Актуальность
В настоящее время гимнасткам предъявляются высокие требования к исполнению сложных технических движений телом в сочетании с работой предметом, которые выполняются под музыкальное сопровождение, а также требования к проявлению широкого арсенала двигательных умений и навыков [1, с. 139-144].
Так как в художественной гимнастике произошел значительный скачок в развитии спортивной техники выполнения сложных по координации элементов тела, а именно комбинированных элементов [2, с. 197-199], необходимо искать новые пути совершенствования техники выполнения комбинированного элемента гимнастками на определенных этапах их подготовки.
Проведенный анализ научно-методической литературы показал, что на данный момент не раскрывается проблема совершенствования техники выполнения комбинированного элемента в художественной гимнастике в полной мере [3, с. 107-118], так как остаются не раскрытые аспекты. Отсюда следует актуальность разработки методик совершенствования техники выполнения комбинированных элементов в художественной гимнастике.
Цель исследования
Разработка методики совершенствования техники выполнения комбинированного элемента квалифицированными спортсменками в художественной гимнастике.
Результаты исследования и их обсуждение
Для совершенствования техники комбинированного элемента «равновесие + поворот», нами была разработана методика совершенствования техники выполнения комбинированного элемента – бокового горизонтального равновесия с поворотом обратный циркуль.
Данная методика совершенствования включала в себя два блока средств, которые направлены на совершенствование специальной двигательной подготовленности и на совершенствование техники выполнения комбинированного элемента (рис.).
Главной задачей совершенствования выполнения комбинированного элемента является повышение исходного уровня подготовленности спортсменок и оптимизация тренировочного процесса.
Рис. Схема методики совершенствования техники комбинированного элемента в художественной гимнастике
Блок 1 – технической подготовки включал в себя 2 комплекса упражнений и был направлен на закрепление техники выполнения комбинированного элемента; совершенствование равновесно-вращательной подготовленности в усложненных условиях; обеспечение закрепления навыка сохранения устойчивости в элементах; обеспечение стабильности и вариативности исполнения комбинированного элемента.
Средства блока «техническая подготовка» комплекс № 1 для закрепления техники равновесия в соединении с поворотом обратный циркуль в него входит выполнение: бокового вертикального равновесия на полной стопе и на полупальце с поворотом обратный циркуль; бокового горизонтального равновесия на полной стопе и на полупальце с поворотом обратный циркуль; бокового вертикального равновесия на полупальце с поворотом обратный циркуль (2 оборота); бокового горизонтального равновесия на полупальце с поворотом обратный циркуль (2 оборота); бокового горизонтального равновесия на полупальце с поворотом обратный циркуль (3 оборота и более). Каждое упражнение выполняется по 5 раз, общая продолжительность – 20 минут.
Средства для комплекса № 2 – выполнение комбинированного элемента в усложненных условиях (с отягощениями). В данный комплекс входит выполнение данного элемента в различных с мячом (отбив от пола и обволакивание на равновесии, баланс на кисти во время вращения), с обручем (на равновесии – вертушка обруча правой рукой, малый бросок двумя руками, вращение на кисти; на вращении – обратный кат обруча, высокий бросок), с булавами (на равновесии – горизонтальная мельница булавами, вертикальная мельница за спиной; на повороте – малые круги, баланс на кисти), с лентой (на равновесии – змейка за спиной; на повороте – широкий круг). Для совершенствования качества данного элемента применяется выполнение бокового равновесия на полупальце с поворотом обратный циркуль с использованием утяжелителей.
Метод блока 1 – стандартно-повторного упражнения.
Блок 2 «специально-двигательной подготовки» включает в себя 2 комплекса упражнений (комплекс № 3 и 4), направлен на поддержание статического положения тела на фоне вестибулярной нагрузки; совершенствование подвижности тазобедренных суставов и гибкости позвоночного столба.
Комплекс № 3 решает задачу совершенствования вестибулярной устойчивости спортсменок, применяется в конце подготовительной части занятия, в течение 15 минут. Всего включает в себя три упражнения, выполняемые с помощью повторного метода – упражнения с раздражением вестибулярного анализатора: серия «шэнэ»; три пружинных шага и поворот с ногой вперёд/назад на 45◦ с фиксацией позы; выполнение равновесия «арабеск» после 3-х кувырков.
Комплекс № 4 решает задачу совершенствования специальной гибкости, и выполняется в конце подготовительной части занятия в течение 15–20 минут. Упражнения на развитие подвижности в тазобедренных суставах:
- Стоя спиной к гимнастической стенке на одной ноге, другая в шпагат на стенке, руки на полу, выполнить пружинящие движения тазом к стенке; удержание туловища не ниже 90°; «домахи» ногой от стенки;
- Стоя лицом к гимнастической стенке на одной ноге, другая в шпагат на стенку, хват на уровне таза, выполнить пружинящие движения тазом к стенке; наклон туловища назад.
Упражнения на развитие подвижности в суставах позвоночника:
- Стоя лицом к гимнастической стенке, хват на уровне пояса выполнить пружинящие наклоны назад и волны туловищем вперёд;
- Стоя спиной к гимнастической стенке, руки вверх выполнить наклон назад в «мост» на нижнюю рейку, далее сделать «складку» вперёд.
- Стоя на носках боком к гимнастической стенке, ноги врозь левой вперёд, хват правой рукой на уровне пояса, левая рука вверх, выполнить волны вперед и назад, после этого пружинящие наклоны в прогибе назад.
Метод данного блока: повторного упражнения.
Заключение
Таким образом, нами была разработана методика совершенствования техники выполнения комбинированного элемента – бокового горизонтального равновесия с поворотом обратный циркуль, включающая в себя блок технической подготовки, куда входили упражнения с постепенным усложнением частей комбинированного элемента (7 упражнений), выполнение элемента с предметами (обруч, мяч, булавы, лента) и с отягощением (14 различных вариантов манипуляций предметом и упражнения с отягощением). Блок специальной двигательной подготовленности включал в себя: упражнения на вестибулярную устойчивость (3 упражнения) и специальную гибкость (6 упражнений).