Вредные привычки и их влияние на здоровье детей и подростков

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

ребенок
педагог
вредные привычки
патологические привычки
непатологические привычки

Аннотация статьи

Ни секрет, что в наш центр поступают дети из неблагополучных семей, где нет надлежащего воспитания, не формуются культурно-гигиенические и бытовые навыки, родители демонстрируют детям нежелательное поведение. Педагог должен помочь воспитанникам правильно координировать намерения и поступки. Какие бывают вредные привычки у детей и как от них избавиться, расскажет статья.

Текст статьи

Трудно встретить идеального человека, человека, который бы не имел ни одной вредной привычки. Привычка всего прочнее, когда берет начало в юные годы; это и называется воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки [1].

В своей работе мы постоянно сталкиваемся с этой проблемой – вредными привычками у детей. Ни секрет, что в наш центр поступают дети из неблагополучных семей, где нет надлежащего воспитания, не формуются культурно-гигиенические и бытовые навыки, родители демонстрируют детям нежелательное поведение. Дети имеют негативный опыт общения, находятся в стрессовой ситуации, закомплексованы и не доверяют взрослым.

Детям бывает трудно контролировать свои действия и поступки, отсюда и возникают вредные привычки. Условно их можно разделить на две группы патологические и непатологические. Первые возникли из-за нехватки родительской ласки и внимания, а также жестокого наказания. К патологическим привычкам относятся: сосание пальцев, своей одежды, постельного белья, игрушек и прочего. Откусывания ногтей, кутикулы, облизывание щек, губ, качание головой, манипуляции с волосом, детский онанизм, а также зависимости: курение и алкоголизм. Наиболее опасное влияние на здоровье детей и подростков оказывает употребление алкоголя, наркотиков, табака. Под их воздействием поражаются внутренние органы (сердце, легкие, желудок и пр.), сосуды, головной мозг. Ослабевает зрение, слух, память. Меняется поведение: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для их жизни и жизни окружающих. Вредными эти привычки называются потому, что от них бывает трудно отказаться, так как они постепенно становятся необходимыми подросткам, так как привыкание наступает очень быстро. От таких привычек трудно избавиться им самим. В таких случаях мы вынуждены обращаться за помощью к психологу или врачу. Это связано с тем, что, попадая в организм, они становятся неотъемлемой частью обменных процессов, и он начинает требовать тех компонентов, которые вредны для здоровья [2].

К непатологическим можно отнести следующие: чавканье, ковыряние в носу, шарканье ногами, сутулость, громкая речь, нецензурная брань и другие.

Многие из этих неприятных склонностей педагоги выявляют у воспитанников. Прежде чем корректировать поведение ребенка, нужно выстроить с ним доверительное общение, создать комфортную эмоциональную атмосферу для каждого воспитанника, каждому необходим индивидуальный подход, и у каждого ребенка должен быть свой значимый именно для него взрослый, с которым он бы делился своими переживаниями, успехами и неудачами, спрашивал совета. Педагоги рекомендуют придерживаться следующей линии поведения: выражать как можно чаще любовь и заботу, доброжелательное отношение к воспитанникам.

Педагоги-психологи нашего центра отмечают, что у детей еще можно исправить любое негативное поведение. Существует несколько общих способов, как отучить ребенка от вредных привычек. Ими можно воспользоваться в том случае, когда неизвестна причина негативного поведения. Справедливое наказание. Ни в коем случае нельзя игнорировать пагубные пристрастия воспитанников [3]. Но наказание не должно быть жестоким, иначе это только усугубит проблемную ситуацию. В борьбе с вредными привычками важна полная досуговая нагрузка. Даже в условиях пандемии в центре есть все необходимые возможности для этого. Работают кружки дополнительного образования: вокально-хоровая студия «Улыбка», хореографическая студия «Росток», студия изобразительного искусства «Юный художник», театральная студия «Мельпомена». Кружки: «Домашние истории», «Очумелые ручки», «Мастер на все руки», «Программирование». Одним из основных направлений работы центра является физкультура и спорт. Ребята посещают секции по футболу, волейболу и настольному теннису.

В учреждении творческой группой педагогов и воспитанников реализуется проект «Мы спортивное поколение». В рамках проекта проводятся мероприятия, направленные на профилактику вредных привычек – это деловая игра «Суд над вредными привычками», викторина «Здоровое питание», «ЗОЖ от «А» до «Я», профилактические часы «Профилактика респираторных заболеваний», «Все о гигиене», игра-путешествие «Мы – за здоровый образ жизни», а также катание на коньках на Ледовой арене, участие в футбольных турнирах города и многое другое. Каждый ребенок находит дело по душе, где может максимально выразить себя. Жизненный опыт показывает, что средства физической культуры и спорта способствуют комплексному решению проблемы повышения уровня здоровья детей, формированию положительного морально-психологического климата в учреждении. Физическая культура и спорт, являясь превентивными средствами поддержания и укрепления здоровья, в силах обеспечивать профилактику не только различных заболеваний, но и вредных привычек.

Восполнить недостающие знания помогают занятия по дополнительной образовательной программе «Путь к успеху» по социализации воспитанников ГБУ «Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно-спортивной направленности «Старт». Реализация таких компонентов программы, как «Физическое здоровье и его укрепление», «Культура поведения и этикет» помогают детям понять, зачем нужно вести здоровый образ жизни, как это сделать, почему важно соблюдать правила личной гигиены и как вести себя в обществе? Коррекционные упражнения по песочной терапии, арт-терапии, цветотерапии, занятия с шариками су-джок довольно успешно используется социальными педагогами и психологами центра в коррекции нарушений эмоциональной сферы, неврастении, постстрессовых расстройств, расстройств личности ребенка. Увлекательные занятия помогают педагогам в реабилитации трудных подростков, детей, попавших в сложные жизненные обстоятельства.

Особое место в коррекции привычек детей занимают беседы с духовным наставником. Воспитанники имеют возможность общаться со священником в православной комнате центра, исповедоваться, спрашивать совета в духовных вопросах. Приобщение к православию положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии ребят [4].

Кроме того, создание благоприятной эмоциональной атмосферы в учреждении, индивидуальный подход к каждому ребенку, слаженная работа всех специалистов центра, создание ситуации успеха, и желание по-настоящему радоваться даже мелким успехам в формировании полезных привычек дает надежду на избавление от вредных, неблаговидных пристрастий у детей.

Список литературы

  1. Баранова С.В. Вредные привычки. Избавление от зависимостей [Текст] / С.В. Баранова. – М.: Феникс, 2007. –192 с.
  2. Виноградова Е. Вредные привычки. Читайте вашего ребенка, как книгу. Маленькие подсказки для родителей [Текст] / Екатерина Виноградова. – Екатерина Виноградова. – М.: АСТ, Сова, 2008. – 185 с.
  3. Гласс Л. Вредные люди. Как с ними бороться? [Текст] / Лилиан Гласс. М.: Центрполиграф, 2009. – 132 с.
  4. Киянова И.В. Божья аптека. Против вредных привычек. Алкоголизм, наркомания, курение, игромания, компьютерная зависимость / И.В. Киянова. – М.: Издательство Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2010. 967 с.

Поделиться

343

Емельянова М. Н., Немченко И. А., Черных В. П. Вредные привычки и их влияние на здоровье детей и подростков // Современное общество и личность: проблемы взаимодействия, вызовы и перспективы развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 44-46. URL: https://apni.ru/article/10342-vrednye-privychki-i-ih-vliyanie-na-zdorove-detej-i-podrostkov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря