Одним из приоритетных направлений в деятельности Генеральной прокуратуры РФ является международное сотрудничество. Данное направление осуществляется, как в отношении иностранных организаций, так и в отношении прокуратур иностранных государств, это обусловлено взаимной потребностью прокуратур в содействии решения глобальных проблем.
Такое взаимодействие реализуется на базе законодательных актов различных уровней, начиная с нормативно-правовых актов РФ, заканчивая международными соглашениями и договорами.
Успешно осуществляется международное сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации на многосторонней основе в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ (КСГП).
Институт прокуратуры РФ создан на базе Научно-методического фонда Главной прокуратуры РФ с 1995 года. Университету прокуратуры РФ присвоено положение базовой организации в соответствии с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников прокуратуры. Согласно международным договорам и внутреннему законодательству, Главная прокуратура Российской Федерации является информированным органом по вопросам экстрадиции, оказания юридической поддержки в уголовном судопроизводстве и правоохранительной помощи, а также по вопросам принятия и передачи в Российскую Федерацию лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера [3].
Решение о Координационном совете генеральных прокуроров государств-участников СНГ 25 января 2000 года подписали: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина. Создание Координационного совета стало возможным благодаря исторически давней совместной деятельности членов Совета в правовом поле, условиям, сложившимся после распада СССР, что сделало необходимым каждодневное сотрудничество в борьбе с преступностью [3].
КСГП, как и любая другая организация имеет цели и задачи.
Основные задачи Координационного совета [4]:
- согласование и объединение усилий, координация действий, расширение сотрудничества прокуратур государств – участников Содружества Независимых Государств в защите прав и свобод граждан, укреплении законности и правопорядка и в борьбе с преступностью;
- разработка предложений по сближению национального законодательства;
- участие в развитии договорно-правовой базы Содружества Независимых Государств.
Основные направления деятельности Координационного совета Координационный совет действует по следующим основным направлениям [4]:
- организация взаимодействия и сотрудничества прокуратур государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью, нарушениями законности и правопорядка, в защите прав и законных интересов граждан;
- координация (согласование) деятельности межгосударственных органов Содружества Независимых Государств в сфере борьбы с преступностью и укреплении правопорядка;
- изучение и обобщение практики выполнения международных договоров в сфере борьбы с преступностью и выработка предложений о мерах совершенствования правового регулирования по этому вопросу;
- осуществление обмена информацией о состоянии преступности и тенденциях ее развития, об организации и опыте работы органов прокуратуры, о координации деятельности национальных правоохранительных органов в борьбе с преступностью;
- разработка и согласование предложений о месте и роли прокуратуры в государственной системе с учетом закономерностей и специфики ее развития в каждом государстве;
- участие в работе по сближению законодательства государств – участников Содружества Независимых Государств, созданию общего правового пространства;
- сотрудничество в разработке и осуществлении мер подготовки и повышения квалификации прокурорско-следственных кадров, их научного, научно-технического, методического и информационного обеспечения;
- организация совместных научных исследований по актуальным проблемам борьбы с преступностью, прокурорского надзора, организации деятельности прокуратур.
Среди основных направлений деятельности Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ обозначена организация сотрудничества прокуратур государств-участников Содружества в борьбе с преступностью, включая терроризм.
Терроризм является одним из глобальных угроз мира и стабильности в современных реалиях, поэтому его подавление считается общим делом международного сообщества. Термин «терроризм» восходит к латинскому слову «terror», переводящемуся как «страх» или «ужас», что очень точно отражает его основную цель — создать панику в обществе, устраняя политических оппонентов насильственным способом. Являясь феноменом, который существует с древних времён, терроризм со временем развивал свои уникальные черты. Он формирует атмосферу общего страха, отличается публичностью действий и оказывает физическое и/или психологическое воздействие на жертву, способствуя её подчинению [2].
В последние десятилетия XX века началось активное развитие исламского религиозного терроризма, что привело к возникновению термина «международный терроризм». С развитием технологий связи в XXI веке появился новый вид угрозы – цифровой (кибер-) терроризм. Тем не менее, терроризм представляет собой серьезную опасность для общества. Он угрожает территориальной целостности государств, а также нарушает их политическую, экономическую и социальную стабильность.
Поэтому государственные органы и международные организации объединяются для устранения данной угрозы совместными силами. Объединение усилий заинтересованных государств обусловлено повышением эффективности деятельности в борьбе с терроризмом.
Работа международного антитеррористического сотрудничества выполняется в различных направлениях. Усилия по улучшению эффективности международного антитеррористического взаимодействия, включая страны – участницы СНГ и ШОС, должны сосредоточиться на нескольких ключевых направлениях:
- модернизация международно-правовой базы антитеррористического сотрудничества;
- укрепление национально-правовых баз противодействия терроризму и экстремизму, в т.ч. путем участия в международном антитеррористическом сотрудничестве;
- совершенствование национальной и международной антитеррористической практики заинтересованных государств, прежде всего в рамках международных органов и организаций, включая ООН, Интерпол и заинтересованные региональные органы и организации, в частности Антитеррористический центр государств-участников СНГ (АТЦ СНГ) и Региональную антитеррористическую структуру Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС).
Вышеприведенные и иные меры по борьбе с терроризмом обсуждаются на различных конференциях и заседаниях.
Эффективность применяемой нормативно-правовой базы зависит в основном от исторического временного отрезка, на котором она применима. В связи с повсеместной глобализацией в современном мире, проникающей во все сферы жизнедеятельности человека и общества в целом, изменчивость мировой обстановки протекает намного быстрее, чем десятилетие назад. Оперативный обмен информацией позволяет нам в разы быстрее получить доступ к той или иной информации. Главной тенденцией развития современного мира является интеграция и глобализация. Ни одно государство в мире не является самодостаточным островом.
Единое информационное пространство, социальная мобильность людей, открытость границ превращают человечество в единую целостность – планетарную цивилизацию. Развитие нового общества невозможно без формирования культуры общения. Исходя из этого, мир постоянно находится в движении и все более уязвимо становится человечество в руках террористов. Но также благодаря глобализации и средствам интернет-коммуникаций прокуратуры государств, а также международные организации имеют возможность быстрого и качественного получения необходимой для предотвращения национальных угроз информации, путем модернизации и внедрения новых возможностей взаимодействия друг с другом.