Главная
АИ #36 (218)
Статьи журнала АИ #36 (218)
Уголовно-правовая охрана жизни и здоровья сотрудников правоохранительных органов

Уголовно-правовая охрана жизни и здоровья сотрудников правоохранительных органов

Научный руководитель

Рагозина Ирина Григорьевна

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

деятельность представителей власти
стабилизация общества
аппарат управления
порядок управления
посягательство на жизнь
сотрудник правоохранительного органа

Аннотация статьи

В статье рассматривается важность деятельности представителей власти для поддержания стабильности общества и обеспечения правопорядка. Описываются функции аппарата государственного управления и полномочия, которыми наделяются представители власти. Также анализируется общественная опасность преступлений против порядка управления, в частности посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов.

Текст статьи

Деятельность представителей власти является одним из важнейших факторов стабилизации общества. Любое общество не может существовать без специального аппарата управления, характеризующегося выполнением особых функций. В целях обеспечения правопорядка государство наделяет своих представителей определенными полномочиями, основанными на принципе подчинения граждан их законным распоряжениям. Четкая и слаженная деятельность аппарата государственного управления во многом зависит от уровня правового обеспечения.

Общественная опасность преступлений против порядка управления в целом состоит в том, что любое из них не только подрывает авторитет государственной власти, но и, самое главное, нарушает нормальную деятельность органов управления, препятствует их работе, приводит к дезорганизации отношений управления, создает атмосферу неуверенности и страха, вызванную опасением представителей власти за свою жизнь, а также за жизнь и здоровье близких. В контексте этого следует сказать, что одним из самых распространенных преступлений против порядка управления является посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст. 317 Уголовного кодекса Российской Федерации. Необычайно высокая степень общественной опасности рассматриваемого состава преступления заключается в том, что нормальная деятельность государственных органов нарушается путем посягательства непосредственно на личность – представителя власти и его близких, следовательно, одновременно поражает два значимых объекта преступления – нормальную деятельность представителей власти и их жизнь.

Потерпевшими от посягательства являются сотрудники правоохранительных органов (МВД России, ФСБ России, таможенных органов, ФСО России и т. п.), которые постоянно или временно исполняют обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, военнослужащие (проходящие службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках), а равно их близкие. К последним относятся родители, супруг, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых в силу сложившихся личных отношений дороги потерпевшему.

Лица, производящие дознание, следователи, прокуроры, судьи, поскольку они не выполняют указанных в данной статье обязанностей, не могут быть потерпевшими от данного преступления. Посягательство на их жизнь квалифицируется по ст. 295 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Объективная сторона преступления состоит в посягательстве на жизнь названных в законе лиц. Под этим понимается убийство либо покушение на убийство. В первом случае должна наступить смерть потерпевшего, во втором этого не требуется, однако в обоих случаях имеется оконченное преступление.

Преступление совершается, чтобы воспрепятствовать законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. К таковой относится в первую очередь деятельность названых лиц, направленная на борьбу с преступностью, предупреждение и пресечение правонарушений (патрулирование, поддержание порядка во время массовых мероприятий, стихийных бедствий, контроль за соблюдением правил паспортной системы и т. п.), и деятельность по защите жизненно важных интересов отдельных граждан и общества от различных угроз (помощь лицам, находящимся в беспомощном состоянии, контроль за соблюдением правил обращения с радиоактивными материалами, ядовитыми, взрывчатыми веществами и т. п.).

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего и их близких, совершенное при выполнении ими иных обязанностей (напр., при конвоировании осужденного), квалифицируется по п. «б» ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации (либо по ч. 3 ст. 30 и п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Деятельность, которой воспрепятствует преступник, должна быть законной. Посягательство на жизнь может быть совершено как до выполнения потерпевшим обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, так и вовремя либо после их выполнения.

Посягательство на жизнь нескольких представителей власти, совершенное с одной целью, в одном месте, одновременно, образует одно преступление и квалифицируется только по указанной статье.

Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие рассматриваемое преступление, отвечают за преступления против личности.

Субъективная сторона преступления – прямой умысел. Лицо осознает общественно опасный характер посягательства и то, что его действия направлены против сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего (их близких) именно в связи с указанной в Уголовном кодексе целью или мотивом, и желает их совершить. При убийстве необходимо установить также отношение лица к преступным последствиям. Обязательными признаками субъективной стороны альтернативно являются цель преступления (воспрепятствование законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности – стремление прекратить, изменить такую деятельность в настоящее время или в будущем) либо мотив (месть за такую деятельность – за уже выполненные действия). При отсутствии таковых содеянное следует квалифицировать как преступление против личности.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы.

В отечественном и зарубежном законодательстве вопросы, уголовно-правовой охраны жизни представителей власти и, в частности, сотрудников правоохранительных органов являются объектом особого внимания. Неуважительные выпады по отношению к сотрудникам полиции свидетельствуют о неуважении к государственной власти, что влечет за собой разрушение устои стабильности и правопорядка в обществе.

Неблагоприятна с каждым годом становится динамика преступных посягательств, связанных с применением насилия в отношении представителя власти – статья 318 Уголовного кодекса Российской Федерации [1]. Заметно возрастает и количество преступлений, сопряженных с применением насилия, опасного для жизни и здоровья. Однако, особое значение среди всех преступлений, посягающих на деятельность сотрудников органов внутренних дел, преобладают преступные деяния, направленные на унижение чести и достоинства должностных лиц. Преступления данной категории отмечаются стабильным ростом в судебной практике.

В правоохранительном процессе сотрудники полиции представляют категорию, в адрес которых высказываются достаточно частые угрозы, оскорбления, что связано непосредственно с их профессиональными обязанностями. Так, многие граждане не соглашаются с действиями сотрудников, не считают необходимым подчиняться требованию закона и оказывают активные сопротивления, посредством нанесения сотруднику органов внутренних дел оскорблений, а нередко и путем применения насилия. Противоправные действия таких граждан не только нарушают работу органов власти, но и подрывают ее авторитет и авторитет представителей власти в глазах общественности, воздействуя, подобным образом, негативно на процесс управленческой деятельности институтов государственной власти.

Представители власти, осуществляющие деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, находятся в более уязвимом положении в сравнении с другими субъектами правоотношений, а поэтому нуждаются в дополнительной уголовно-правовой защите. В ныне действующем Уголовном законодательстве Российской Федерации ответственность за оскорбление отдельных категорий должностных лиц предусматривается нормами Уголовного кодекса РФ. В соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации содержит в себе Главу 32 – Преступления против порядка управления, статьи которой непосредственно связаны с высказыванием и (или) осуществлением угроз, насильственных действий в адрес сотрудника правоохранительного органа:

  • Статья 317. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.
  • Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти.
  • Статья 319. Оскорбление представителя власти.

Данные статьи позволяют установить объем возможного наказания, который будет применен к гражданину. По общему правилу, ненормативные высказывания в адрес сотрудников правоохранительных органов совершаются с прямым умыслом, с характерными явными и четкими намерениями. Главным мотивом совершения данного правонарушения является психологические факторы - месть, чувство обиды, ненависть к представителям власти, нежелание выполнять требования общепринятых норм поведения в обществе, требования законодательства, а также требования сотрудника полиции, и самый частый фактор – хулиганские побуждения. Чаще всего, лица, которые ведут себя подобным образом с полицией, находятся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения. Особой дерзостью последнее время отличаются подростки, которые в силу жизненного опыта, отсутствия достойных норм и принципов социализации, воспитанности, не могут отдавать отчет своей дерзости. Обязательным условием совершения преступления является публичность. Публичность может быть выражена не только в словесных выражениях, явно несоответствующими общепринятым нормам общения в обществе, но и публикации в СМИ, общедоступных ресурсах, социальных сайтах в сети «Интернет», в печатных изданиях.

Особое значение имеет применение наказания за оскорбление сотрудника полиции, при условии нанесения оскорбления только в момент непосредственного нахождения потерпевшего сотрудника на службе, или данные оскорбления непосредственно связаны с его деятельностью. Так, диспозиция нормы статьи 318 Уголовного кодекса РФ включает в себя применение насилия, как опасного, так и не опасного для жизни и здоровья, а также угрозу применения насилия в отношении представителя власти или его близких, в связи с исполнением им должностных обязанностей.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, лицо признается виновным в совершении преступлений по статьям 317, 318, 319 Уголовного кодекса РФ только при наличии прямого умысла, то есть действия виновного лица свидетельствуют о том, что совершенное им насилие или угроза применения насилия направлено непосредственно против представителя власти, в связи с выполнением им своих должностных обязанностей, а следовательно, правонарушитель предвидел наступление общественно-опасных последствий, а также желал их наступления. То есть, присутствует волевой элемент умышленной формы вины, направленный на унижение представителя власти и подрыв авторитета власти в целом в глазах общества и страны. Применение насилия в отношении представителя власти носит как психический, так и физический характер. Психическим воздействием является угроза применения насилия в отношении сотрудника полиции. Подобная угроза может быть адресована как непосредственно должностному лицу, так и его родственникам. Способ выражения угрозы может быть в различных формах: устно, письменно, по телефону, в социальных сетях и т. д., а также демонстрируя противоправные действия, намерения: жесты, угрожающего характера, показ оружия и др.

К уголовной ответственности по данным статьям привлекается лицо, которое высказало подобные угрозы, а также фактически осуществило данные угрозы, вменяемое, достигшее возраста 16 лет. В соответствии со статистическими данными, для данной категории преступлений характерна наиболее высокая степень алкогольного опьянения виновных лиц, то есть не исключает уголовную ответственность совершение преступления, предусмотренного нормами ст. ст. 318, 319 Уголовного кодекса РФ в состоянии алкогольного опьянения. В соответствии со ст. 23 Уголовного кодекса РФ лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности. Более того, на усмотрение суда по каждой конкретной ситуации в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного лица решается вопрос о необходимости признания в качестве отягчающего обстоятельства совершения преступления в состоянии опьянения.

Правонарушителю, по данным категориям уголовных преступлений, следует отдавать отчет степени общественной опасности совершения деяния против сотрудника органов внутренних дел, так как помимо публичного унижения конкретного должностного лица, подрывается авторитет органов власти, затрагивается их честь и достоинство, что влияет на дезорганизацию в работе органов управления, а также подрывается престиж государства.

Помимо наказания, которое может быть наложено санкцией статьи на виновника, сотрудник полиции, который признается потерпевшим по уголовному делу, вправе подать гражданский иск в рамках защиты части и достоинства – о компенсации морального вреда с лица, которое совершило в отношении его противоправное деяние. В соответствии с нормами ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, потерпевшему сотруднику обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя. По иску потерпевшего лица о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении каждого дела в отдельности, в зависимости от характера содеянного, а также объема совершенного преступления.

Уголовная ответственность и наказание в виде лишения свободы предусмотрены за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов – ст. 317 Уголовного кодекса РФ, и за применение насилия в отношении представителя власти – ст. 318 Уголовного кодекса РФ. Публичное оскорбление представителя власти, находящегося при исполнении должностных обязанностей, предусматривает наказание в виде штрафа либо исправительных работ – ст. 319 Уголовного кодекса РФ.

Безусловно, в практике встречаются факты не всегда правильных действий сотрудников органов внутренних дел, тогда, в случае несогласия с требованиями и действиями сотрудников полиции, граждане вправе обжаловать в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, но только после выполнения требований данных сотрудниками. Следует помнить, что действия сотрудников направлены прежде всего на обеспечение общественной безопасности и безопасности каждого гражданина в отдельности, поэтому, по общему правилу, граждане ошибочно, в связи с незнанием правовых норм, требований законодательства, воспринимают требования и действия сотрудников полиции как незаконные. Необходимо понимать, что государственная служба, а в частности служба в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации является сложной, связанной с целым рядом требований, обязанностей и сложностей деятельность, вместе с тем одной из главных она направлена на защиту и безопасности государства.

Список литературы

  1. Законодательные акты и иные нормативные источники.
  2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.: принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: принят ГД ФС РФ 22 ноября 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. 1).

Поделиться

133

Гусев И. В. Уголовно-правовая охрана жизни и здоровья сотрудников правоохранительных органов // Актуальные исследования. 2024. №36 (218). Ч.II.С. 41-45. URL: https://apni.ru/article/10015-ugolovno-pravovaya-ohrana-zhizni-i-zdorovya-sotrudnikov-pravoohranitelnyh-organov

Актуальные исследования

#42 (224)

Прием материалов

12 октября - 18 октября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

23 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 ноября