Трудоустройство граждан на современном этапе, безусловно, является актуальным, поскольку основной проблемой рынка труда выступает безработица и наличие сложностей, с которыми сталкиваются лица в поиске подходящей работы.
Основное содействие гражданам в период трудоустройства оказывает государственная служба занятости, кроме того, в целях преодоления безработицы помощь в поиске работы также предоставляют частные агентства занятости.
Исходя из ст. 18.1 Закона РФ «О занятости населения» в качестве частных агентств занятости должны выступать юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и которые прошли аккредитацию в установленном порядке [2]. Основные требования, проведение аккредитации, продление, приостановление или отзыв аккредитации, а также порядок ведения реестра данных агентств закреплены в постановлении Правительства РФ от 29 октября 2015 г. № 1165 «Об утверждении Правил аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)» [3]. Перечень аккредитованных агентств занятости представлен на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) в разделе «Реестр аккредитованных частных агентств занятости». С помощью указанного реестра можно получить полную информацию об агентстве: наименование; государственный регистрационный номер записи в Реестре; адрес места нахождения, контактные данные и т.п. Важно, что там представлены сведения о продлении либо отказе в продлении аккредитации, отзыве аккредитации и исключения из реестра, а также там указана дата решения о приостановлении (возобновлении) аккредитации.
Анализируя деятельность частных агентств занятости, обозначим, что они функционируют в следующих направлениях:
- оказание работодателям услуг, связанных с поиском и подбором специалистов, отвечающих заявленным требованиям для их последующего трудоустройства, а также предоставление работников в организацию на определенный (временный) срок. В данном случае услуги агентств оплачиваются работодателем;
- помощь соискателям в поиске работы, то есть содействие в трудоустройстве. В подобной ситуации платные услуги предоставляются физическим лицам, которые ищут работу.
Во втором случае частные агентства занятости заинтересованы в гражданах и оказывают им помощь в поиске и подборе подходящей работы за определенную плату.
Размер вознаграждения зависит от перечня предоставляемых услуг и, как правило, оплачивается при заключении договора возмездного оказания услуг. Обозначим, что частные агентства занятости взимают оплату именно за оказанные услуги, что не может гарантировать соискателю 100 % трудоустройства. В данном контексте целесообразно устанавливать размер вознаграждения в зависимости от трудоустройства граждан. Например, изначально соискатель оплачивает оказанные ему услуги в поиске и подборе подходящей работы, далее частное агентство занятости вправе получить дополнительную сумму или процент от дальнейшего трудоустройства соискателя, что, безусловно, станет стимулом для исполнителя и повысит шансы заключить трудовой договор с работодателем для работника.
Зачастую частные агентства занятости оказывают следующие услуги соискателям:
- помощь в составлении резюме, а также размещение резюме в сети «Интернет», рассылка по компаниям;
- ведение переписки с потенциальным работодателем;
- консультирование, психологическое тестирование и профориентация;
- проведение бизнес-курсов, тренингов, семинаров;
- внесение в базу данных и предоставление информации об имеющихся вакансиях [4, с. 140].
В то же время отметим, что гражданин в целом лишен возможности проверить качество оказываемых услуг и предъявить в дальнейшем соответствующее требование. Так, например, соискатель не может проверить информацию о внесении его кандидатуры в базу данных. Предоставление информационных услуг о вакансиях возможно последует из средств массовой информации, которые находятся в открытом доступе, в результате чего на вакантную должность будет не один десяток претендентов, что создаст примерно равные шансы трудоустроиться со всеми соискателями. Оплатив услугу за направление к работодателю на собеседование гражданину это не гарантирует проведение самого собеседования со стороны потенциального работодателя, либо собеседование будет проводиться с несколькими кандидатами, в результате чего будет принят на работу кто-то один. Но со стороны агентства формально услуга была оказана [4, с. 141].
В подобной ситуации целесообразно в договоре оказания услуг с агентством определить общий срок начала и общий срок окончания оказания услуг, а также предусмотреть промежуточные сроки оказания отдельной услуги (например, консультирование, составление резюме, внесение в базу данных и т.д.).
Зачастую агентства устанавливают в договоре общий срок оказания всех услуг. На практике встречаются ситуации, когда гражданин не имеет полную информацию о том, в течение какого времени его внесут в единую базу, когда ему составят резюме, когда резюме разместят и т.п. Поэтому, руководствуясь п.п. 2 и 3 ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей» [1] необходимо в договоре оказания услуг с агентством определить общий срок начала оказания услуг и общий срок окончания оказания услуг, а также предусмотреть промежуточные сроки оказания отдельной услуги. Таким образом, если гражданину данные услуги будут оказаны некачественно, будет нарушен срок оказания данных услуг (услуги), необходимо руководствоваться ст. 27-29 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Для того чтобы соискатель смог получить всю достоверную информацию об оказанных услугах, например, по размещению резюме, рассылке резюме по компаниям, ведении переписки с потенциальным работодателем и т.п. целесообразно в договор включить пункт о том, что агентство обязуется после оказания услуг (указать перечень конкретных услуг) предоставить заказчику отчет о проделанной работе с указанием конкретных сроков. Таким образом, если гражданином будет выявлен тот факт, что агентство данные услуги вовсе не предоставляло или предоставляло в меньшем объеме, он сможет предъявить вполне обоснованное требование, ссылаясь на доказательственную базу [4, с. 144].
Анализируя деятельность частных агентств занятости по содействию в трудоустройстве граждан, следует обозначить, что спрос на данные услуги возрастает, расширяется сфера предоставления подобных услуг, но на законодательном уровне до конца не урегулированы все правовые аспекты. В связи с отсутствием в законодательстве регламентации деятельности частных агентств занятости, предлагается разработка единого нормативного правового акта, в котором закрепить правила оказания услуг гражданам по трудоустройству; основные требования по заключению договора оказания услуг; гарантии для соискателей и конкретные меры ответственности при нарушении их прав; регламентировать порядок предоставления достоверной информации об оказанных услугах, а также об имеющихся вакансиях. Думается, что положительный опыт других стран в области регулирования деятельности частных агентств занятости также будет учтен при дальнейшем совершенствовании законодательства нашей страны.