Главная
АИ #44 (226)
Статьи журнала АИ #44 (226)
Особенности сопровождения детей с РАС дошкольной образовательной организацией

Особенности сопровождения детей с РАС дошкольной образовательной организацией

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

расстройства аутистического спектра
дошкольное образование
психолого-педагогическое сопровождение
коммуникативные навыки
социальная адаптация
РАС
учитель-логопед
учитель-дефектолог
тьютор
психолог

Аннотация статьи

В статье рассмотрены особенности педагогического сопровождения детей с РАС и задачи каждого специалиста, включенного в коррекционную работу с детьми, страдающими аутизмом.

Текст статьи

Современные образовательные стандарты, да и не только образовательные, предъявляют высокие требования к интеграции детей с ОВЗ в социум. Сейчас ни для кого не удивительно встретить «особенного ребенка» в детском саду или в школе. И если дети с различными нарушениями зрительного, слухового, опорно-двигательного аппарата встречались и раньше, в специализированных садах или группах, то дети с РАС не имели возможности адаптироваться к условиям обычного детского сада.

Дети с РАС – это дети с социальной дезадаптацией, проявляющейся в неравномерно сформированных различных психических функциях.

Особо тяжелые проявления нарушений заключаются в затруднении понимания чувств других людей, особенностях реакций на дискомфорт и комфорт, однообразным и монотонным характером поведения и другими нарушениями поведения.

Можно утверждать, что проблемы коррекционной помощи детям-аутистам становятся все острее и очевиднее, потому что таких детей становится все больше и больше. И именно эта причина и становится во главу угла в вопросах создания условий для их адекватного физического, умственного, духовного и социального развития, реабилитации и интеграции в общество.

Работу с данными детьми необходимо строить комплексно, сюда входит и социальная адаптация, и реконструкция психического развития, и интеграция в общество, комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, взаимодействие с врачами-специалистами, санпросвет работа.

Основными специалистами ДОО, которые обязательно сопровождают ребенка с РАС являются: психолог, воспитатель, тьютор, логопед, дефектолог.

Психолог помогает сформировать границы взаимодействия, навыки коммуникации, организует обучение в рамках фронтальных занятий.

Психолог контролирует начальные этапы социальной адаптации дабы не допустить того, чтобы возникли конфликтные ситуации с последующим закреплением эмоциональных негативных реакций. Параллельно ведется работа в направлении развития представлений ребенка о самом себе и о других (формирование мыслей, чувств, желаний). Неотъемлемой частью работы психолога является работа и сопровождение семьи ребенка с РАС.

При работе с ребенком с РАС учитель-дефектолог решает задачи по созданию адекватной среды, являющейся фундаментом коррекционной работы. Важным аспектом в работе с ребенком с РАС является организация и визуализация времени. Системность событий, их регулярное чередование, планирование и предсказуемость позволяют научиться понимать начало и окончание какой-либо деятельности. Это позволяет лучше ориентироваться и в переживании прошлого, и понимать, чего можно ожидать в будущем.

Достигать этих задач помогают различные планеры, инструкции, календари и расписание.

Так же важной ступенью в работе учителя-дефектолога является наличие структуры всех видов деятельности и понимание методов преодоления неравномерностей в развитии ребенка с РАС.

Еще одной задачей дефектолога является выстраивание коммуникационной структуры, что включает в себя работу с активным и пассивным словарем и развитие понятийной речи.

Работа дефектолога осуществляется до тех пор, пока у ребенка имеется в этом нужда. Результатом работы учителя-дефектолога является уменьшение оказываемой ребенку развернутой помощи.

Если говорить о сопровождении ребенка с РАС учителем-логопедом, то стоит сказать, что его деятельность так же весьма разнообразна. Но если учесть, что речь ребенка с аутизмом очень специфична, то основной акцент данного специалиста заключается в работе над просодической стороной речи и над пониманием сложноорганизованной устной речи.

Учитель-логопед, так же как и учитель-дефектолог работает над формированием коммуникативных навыков ребенка. Работа с фонетико-фонематическим восприятием будет способствовать развитию письменной речи.

Особенностью работы тьютора является организация учебных поведенческих норм. Задачей тьютора является не заменой остальных специалистов, но дублирование их инструкций с целью закрепления усвоенного и снятия сложностей восприятия ребенком фронтальных занятий.

Тьютор ненавязчиво помогает ребенку находить ориентиры в пространстве и в последовательности нужных действий. Он как бы выполняет роль переводчика и проводника, например помощь на занятии в разметке страницы или стола, наглядно указать направление движений и т. д.

Важно понимать, что учебная и социальная среда для ребенка с РАС должна быть максимально проработана в отношении смысловой нагрузки, т. е. все должно быть устроено так, чтобы давать понять ребенку с какой целью делаются те или иные вещи.

Таким образом, вполне очевидно то, что для каждого ребенка с РАС требуется соблюдение условий и рекомендаций специалистами ТПМПК, однако в обобщенном виде все задачи направлены на эмоциональную, социальную и образовательную адаптацию ребенка с диагнозом аутизм или РАС. Все задачи достаточно универсальны и необходимы длительный период времени.

Список литературы

  1. Лебединский С.К. Ранний детский аутизм / С.К. Лебединский. – М.: Омега-пресс, 2020. – 57 с.
  2. Никольский О.О. Аутичные дети. Поиск путей помощи / О.О. Никольский. – М.: Теревинф, 2019. – 125 с.
  3. Семаргош Ш.А. Образовательные маршруты для «особенных детей» / Ш.А. Семаргош. – М.: Издательство «Образование», 2018. – 111 с.
  4. Янушев М.А. Игры с детьми с РАС / М.А. Янушев. – М.: Инфра, 2021. – 98 с.

Поделиться

278

Пяткова И. В., Подкопаева А. Н. Особенности сопровождения детей с РАС дошкольной образовательной организацией // Актуальные исследования. 2024. №44 (226). Ч.II.С. 73-74. URL: https://apni.ru/article/10356-osobennosti-soprovozhdeniya-detej-s-ras-doshkolnoj-obrazovatelnoj-organizaciej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря