В современных условиях оптимизация в государственном и муниципальном управлении является важным процессом, рассмотрим оценку эффективности государственного и муниципального управления, как инструмент оптимизации. Который является одним из ключевых инструментов для определения качества работы органов власти и местного самоуправления. Она позволяет выявить проблемные моменты в деятельности государственных и муниципальных органов, а также разработать меры по улучшению их работы. Оценка эффективности государственного и муниципального управления – это процесс анализа и оценки работы государственных и муниципальных органов власти, их способности достигать поставленных целей и задач, эффективности использования ресурсов, а также качества предоставляемых услуг и уровня удовлетворенности граждан. Оценка проводится с целью выявления проблемных моментов, разработки рекомендаций по улучшению работы государственных и муниципальных органов, повышения их эффективности и качества предоставляемых услуг [2].
Под оптимизацией принято понимать, процесс улучшения каких-либо компонентов того или иного, для достижения наивысших результатов, целей.
Рассматривая оценку эффективности государственного и муниципального управления, как инструмента оптимизации отдельных процессов, так и всего управления на местах в целом, можно выявить некоторые методы оценки эффективности государственного и муниципального управления. Существует несколько методов оценки эффективности государственного и муниципального управления. Рассмотрим наиболее распространенные из них [1, с. 96-97]:
- Метод анализа результатов деятельности, он основывается на анализе конечных результатов работы государственных и муниципальных органов. Позволяет выявить степень достижения поставленных целей и задач, а также определить причины возникновения проблем.
- Метод анализа процессов основывается на анализе процессов, которые используются для достижения целей и задач. Он позволяет выявить проблемы в организации работы государственных и муниципальных органов, а также определить возможные пути их улучшения.
- Метод экономической оценки. Анализ экономических показателей деятельности государственных и муниципальных органов. Он позволяет выявить эффективность использования бюджетных средств и ресурсов, а также определить возможные пути их оптимизации.
Нормативно-правовую основу оценки эффективности государственного и муниципального управления составляют следующие акты федерального законодательства [1, с. 96-97]:
- федеральный закон по вопросам государственной гражданской службы в России (Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
- федеральный закон, который регулирует вопросы дополнительного специального образования государственных служащих;
- федеральный закон, который определяет приоритетные направления оптимизации функционирования системы государственного управления;
- федеральный закон, который регулирует вопросы оценки эффективности функционирования региональных исполнительных органов и др.
Критерии оценки эффективности государственного и муниципального управления. Для оценки эффективности государственного и муниципального управления существует несколько критериев. Рассмотрим наиболее важные из них:
- Достижение поставленных целей и задач. Этот критерий позволяет определить степень достижения поставленных целей и задач государственными и муниципальными органами.
- Эффективность использования бюджетных средств и ресурсов. Этот критерий позволяет определить, насколько эффективно используются бюджетные средства и ресурсы государственными и муниципальными органами.
- Уровень удовлетворенности населения. Этот критерий позволяет определить уровень удовлетворенности населения работой государственных и муниципальных органов.
- Соответствие деятельности государственных и муниципальных органов требованиям законодательства. Этот критерий позволяет определить, насколько деятельность государственных и муниципальных органов соответствует требованиям законодательства.
Оценка эффективности государственного и муниципального управления является важным инструментом для определения качества работы органов власти и местного самоуправления. Для ее проведения используются различные методы и критерии. Она позволяет выявить проблемные моменты в деятельности государственных и муниципальных органов, а также разработать меры по улучшению их работы. Оптимизация носит глобальный характер и требует интереса со всех сторон.