Главная
АИ #40 (222)
Статьи журнала АИ #40 (222)
Анализ методов противодействия терроризму в Российской Федерации

Анализ методов противодействия терроризму в Российской Федерации

Научный руководитель

Михайлецкий Юрий Марьянович

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

терроризм
противодействие
борьба

Аннотация статьи

В статье рассматривается анализ нормативно-правовой базы, структуры и содержания системы противодействия терроризму в РФ.

Текст статьи

Согласно Федеральному закону Российской Федерации № 35-ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму»: «терроризм» – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [1].

Общегосударственная система противодействия терроризму (далее – ОГСПТ) представляет собой совокупность организационных структур (субъектов противодействия терроризму), которые в рамках полномочий, установленных законами и изданными на их основе нормативными правовыми актами, осуществляют деятельность по противодействию террористическим угрозам, разрабатывают и реализуют комплекс мер по профилактике террористических угроз, выявлению и пресечению террористической деятельности, минимизации и ликвидации возможных последствий террористических актов. ОГСПТ, в силу возложенных задач, призвана обеспечить системное и эффективное использование потенциала государства и общества для защиты от угроз террористических актов. Формы и методы противодействия террористическим проявлениям определяются сложной социально-политической и военной природой терроризма. 

Модель противодействия терроризму в Российской Федерации четко определена на законодательном уровне: в основе государственной антитеррористической политики России лежит модель правовой превенции (силового воздействия).

Противодействие терроризму в России осуществляется следующими методами:

  • профилактика терроризма;
  • борьба с терроризмом (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта и иных преступлений террористического характера);
  • минимизация и (или) ликвидация последствий террористических актов.

Под профилактикой терроризма понимается деятельность субъектов ОГСПТ, включающая комплекс мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности [2, с. 25]. Профилактика терроризма осуществляется по трем основным направлениям:

  • организация и осуществление на системной основе противодействия идеологии терроризма и экстремизма;
  • совершенствование антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических устремлений;
  • усиление контроля за соблюдением административных, правовых и иных режимов, способствующих противодействию терроризму.

Противодействие идеологии терроризма включает в себя комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.

В качестве потенциальных объектов террористических устремлений могут рассматриваться любые физические и юридические лица, места массового пребывания людей, объекты недвижимости, критической инфраструктуры, транспорта, жизнеобеспечения, коммуникационные и информационные сети.

Под антитеррористической защищенностью потенциальных объектов террористических устремлений следует понимать комплексное использование сил физической защиты, инженерно-технических средств и режимных мер, направленных на обеспечение их безопасного функционирования [1].

В связи с этим особая роль принадлежит эффективной реализации административно-правовых режимов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Организация деятельности по профилактике терроризма требует обеспечения скоординированной работы органов государственной власти с общественными организациями и объединениями, религиозными структурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами.

Борьба с терроризмом – деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляемая с использованием разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, следственных, войсковых и специальных мероприятий, направленных на решение задач по:

  • выявлению, предупреждению и пресечению террористической деятельности;
  • раскрытию и расследованию преступлений террористического характера.

Организация борьбы с терроризмом требует комплексного подхода к анализу источников и субъектов террористической деятельности, четкого определения функций и зоны ответственности каждого субъекта борьбы, своевременного определения приоритетов в решении поставленных задач, совершенствования организации построения и взаимодействия оперативных, оперативно-боевых, войсковых, следственных подразделений на основе внедрения штабного принципа организации управления контртеррористическими операциями и обеспечения ресурсами, включающими современные аппаратно-программные комплексы (автоматизированные системы управления).

Одним из основных условий повышения результативности борьбы с терроризмом является оперативное проникновение в террористические структуры, получение упреждающей информации об их планах по совершению террористических актов, деятельности по распространению идеологии терроризма и экстремизма, об источниках и каналах финансирования, снабжения оружием, боеприпасами, иными средствами для осуществления террористической деятельности [3, с. 24].

Деятельность по минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма (далее – устранение последствий) планируется заблаговременно, исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на решение следующих основных задач:

  • недопущение (минимизация) человеческих потерь на основе приоритета защиты человеческой жизни перед материальными и финансовыми потерями (за исключением жизни террористов);
  • своевременное проведение аварийно-спасательных работ и оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в пресечении террористического акта, а также лицам, пострадавшим от террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация;
  • минимизация неблагоприятных морально-психологических последствий воздействия террористических актов на общество или отдельные социальные группы;
  • восстановление поврежденных и разрушенных объектов; возмещение причиненного вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим от актов терроризма (за исключением террористов).

Условиями успешного осуществления мероприятий по устранению последствий террористического акта являются учет специфики чрезвычайных ситуаций, связанных с совершением террористических актов.

Таким образом, можно сделать вывод, что борьба с терроризмом должна иметь упреждающий характер и обеспечивать единство в действиях специальных общественных и государственных структур на международном и государственном уровнях.

Перспективы борьбы с современным терроризмом во многом зависят как от реализации системы силовых методов, так и от характера социально-экономических преобразований российского общества.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму».
  2. Лощаков Д.Г. Исторические разновидности террора и терроризма и их особенности // Вестник Московского университета МВД России. – 2014. – № 9. – С. 25.
  3. Котенко В.В. Стратегия оценки эффективности информационного противодействия угрозам терроризма // Информационное противодействие угрозам терроризма. – 2010.

Поделиться

132

Правдин И. С. Анализ методов противодействия терроризму в Российской Федерации // Актуальные исследования. 2024. №40 (222). Ч.II.С. 52-54. URL: https://apni.ru/article/10142-analiz-metodov-protivodejstviya-terrorizmu-v-rossijskoj-federacii

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#42 (224)

Прием материалов

12 октября - 18 октября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

23 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 ноября