Главная
АИ #43 (225)
Статьи журнала АИ #43 (225)
К вопросу о становлении советской системы образования в Дагестане в 1920–1930 г.

К вопросу о становлении советской системы образования в Дагестане в 1920–1930 г.

Рубрика

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

образование
ДАССР
округ
всеобуч
неграмотность
школа
учитель
ученик

Аннотация статьи

Статья посвящена становлению советской системы образования в Дагестане в 20–30 х гг. XX в. В ней отмечается, что после установления советской власти, одна из главных задач заключалась в том, чтобы уничтожить массовую неграмотность, создав систему образования в округах Дагестанской АССР. С этой целью правительство неуклонно увеличивало ассигнования на народное образование. При написании статьи автором использованы архивные материалы, опубликованные источники и исследования.

Текст статьи

Важнейшей составной частью социально-культурных преобразований в послеоктябрьской истории страны являлись перемены в области развития народного образования.

В послеоктябрьский период в стране была создана массовая и общедоступная система образования, достигнуты успехи в охвате подрастающего поколения общеобразовательной школой, повышении образовательного и культурного уровня населения.

В Дагестане, как и в других национальных республиках страны, после установления советской власти развернулась систематическая и целенаправленная работа по созданию и развитию новой советской школы, охвату подрастающего поколения всеобщим обучением и повышению образовательного уровня широких слоев населения.

Была проделана значительная работа по воссозданию объективной научной картины состояния просвещения, становления и развития новой системы образования в республике.

Создание и успешное функционирование новой системы образования, как ни в какой другой области культурных преобразований, требовали обобщения опыта деятельности партийных, советских организаций, общественности по развитию общеобразовательной школы, росту грамотности населения. Первыми с анализами состояния и развития школьного образования в Дагестане на страницах периодической печати выступили А. Тахо-Годи, Б. Астемиров и другие руководители и практические работники, занятые на ниве просвещения [13], (Астемиров Б. [1], Тимушев Л. [14]).

К числу попыток научного осмысления становления и развития советской системы школьного образования в Дагестане относится исследование Ш. Д. Хасбулатова [15].

В работе Ш. Д. Хасбулатова обобщается опыт деятельности дагестанской общеобразовательной школы в первой половине 20-х гг. Автор отмечает увеличение сети и численности учащихся в школах нового типа, показывает тягу горцев к образованию, культуре, их помощь в укреплении материальной базы общеобразовательной школы. Затронут также интересный аспект проблемы – обеспечение потребности школы в педагогических кадрах и состояние преподавания учебных дисциплин.

При анализе литературы по школьному образованию в первую очередь необходимо выделить обобщающий труд по истории общеобразовательной школы, подготовленный во второй половине 60-х гг. под редакцией профессора Г. Ш. Каймаразова [6].

В нем прослежено развитие общеобразовательной школы Дагестана за весь послеоктябрьский период до середины 60-х гг., дана развернутая картина состояния школьного образования к началу социалистического строительства, становления и развития новой системы просвещения в 1920–1941 гг.

В середине 20-х гг. партийные и советские органы республики усилили административный нажим и произвол в отношении религиозных школ, как, впрочем, всего, что было связано с исламом. Это привело к тому, что к началу 30-х гг. религиозные школы в Дагестане полностью прекратили свою деятельность.

Создание новой общеобразовательной школы в отсталой национальной окраине было сопряжено с целым рядом объективных и субъективных трудностей: это острая нехватка материальных и финансовых ресурсов для развертывания сети новых учебных заведений, отсутствие соответствующих педагогических кадров, религиозность основной массы населения и т. д. Эти и другие обстоятельства позволяют дагестанским обществоведам выделить и рассматривать первую половину 20-х гг. как самостоятельный этап в становлении новой советской школы [12]. В исследовании С. М. Гаджиева анализируется опыт деятельности Дагестанской партийной организации по развитию народного образования в первой половине 20-х гг. Автор, освещая развитие советской системы школьного образования, делает экскурс в недавнее прошлое просвещения, говорит о состоянии светского и религиозного образования в дореволюционном Дагестане, отмечает преобладание второго над первым и его влияние на всю духовно-нравственную атмосферу в горном крае [2, с. 38].

С привлечением фактического материала С. М. Гаджиев анализирует деятельность партийных организаций по укреплению материальной базы и обеспечению школ учебным оборудованием. Им рассмотрены и вопросы развития дневной общеобразовательной школы.

Вопросы истории школьного образования рассматриваются как в целом за весь период послеоктябрьского развития, так и в рамках первого двадцатилетия советской власти в республике в трудах Исмаилова А. Р. [4], Каймаразова Г. Ш. [7], Омарова С. М. [12, с. 58].

Существенный вклад в освещение борьбы партийных, советских органов и общественности по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения в Дагестане вносят труды профессора А. Р. Исмаилова. В них проблема преодоления тяжелого наследия прошлого анализируется на фоне социально-экономических перемен в горном крае и в неразрывной связи с деятельностью общеобразовательной школы, отмечается влияние её успехов на преодоление неграмотности и малограмотности.

В целом проблема ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения является одной из наиболее разработанных в истории культурного строительства в Дагестане.

Другим важнейшим вопросом развития школьного образования в республике в 20-30-х гг., от успешного решения которого во многом зависела ликвидация культурной отсталости населения, являлось введение всеобщего обучения для подрастающего поколения [8, с. 128].

Обобщив большой и разнохарактерный фактический материал по отдельным сельским районам и республике в целом, автор приходит к заключению: «В 1932/1933 учебном году, в связи с введением обязательного начального всеобуча во всех районах Дагестана, в школы первой ступени было вовлечено более 90% детей в возрасте от 8 до 12 лет» [8, с. 129].

Важное значение в исследованиях придается вопросу подготовки и расстановки педагогических кадров в первое двадцатилетие советской власти. Определенное отражение он получил в работах ряда авторов [3]. Слабо разработанным вопросом остается влияние перевода письменности с арабской на латинскую и русскую графические основы на формирование и эффективность деятельности учительства Дагестана. Белым пятном в дагестанской историографии является также судебный и административный произвол в 30-х гг. в отношении многих учителей республики.

В обобщающем исследовании Г. Ш. Каймаразова «Очерки истории культуры народов Дагестана» [9] вопросы школьного образования занимают одно из центральных мест. В разделах, посвященных развитию культуры народов Дагестана в 20-30-х гг. ХХ в., с привлечением разнохарактерного фактического материала рассмотрен процесс становления и развития новой системы образования в республике. Отмечено внимание органов власти к проблемам развития общеобразовательной школы. Показана помощь центра в становлении и развитии новой системы образования в горном крае. Говоря о впечатляющих успехах, достигнутых дагестанской общеобразовательной школой в первые десятилетия советской власти, автор не умалчивает трудности и нерешенные проблемы в её деятельности. Монография Г. Ш. Каймаразова посвящена общим проблемам развития культуры народов Дагестана, что отразилось на полноте охвата и глубине анализа истории школьного образования в ней в исследуемый период.

Значительное внимание вопросам школьного образования уделено в новом крупном обобщающем труде Г. Ш. Каймаразова [10, с. 64]. Интересующие нас вопросы рассмотрены в трёх параграфах главы второй «Развитие образования и науки в Дагестане в 1917–1940 гг.». Автором отмечены принципиальные отличия системы общего образования, созданной в стране после победы социалистической революции. Показаны усилия властных структур по созданию и развитию новых учебных заведений в республике, охвату ими подрастающего поколения. Прослежены количественные и качественные изменения в развитии общеобразовательной школы в 30-х гг. Говоря о состоянии конфессиональных учебных заведений в многонациональном регионе в послеоктябрьский период, автор отметил такие негативные явления как, административный нажим и притеснения, допущенные в отношении их, особенно со второй половины 20-х гг.

В исследовании раскрыты трудности в развертывании работы по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения, связанные с нехваткой материальных возможностей, подготовленных педагогических кадров. В этом контексте, вероятно, следовало бы акцентировать внимание на психологической неготовности части населения республики к восприятию новых духовных ценностей. В целом в многоплановом исследовании Г. Ш. Каймаразову удалось воссоздать объективную картину развития школьного образования в республике в первые два десятилетия становления новых общественных отношений.

Проблемы школьного образования и роста образовательного уровня сельского населения Дагестана в 20-30-х гг. затронуты и в культурологическом исследовании автора этих строк [11]. В ней, опираясь на добротный фактический материал, раскрыты общие закономерности и специфические региональные особенности создания и деятельности общеобразовательной школы в дагестанском селе. В условиях демократизации и преодоления идеологического диктата в обществоведении удалось показать отрицательную роль административного нажима и произвола в отношении мусульманской конфессиональной школы, допущенные органами власти республики во второй половине 20-х гг.

Вопросы школьного образования анализируемого периода нашли определенное отражение в обобщающих трудах и исследованиях, посвященных общим проблемам социально-экономического и общественно-политического развития республики [5]. В этих работах в ряду других аспектов культурного развития народов Дагестана отмечены изменения в сети общеобразовательных школ и количество учащихся в них, усилия органов власти по укреплению материально-технической базы и удовлетворению потребностей школ в подготовленных педагогических кадрах. Указаны переломные вехи в развитии школьного образования в Дагестане.

Таким образом, вопросы развития школьного образования в Дагестане в 20-30-х гг. нашли определенное отражение в исторической литературе. Однако следует признать, что не все аспекты проблемы исследованы в одинаковой степени, часть из них нуждается в новом углубленном изучении и переосмыслении. Назревшей является задача подготовки и издания обобщающего исследования о развитии школьного образования в Дагестане в 20-30-х гг. и в целом в ХХ в.

Список литературы

  1. Астемиров Б. Большевистские победы Дагестанской парторганизации на фронте культурной революции // Революция и горец. № 10–12. 1932.
  2. Гаджиев С.М. Деятельность Дагестанской партийной организации по развитию народного образования в республике в 1920–1925 гг. Махачкала, 1977.
  3. Гамзатова Б.А. Подготовка педагогических кадров из женщин-горянок в средних педагогических учебных заведениях Дагестана (1920–1940 гг.) как важная общественно-политическая и педагогическая проблема // Сборник аспирантских работ ДГУ. Махачкала, 1970.
  4. Исмаилов А.Р. Борьба за ликвидацию неграмотности в Дагестане в первое десятилетие Советской власти (1920–1930 гг.) // УЗ ИИЯЛ. Серия обществ. наук. Т. 19. Махачкала, 1968.
  5. История Дагестана в 4-х т. Т. 3. М., 1968.; История Дагестана с древнейших времен до наших дней. В 2-х т. 2005. Т. 2. Махачкала.
  6. Каймаразов Г.Ш. Культурное строительство в Дагестане (1920–1940 гг.). Махачкала, 1960.
  7. Каймаразов Г.Ш. Борьба за осуществление всеобуча в Дагестане в годы первой и второй пятилеток (1928–1937) // УЗ ИИЯЛ. Т. 6. Махачкала, 1961.
  8. Каймаразов Г.Ш. Из истории борьбы за осуществление всеобуча в национальных республиках Северного Кавказа (1928–1940 гг.) // Вопросы истории Дагестана и Северного Кавказа (советский период). Вып. 1. Махачкала, 1973.
  9. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М., 1971.
  10. Каймаразов Г.Ш. Образование и наука в Дагестане в ХХ веке. Махачкала, 2007.
  11. Мирзабеков М.Я. Культура дагестанского села. ХХ век: история, проблемы. Махачкала, 1998.
  12. Омаров С.М. Женское образование в Дагестане. Махачкала, 1960.
  13. Тахо-Годи А.А. В борьбе за советскую школу в Дагестане // Просвещение национальностей. № 1. 1931.
  14. Тимушев Л. Курс на всеобщее обучение ДАССР // Звезда. № 1(9) и др. Махачкала., 1928.
  15. Хасбулатов Ш.Д. Народное образование в Дагестанской АССР в первые годы Советской власти. Махачкала, 1953.

Поделиться

104

Абидова М. А., Магомедова Э. М. К вопросу о становлении советской системы образования в Дагестане в 1920–1930 г. // Актуальные исследования. 2024. №43 (225). URL: https://apni.ru/article/10309-k-voprosu-o-stanovlenii-sovetskoj-sistemy-obrazovaniya-v-dagestane-v-1920-1930-g

Похожие статьи

Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября