Современные образовательные стандарты, да и не только образовательные, предъявляют высокие требования к интеграции детей с ОВЗ в социум. Сейчас ни для кого не удивительно встретить «особенного ребенка» в детском саду или в школе. И если дети с различными нарушениями зрительного, слухового, опорно-двигательного аппарата встречались и раньше, в специализированных садах или группах, то дети с РАС не имели возможности адаптироваться к условиям обычного детского сада.
Дети с РАС – это дети с социальной дезадаптацией, проявляющейся в неравномерно сформированных различных психических функциях.
Особо тяжелые проявления нарушений заключаются в затруднении понимания чувств других людей, особенностях реакций на дискомфорт и комфорт, однообразным и монотонным характером поведения и другими нарушениями поведения.
Можно утверждать, что проблемы коррекционной помощи детям-аутистам становятся все острее и очевиднее, потому что таких детей становится все больше и больше. И именно эта причина и становится во главу угла в вопросах создания условий для их адекватного физического, умственного, духовного и социального развития, реабилитации и интеграции в общество.
Работу с данными детьми необходимо строить комплексно, сюда входит и социальная адаптация, и реконструкция психического развития, и интеграция в общество, комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, взаимодействие с врачами-специалистами, санпросвет работа.
Основными специалистами ДОО, которые обязательно сопровождают ребенка с РАС являются: психолог, воспитатель, тьютор, логопед, дефектолог.
Психолог помогает сформировать границы взаимодействия, навыки коммуникации, организует обучение в рамках фронтальных занятий.
Психолог контролирует начальные этапы социальной адаптации дабы не допустить того, чтобы возникли конфликтные ситуации с последующим закреплением эмоциональных негативных реакций. Параллельно ведется работа в направлении развития представлений ребенка о самом себе и о других (формирование мыслей, чувств, желаний). Неотъемлемой частью работы психолога является работа и сопровождение семьи ребенка с РАС.
При работе с ребенком с РАС учитель-дефектолог решает задачи по созданию адекватной среды, являющейся фундаментом коррекционной работы. Важным аспектом в работе с ребенком с РАС является организация и визуализация времени. Системность событий, их регулярное чередование, планирование и предсказуемость позволяют научиться понимать начало и окончание какой-либо деятельности. Это позволяет лучше ориентироваться и в переживании прошлого, и понимать, чего можно ожидать в будущем.
Достигать этих задач помогают различные планеры, инструкции, календари и расписание.
Так же важной ступенью в работе учителя-дефектолога является наличие структуры всех видов деятельности и понимание методов преодоления неравномерностей в развитии ребенка с РАС.
Еще одной задачей дефектолога является выстраивание коммуникационной структуры, что включает в себя работу с активным и пассивным словарем и развитие понятийной речи.
Работа дефектолога осуществляется до тех пор, пока у ребенка имеется в этом нужда. Результатом работы учителя-дефектолога является уменьшение оказываемой ребенку развернутой помощи.
Если говорить о сопровождении ребенка с РАС учителем-логопедом, то стоит сказать, что его деятельность так же весьма разнообразна. Но если учесть, что речь ребенка с аутизмом очень специфична, то основной акцент данного специалиста заключается в работе над просодической стороной речи и над пониманием сложноорганизованной устной речи.
Учитель-логопед, так же как и учитель-дефектолог работает над формированием коммуникативных навыков ребенка. Работа с фонетико-фонематическим восприятием будет способствовать развитию письменной речи.
Особенностью работы тьютора является организация учебных поведенческих норм. Задачей тьютора является не заменой остальных специалистов, но дублирование их инструкций с целью закрепления усвоенного и снятия сложностей восприятия ребенком фронтальных занятий.
Тьютор ненавязчиво помогает ребенку находить ориентиры в пространстве и в последовательности нужных действий. Он как бы выполняет роль переводчика и проводника, например помощь на занятии в разметке страницы или стола, наглядно указать направление движений и т. д.
Важно понимать, что учебная и социальная среда для ребенка с РАС должна быть максимально проработана в отношении смысловой нагрузки, т. е. все должно быть устроено так, чтобы давать понять ребенку с какой целью делаются те или иные вещи.
Таким образом, вполне очевидно то, что для каждого ребенка с РАС требуется соблюдение условий и рекомендаций специалистами ТПМПК, однако в обобщенном виде все задачи направлены на эмоциональную, социальную и образовательную адаптацию ребенка с диагнозом аутизм или РАС. Все задачи достаточно универсальны и необходимы длительный период времени.