Важнейшей составной частью социально-культурных преобразований в послеоктябрьской истории страны являлись перемены в области развития народного образования.
В послеоктябрьский период в стране была создана массовая и общедоступная система образования, достигнуты успехи в охвате подрастающего поколения общеобразовательной школой, повышении образовательного и культурного уровня населения.
В Дагестане, как и в других национальных республиках страны, после установления советской власти развернулась систематическая и целенаправленная работа по созданию и развитию новой советской школы, охвату подрастающего поколения всеобщим обучением и повышению образовательного уровня широких слоев населения.
Была проделана значительная работа по воссозданию объективной научной картины состояния просвещения, становления и развития новой системы образования в республике.
Создание и успешное функционирование новой системы образования, как ни в какой другой области культурных преобразований, требовали обобщения опыта деятельности партийных, советских организаций, общественности по развитию общеобразовательной школы, росту грамотности населения. Первыми с анализами состояния и развития школьного образования в Дагестане на страницах периодической печати выступили А. Тахо-Годи, Б. Астемиров и другие руководители и практические работники, занятые на ниве просвещения [13], (Астемиров Б. [1], Тимушев Л. [14]).
К числу попыток научного осмысления становления и развития советской системы школьного образования в Дагестане относится исследование Ш. Д. Хасбулатова [15].
В работе Ш. Д. Хасбулатова обобщается опыт деятельности дагестанской общеобразовательной школы в первой половине 20-х гг. Автор отмечает увеличение сети и численности учащихся в школах нового типа, показывает тягу горцев к образованию, культуре, их помощь в укреплении материальной базы общеобразовательной школы. Затронут также интересный аспект проблемы – обеспечение потребности школы в педагогических кадрах и состояние преподавания учебных дисциплин.
При анализе литературы по школьному образованию в первую очередь необходимо выделить обобщающий труд по истории общеобразовательной школы, подготовленный во второй половине 60-х гг. под редакцией профессора Г. Ш. Каймаразова [6].
В нем прослежено развитие общеобразовательной школы Дагестана за весь послеоктябрьский период до середины 60-х гг., дана развернутая картина состояния школьного образования к началу социалистического строительства, становления и развития новой системы просвещения в 1920–1941 гг.
В середине 20-х гг. партийные и советские органы республики усилили административный нажим и произвол в отношении религиозных школ, как, впрочем, всего, что было связано с исламом. Это привело к тому, что к началу 30-х гг. религиозные школы в Дагестане полностью прекратили свою деятельность.
Создание новой общеобразовательной школы в отсталой национальной окраине было сопряжено с целым рядом объективных и субъективных трудностей: это острая нехватка материальных и финансовых ресурсов для развертывания сети новых учебных заведений, отсутствие соответствующих педагогических кадров, религиозность основной массы населения и т. д. Эти и другие обстоятельства позволяют дагестанским обществоведам выделить и рассматривать первую половину 20-х гг. как самостоятельный этап в становлении новой советской школы [12]. В исследовании С. М. Гаджиева анализируется опыт деятельности Дагестанской партийной организации по развитию народного образования в первой половине 20-х гг. Автор, освещая развитие советской системы школьного образования, делает экскурс в недавнее прошлое просвещения, говорит о состоянии светского и религиозного образования в дореволюционном Дагестане, отмечает преобладание второго над первым и его влияние на всю духовно-нравственную атмосферу в горном крае [2, с. 38].
С привлечением фактического материала С. М. Гаджиев анализирует деятельность партийных организаций по укреплению материальной базы и обеспечению школ учебным оборудованием. Им рассмотрены и вопросы развития дневной общеобразовательной школы.
Вопросы истории школьного образования рассматриваются как в целом за весь период послеоктябрьского развития, так и в рамках первого двадцатилетия советской власти в республике в трудах Исмаилова А. Р. [4], Каймаразова Г. Ш. [7], Омарова С. М. [12, с. 58].
Существенный вклад в освещение борьбы партийных, советских органов и общественности по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения в Дагестане вносят труды профессора А. Р. Исмаилова. В них проблема преодоления тяжелого наследия прошлого анализируется на фоне социально-экономических перемен в горном крае и в неразрывной связи с деятельностью общеобразовательной школы, отмечается влияние её успехов на преодоление неграмотности и малограмотности.
В целом проблема ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения является одной из наиболее разработанных в истории культурного строительства в Дагестане.
Другим важнейшим вопросом развития школьного образования в республике в 20-30-х гг., от успешного решения которого во многом зависела ликвидация культурной отсталости населения, являлось введение всеобщего обучения для подрастающего поколения [8, с. 128].
Обобщив большой и разнохарактерный фактический материал по отдельным сельским районам и республике в целом, автор приходит к заключению: «В 1932/1933 учебном году, в связи с введением обязательного начального всеобуча во всех районах Дагестана, в школы первой ступени было вовлечено более 90% детей в возрасте от 8 до 12 лет» [8, с. 129].
Важное значение в исследованиях придается вопросу подготовки и расстановки педагогических кадров в первое двадцатилетие советской власти. Определенное отражение он получил в работах ряда авторов [3]. Слабо разработанным вопросом остается влияние перевода письменности с арабской на латинскую и русскую графические основы на формирование и эффективность деятельности учительства Дагестана. Белым пятном в дагестанской историографии является также судебный и административный произвол в 30-х гг. в отношении многих учителей республики.
В обобщающем исследовании Г. Ш. Каймаразова «Очерки истории культуры народов Дагестана» [9] вопросы школьного образования занимают одно из центральных мест. В разделах, посвященных развитию культуры народов Дагестана в 20-30-х гг. ХХ в., с привлечением разнохарактерного фактического материала рассмотрен процесс становления и развития новой системы образования в республике. Отмечено внимание органов власти к проблемам развития общеобразовательной школы. Показана помощь центра в становлении и развитии новой системы образования в горном крае. Говоря о впечатляющих успехах, достигнутых дагестанской общеобразовательной школой в первые десятилетия советской власти, автор не умалчивает трудности и нерешенные проблемы в её деятельности. Монография Г. Ш. Каймаразова посвящена общим проблемам развития культуры народов Дагестана, что отразилось на полноте охвата и глубине анализа истории школьного образования в ней в исследуемый период.
Значительное внимание вопросам школьного образования уделено в новом крупном обобщающем труде Г. Ш. Каймаразова [10, с. 64]. Интересующие нас вопросы рассмотрены в трёх параграфах главы второй «Развитие образования и науки в Дагестане в 1917–1940 гг.». Автором отмечены принципиальные отличия системы общего образования, созданной в стране после победы социалистической революции. Показаны усилия властных структур по созданию и развитию новых учебных заведений в республике, охвату ими подрастающего поколения. Прослежены количественные и качественные изменения в развитии общеобразовательной школы в 30-х гг. Говоря о состоянии конфессиональных учебных заведений в многонациональном регионе в послеоктябрьский период, автор отметил такие негативные явления как, административный нажим и притеснения, допущенные в отношении их, особенно со второй половины 20-х гг.
В исследовании раскрыты трудности в развертывании работы по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения, связанные с нехваткой материальных возможностей, подготовленных педагогических кадров. В этом контексте, вероятно, следовало бы акцентировать внимание на психологической неготовности части населения республики к восприятию новых духовных ценностей. В целом в многоплановом исследовании Г. Ш. Каймаразову удалось воссоздать объективную картину развития школьного образования в республике в первые два десятилетия становления новых общественных отношений.
Проблемы школьного образования и роста образовательного уровня сельского населения Дагестана в 20-30-х гг. затронуты и в культурологическом исследовании автора этих строк [11]. В ней, опираясь на добротный фактический материал, раскрыты общие закономерности и специфические региональные особенности создания и деятельности общеобразовательной школы в дагестанском селе. В условиях демократизации и преодоления идеологического диктата в обществоведении удалось показать отрицательную роль административного нажима и произвола в отношении мусульманской конфессиональной школы, допущенные органами власти республики во второй половине 20-х гг.
Вопросы школьного образования анализируемого периода нашли определенное отражение в обобщающих трудах и исследованиях, посвященных общим проблемам социально-экономического и общественно-политического развития республики [5]. В этих работах в ряду других аспектов культурного развития народов Дагестана отмечены изменения в сети общеобразовательных школ и количество учащихся в них, усилия органов власти по укреплению материально-технической базы и удовлетворению потребностей школ в подготовленных педагогических кадрах. Указаны переломные вехи в развитии школьного образования в Дагестане.
Таким образом, вопросы развития школьного образования в Дагестане в 20-30-х гг. нашли определенное отражение в исторической литературе. Однако следует признать, что не все аспекты проблемы исследованы в одинаковой степени, часть из них нуждается в новом углубленном изучении и переосмыслении. Назревшей является задача подготовки и издания обобщающего исследования о развитии школьного образования в Дагестане в 20-30-х гг. и в целом в ХХ в.