения, необходимо рассмотреть закономерности интеллектуальной деятельности младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Так, у ребенка она имеет цикличный характер. Продуктивную деятельность произвольного характера он может осуществлять в среднем 10 мин., а далее его работоспособность значительно снижается за счет смещения фокуса внимания, невозможности сконцентрироваться и контролировать интеллектуальную активность. Как правило, ребенок порядка 7 мин. может не находиться в данной фазе спада умственной активности, накапливая ресурс для того, чтобы приступить к реализации нового цикла интеллектуальной деятельности.
В процессе спада умственной активности ребенок не воспринимает информацию, не может обрабатывать входящие потоки, а потому может и не осознавать, что такие паузы ему свойственны (или не замечать их наступления). Стоит отметить, что дети с СДВГ не отличаются сниженным уровнем владения знаниями, сопоставимо с детьми нормативного развития. Вместе с тем они имеют трудности в формировании причинно-следственных связей и логически построенных выводов.
В настоящее время система образования приспосабливается к стремительным изменениям внешней среды, в частности – повышенным уровнем информатизации. Именно поэтому чтение в образовательных учреждениях является не только учебным предметом, но и необходимой каждому человеку базовой компетенцией, которой необходимо владеть как для последующего образовательного процесса, так и для закономерной интеграции ребенка в общество. Кроме того, посредством чтения человек в течение жизнедеятельности осуществляет процесс самообразования, приобретения навыков [3, с. 33].
Разного рода нарушения функции чтения у детей младшего школьного возраста (в том числе и дислексия) значительно снижают возможности успешного освоения школьной программы. На современном этапе все чаще встречаются дети, которые имеют ту или иную симптоматику СДВГ, что непосредственно влияет и на их способность воспринимать информацию посредством чтения. Вследствие того, что учителя не обладают достаточными компетенциями в работе с учениками, имеющими такие нарушения, возрастает необходимость в систематической коррекционной работе логопедов [4, с. 39].
С точки зрения исследователей, функция чтения представляет собой структуру, включающую множество аспектов. Так, оно представляет собой вид речевой деятельности, мотивом которой является интерес к восприятию информации, которая закодирована в виде графических символов. С помощью чтения индивид распознает сообщение, закрепленное письменно, научается не только воспринимать информацию, но еще и осмысливать ее [4, с. 41].
Дети, которые имеют синдром дефицита внимания и гиперактивность, в большей или меньшей степени не могут в полной мере осуществлять данную функцию. Именно поэтому ряд зарубежных ученых (например, С. Клемет, Дж. Петерс) считают, что дислексию необходимо выделять в отдельную группу нарушений у детей с СДВГ. Вместе с тем другие исследователи в полной мере разотождествляют данные нарушения по их функциональным проявлениям (П. Аарон). Соответственно, актуализируется вопрос о том, что дислексия может стать сопутствующим нарушением у детей с СДВГ, или же синдром дефицита внимания может прогрессировать у тех детей, которые уже имеют дислексию или иные нарушения функции чтения.
Предикатом СДВГ становится ранее органическое поражение мозга ребенка, которое формируется в перинатальном периоде. Соответственно, органичное развитие головного мозга ребенка нарушается и отдельные образования в мозге остаются незрелыми. Как следствии – у ребенка наблюдается недостаточное развитие его высших психических функций, в частности – функции восприятия информации посредством восприятия графических символов в процессе чтения.
Американская психиатрическая ассоциация DSMIV разделяет несколько течений синдрома дефицита внимания у ребенка, которые обусловлены характером той симптоматики, которая у ребенка проявляется:
- синдром дефицита внимания;
- синдром дефицита внимания и гиперактивность;
- синдром гиперактивности.
В данном случае нами рассматривается СДВГ и соответствующее этому диагнозу эмпирическое исследование, которое направлено на выявление у учеников младшей школы нарушений функции чтения.
Исследователи осуществляли экспериментальную работу среди 264 учащихся 2 класса шести школ г. Череповца. Средний возраст учеников – 8,5 лет. Из всего числа респондентов 125 младших школьников имели диагноз F90.0 (СДВГ) – 47,3 %. Остальные младшие школьники имели клинические проявления СДВ (46,7 %) и СГ – 6 %.
В процессе исследование были применены такие методы, как наблюдение, беседа, а также предварительный сбор анамнеза респондентов. В процессе работы также были изучены продукты учебной деятельности младших школьников.
В качестве диагностической программы были синтезированы методики А.Н. Корнева и Л.А. Ясюковой. Исследованию с помощью программы подлежали уровень сформированности навыка чтения у младших школьников, а также структурный уровень нарушений функции чтения. Соответственно полученным показателям респонденты были разделены на две группы – со специфическими нарушениями чтения и с неспецифическими нарушениями чтения [1, с. 3].
В результате эмпирического исследования были сформированы группы детей с СДВГ по признаку сформированности навыка чтения и его нарушений.
Так, к первой группе были причислены младшие школьники, которые имели дислексию первичного характера и отличались неспособностью объединять слоги и прочитывать слова полностью.
Ко второй группе относились дети, которым была присуща дислексия вторичного типа, развивающаяся как следствие синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Эти дети также не могли объединять отдельные слоги в слово и не прочитывали слово целиком даже в отсутствии его избирательного характера.
К третьей группе были отнесены те младшие школьники, которые имели некоторое отставание в темпе чтения, что обусловлено недостаточной сформированностью функции чтения в целом.
С целью коррекции выявленных нарушений, была разработана программа, направленная на каждую группу детей. Основой программы служили принципы специальной психологии и коррекционной педагогики.
Основные этапы коррекционной деятельности:
- развитие высших психических функций младших школьников;
- работа над функциональным базисом чтения;
- закрепление навыка чтения;
- работа над корректировкой негативных установок младших школьников в отношении процесса чтения.
Коррекционная работа была реализована посредством специализированных занятий как группового, так и индивидуального характера. Был осуществлен дифференцированный индивидуальный подход к младшему школьнику, учитывая их психологические и физиологические особенности течения СДВГ.
Заключение. Таким образом, СДВГ и нарушения чтения являются взимообуславливающими категориями. Как правило, дети, которые имеют синдром дефицита внимания, испытывают устойчивые нарушения функции чтения.
Для коррекции данного нарушения необходимо использовать специальные разработанные программы, учитывающие физиологические и психологические особенности младших школьников, их уровень сформированности навыка чтения.
Коррекционные работа дает существенную положительную динамику в овладении навыком чтения и снижению нарушений данной функции у детей с СДВГ.