Современные социально-экономические условия требуют от органов власти более гибкого и эффективного подхода к управлению. В условиях глобализации и децентрализации власти взаимодействие между различными уровнями управления становится особенно актуальным. Нововведением в Конституции Российской Федерации, принятой в 2020 году, стало внедрение государствообразующей категории «публичная власть», представляющей собой многоуровневую систему, которая обеспечивает координацию и реализацию полномочий государственных органов на федеральном, региональном и местном уровнях власти и гарантирует эффективное управление и функционирование государства [2, с. 16].
Старорусский муниципальный район, как часть Новгородской области, сталкивается с рядом вызовов, требующих оптимизации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления. Среди основных проблем, с которыми сталкивается Старорусский муниципальный район, можно выделить следующие:
1. Недостаточная координация между различными уровнями власти. По словам магистранта Киселевой А. А. и Профессора Тарасовой Т. А. между органами власти в процессе коммуникации возникают серьезные барьеры [3, с. 86]. Отсутствие единой стратегии и согласованных действий между федеральными, региональными и местными органами власти в Старорусском муниципальном районе приводит к несоответствию в реализации программ и инициатив. Местные органы зачастую действуют независимо, что создает ситуации, когда федеральные и региональные инициативы не учитывают специфические потребности района. Недостаток обмена информацией и системного подхода к коммуникации также мешает местным властям быть в курсе текущих решений, что приводит к дублированию усилий и неэффективному использованию ресурсов.
Кроме того, низкий уровень вовлеченности местных властей в процесс принятия решений ограничивает их способность оперативно реагировать на нужды населения. Отсутствие формализованных механизмов сотрудничества между уровнями власти затрудняет координацию действий, особенно в условиях кризисов;
2. Ограниченное вовлечение граждан в процесс принятия решений. Недостаточная информированность граждан о принимаемых решениях и планах, касающихся их жизни, создает проблемы в Старорусском муниципальном районе. Согласно Ст. 33 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого гражданина на обращение в государственные органы, а также органы местного самоуправления [1].
Местные власти часто не проводят консультации или общественные слушания, что ограничивает возможность жителей выразить свои мнения. Существующие механизмы участия, такие как опросы и собрания, часто оказываются формальными и неэффективными, что приводит к чувству апатии и снижению интереса к общественным делам. Кроме того, многие граждане сталкиваются с трудностями доступа к информации из-за языковых барьеров или недостатка образования.
Ограниченное вовлечение граждан также связано с боязнью местных властей открыто обсуждать свои действия, что создает атмосферу недоверия и непрозрачности. Это снижает качество управления и не учитывает интересы населения, вызывая недовольство жителей. По словам Маляренко О. Э. в первую очередь, обращения должны быть рассмотрены на уровне местного самоуправления, где можно решить проблему быстрее и эффективнее. Если же проблема не может быть решена на этом уровне, она передается в органы государственной власти для дальнейшего рассмотрения [4, с. 405];
3. Низкая степень прозрачности и подотчетности органов власти. По словам Максимец Т. С. и Овсипян М. В. качество регулирования органов власти определяет эффективность и прозрачность правил и нормативов, регулирующих экономическую и социальную деятельность [5, с. 20].
Отсутствие открытой информации о деятельности органов власти создает барьеры для понимания населением процессов принятия решений, что приводит к недоверию и подозрениям в непрозрачности действий местных властей. Граждане часто не имеют доступа к важной информации о бюджетах и инициативах, что затрудняет их возможность оценивать работу властей. Механизмы подотчетности также являются неэффективными, так как жители не всегда могут задать вопросы или получить ответы, что способствует ощущению безнаказанности у чиновников и снижает качество управления.
Кроме того, низкая степень прозрачности связана с недостаточной вовлеченностью граждан в контроль за деятельностью местных органов власти. Многие не знают, как участвовать в мониторинге работы властей, что ведет к пассивности и отсутствию гражданского контроля. Местные власти иногда избегают открытых обсуждений, создавая атмосферу закрытости, что ухудшает отношения с населением;
4. Отсутствие системного подхода к управлению и недостаток информации о потребностях населения. Отсутствие системного подхода к управлению приводит к спонтанному принятию решений, основанному на краткосрочных целях, что затрудняет эффективное использование ресурсов и координацию между различными уровнями власти. Важные социальные, экономические и инфраструктурные вопросы остаются без должного внимания, а действия местных органов власти не соответствуют реальным нуждам населения из-за недостатка информации о потребностях граждан.
Кроме того, игнорирование уязвимых групп, таких как пожилые люди и многодетные семьи, усугубляет социальное неравенство. Для улучшения ситуации необходимо внедрять методы сбора и анализа данных о потребностях населения, а также развивать стратегическое планирование, чтобы учитывать интересы всех групп граждан и обеспечивать более качественное и эффективное управление на местном уровне.
Для решения вышеупомянутых проблем предлагается ряд рекомендаций:
Рис. Пути совершенствования системы взаимодействия органов государственной власти и Старорусского муниципального района Новгородской области
Создание межведомственных рабочих групп в Старорусском муниципальном районе Новгородской области способствует улучшению координации между различными уровнями власти и обмену информацией. Это позволяет более эффективно решать актуальные проблемы, учитывать потребности населения и обеспечивать слаженное взаимодействие между органами власти.
Разработка программ вовлечения граждан в Старорусском муниципальном районе Новгородской области включает внедрение механизмов, позволяющих жителям активно участвовать в процессе принятия решений на местном уровне. Это может включать проведение общественных консультаций, опросов и создание платформ для обратной связи, что способствует учету мнений и потребностей населения в управлении.
Увеличение прозрачности в Старорусском муниципальном районе Новгородской области возможно через обеспечение доступности информации о деятельности органов власти с использованием современных информационных технологий и платформ. Это может включать создание интерактивных веб-сайтов, мобильных приложений и социальных медиа, которые позволят гражданам легко получать актуальные данные, следить за решениями властей и участвовать в обсуждениях. Такие меры способствуют повышению доверия к местным органам власти и активизации гражданского участия.
Обучение и повышение квалификации сотрудников органов власти в Старорусском муниципальном районе Новгородской области может быть реализовано через проведение регулярных тренингов и семинаров. Эти мероприятия должны быть направлены на развитие навыков эффективного взаимодействия с гражданами, управления проектами и решения актуальных социальных проблем.
Таким образом, совершенствование системы взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления в Старорусском муниципальном районе является необходимым условием для повышения эффективности управления и улучшения качества жизни населения. Реализация предложенных рекомендаций позволит создать более прозрачную и подотчетную систему управления, способствующую устойчивому развитию региона.