Главная
АИ #45 (227)
Статьи журнала АИ #45 (227)
Развитие творческих креативных индустрий в Российской Федерации

Развитие творческих креативных индустрий в Российской Федерации

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

интеллектуальная собственность
креативные индустрии
рейтинг развития КТИ

Аннотация статьи

В статье показывается развитие творческих креативных индустрий в Российской Федерации в различных областях.

Текст статьи

Креативные индустрии являются одним из перспективных направлений развития экономики. По данным исследования, проведенного НИУ ВШЭ сектор КТИ дает не менее 3% мирового ВВП и создает 1% рабочих мест [1]. Помимо самого факта создания рабочих мест, креативная индустрия задействует большое количество субъектов малого и среднего предпринимательства, позволяет создать новые направления деятельности и профессии, что, в конечном счете, способствует повышению качества жизни населения. По данным РБК лидерами по развитию креативных индустрий в настоящее время являются США, Китай и Великобритания [2]. Успех США и Китая можно объяснить общим лидерством этим стран в глобальной экономике, в то время как ведущие позиции Великобритании мы бы объяснили тем, что, как было сказано в предыдущем параграфе, британцы первыми озаботились развитием креативной экономики на государственном и правовом уровнях, сформировав соответствующие публичные институты и необходимую нормативную правовую основу. В России рынок креативных индустрий долгое время развивался сам по себе, без государственного участия и четких установленных законодательных правил и норм, что объясняет достаточно низкую позицию России в рейтинге развития КТИ – 20 место.

Уровень креативной составляющей и творческого потенциала в российской экономике нуждается в объективной оценке. А. С. Бычкова предлагает оценивать данный уровень, опираясь на индекс инновационности городов [3, с. 7]. Данный индекс включает в себя оценку экономических и культурных факторов, влияющих на развитие инновационного потенциала, таких как культурные активы, качество и удобство городской инфраструктуры, вовлеченность в глобальные сетевые рынки. По состоянию на 2023 г. в ТОП-50 городов по индексу городской инфраструктуры вошла Москва (10 место по общему показателю и 15 по уровню развития креативных индустрий) [4]. Исследователи отметили высокий уровень развития инновационной инфраструктуры российской столицы: Москва имеет высокий уровень образовательного потенциала, за счет большого количества всемирно известных высших учебных заведений; хорошие показатели эффективности рекламных агентств, а также доступную среду для организации и ведения бизнеса.

Вместе с тем, несмотря на высокий потенциал в сфере КТИ, которым обладают Москва и Санкт-Петербург, наблюдается достаточно существенное отставание регионов в участи в креативной экономике. Данный довод подтверждается, в частности, уровнем вовлеченности граждан в креативную индустрию – так, согласно данным Росстата, большая часть занятых в КТИ (13,6%) приходится на Москву и Санкт-Петербург [5].

По мнению экономистов Е. В. Васильевой и А. В. Коршунова, долгое отсутствие адекватной нормативной базы для развития креативной индустрии в России сказалось не только на получении сложностей в финансировании креативных проектов, но и в отсутствии адекватной системы управления, институциональной базы и системы подготовки кадров [6, с. 9-10].

Для целей решения указанных проблем в 2021 году Правительство утвердило ранее упомянутую Концепцию развития творческих индустрий до 2030 года. Данная концепция определила задачи, принципы и механизмы государственной поддержки развития креативных индустрий в России в обозначенный период. Авторы концепции руководствовались, в первую очередь, задачами, обозначенными Президентом в Указе от 21 июля 2020 г. № 474, к числу которых относится: предоставление гражданам возможности для самореализации и развития талантов; достойный и эффективный труд; цифровая трансформация [7]. Стоит отметить, что данный правовой акт принимался без учета Закона о КТИ, который был принят уже в рамках реализации Указа Президента о национальных целях России в период до 2036 г., которым, среди прочего, были обозначены цели реализации потенциала человека, экономической цифровой трансформации и технологическое лидерство [8]. В рамках достижения цели «Устойчивая и динамичная экономика» Президент обозначит необходимость решения, среди прочего, следующих задач (п. 6 Указа): увеличение экспорта несырьевых неэнергетических товаров, формирование устойчивых партнерств с иностранными государствами, увеличение экспорта туристских услуг, увеличение доли КТИ в экономике. Правительство РФ сообщило о создании в 2024 году более 90 школ креативных индустрий [9]. При этом основная государственная субсидированная поддержка осуществлялась следующим направлениям: звукорежиссура, современная электронная музыка, фото- и видеопроизводство, анимация и 3D-графика, дизайн и интерактивные цифровые технологии [10].

Полагаем, что в ближайшее время стоит ожидать принятия обновленной правительственной концепции развития творческих индустрий в России на период до 2036 г., особенно с учетом определенных недостатков действующей правительственной концепции, которая, в частности, не дает четкого определения видов экономической деятельности, которые стоит отнести к КТИ. Отчасти данную проблему решает Закон о КТИ, который сформировал четыре основные группы КТИ (см. параграф 1.1 настоящего исследования), однако, сам закон (пункт 2 статьи 6) возлагает на Минэкономразвития обязанность по конкретизации перечня видов деятельности, охватываемых КТИ, с целью формирования соответствующего реестра. Также считаем важным определить в обновленной концепции конкретные механизмы и инструменты для подготовки специалистов, которых бизнес мог бы вовлекать в творческую деятельность.

Для целей развития креативной экономики на региональном уровне необходимо выстроить систему органов исполнительной власти, которая будет наделена полномочиями, необходимыми для выполнения поставленных Президентом задач. Сейчас в некоторых регионах России действуют соответствующие органы, но они действуют по инициативе региональных властей, в связи с чем, их деятельность не обладает системным характером. Так, в Москве действует АНО «Агентство креативных индустрий», учрежденное Правительством Москвы, важным направлением деятельности которого выступает распределение грантов, выделенных бюджетом Москвы на развитие креативного сектора [11]. В Санкт-Петербурге аналогичные функции выполняет Комитет по инвестициям.

Как показывают исследования, в большинстве субъектов Федерации развитие креативного сектора происходит в частном инициативном порядке [12]. Можно упомянуть такие творческие союзные и профессиональные организации в сфере креативного предпринимательства, как Роскультцентр, МХАТ им. М. Горького, Институт национальных проектов, Ассоциацию анимационного кино России, Ассоциацию IPChain, Российский музыкальный союз, Союз креативных кластеров и др., которые вошли в Федерацию креативных индустрий.

Ввиду того субъекты РФ обладают различным уровнем финансовых доходов, экономическим потенциалом, а также имеют определенные культурные особенности, достаточно проблематично выделить универсальные проблемы, которые препятствуют регионам развивать креативный сектор. Так, экономист Н. В. Сопина, отмечает наличие высокого потенциала для развития сектора КТИ у ряда субъектов РФ (в частности, речь идет о Республике Татарстан, Свердловской, Новосибирской и Тюменской областях, а также Краснодарском крае) [13, с. 285]. Вместе с тем, автор указывает, что регионы сталкиваются с различными проблемами в сфере развития КТИ – так, в Республике Саха наблюдается сильная заинтересованность региональных властей в развитии креативного сектора, в то время, как частный бизнес не проявляет инициативы в данном направлении, а в Калининградской и Самарской областях, наоборот, частная инициатива, направленная на развитие КТИ, не находит поддержки у публичных властей [13, с. 289].

Указанное свидетельствует о том, что субъекты Федерации сталкиваются с проблемами развития КТИ, решение которых невозможно без поддержки федерального центра. Закон о КТИ создает механизмы государственной поддержки субъектам КТИ. Так, ст. 9 Закона о КТИ предусматривает меры государственной поддержки, которые могут быть оказаны субъектам КТИ, а ст. 9 предусматривает ряд условий, которым должно соответствовать лицо, претендующее на меры господдержки (в частности, это отсутствие статуса иностранного агента и включение субъекта в единый реестр). Кроме того, Закон о КТИ допускает предоставление поддержки субъектам КТИ на региональном уровне, при этом закон требует первоочередное предоставление поддержки субъектам приоритетных КТИ, перечень которых устанавливает руководство соответствующего региона.

Исследование Р.И. Присяжной показывает, что наиболее развитыми секторами креативной индустрии в России являются реклама, маркетинг, архитектура и программная инженерия [14, с. 69]. Стоит отметить, что данное исследование затрагивает период времени до 2020 года. На наш взгляд, особый вклад в развитие творческих индустрий в экономику России внесла пандемия Covid-19, поскольку в период карантинных ограничений и самоизоляции граждан, большую популярность приобрели цифровые ресурсы, в первую очередь, онлайн-кинотеатры. Российские стриминговые сервисы (например, Кинопоиск, Start, Premier, Okko) успешно конкурируют с зарубежными, порой не уступая им в качестве производимого контента. По данным исследовательской компании GfK 49% россиян пользуются онлайн-кинотеатрами [15]. При этом очевидно, что креативный сектор в России не может работать только на внутренний рынок, ввиду своего высокого потенциала. Позволим себе заметить, что в Законе о КТИ, несмотря на декларируемую законодателем цель распространения результатов КТИ на внешние рынки, отсутствуют конкретные механизмы, позволяющие реализовать данную цель. Вполне возможно, что соответствующие механизмы будут разработаны Правительством позднее.

По нашему мнению, креативные индустрии способны стимулировать развитие экономики страны на нескольких уровнях. Так, на макроэкономическом уровне КТИ может оказать влияние на рост ВВП страны, что глобально будет способствовать повышению качества и уровня жизни населения, созданию новых рабочих мест. С точки зрения мезоэкономики КТИ обеспечит повышение инвестиционного и туристического потенциала регионов, интенсифицирует его социально-экономическое развитие. На микроэкономическом уровне КТИ позволит реализовать творческий потенциал конкретного субъекта, приведет к созданию и выпуску новой продукции (как правило, высокотехнологичной), открыть новые возможности для частного предпринимательства и инвестиций.

По данным исследования, проведенного И. Б. Королевой и И. Л. Соколовой, только очень немногие страны (такие, как США, Китай, Республика Корея, Великобритания, Франция и Италия) покрывают потребности внутреннего рынка в креативных продуктах в то время, как другие страны, среди которых, находится и Россия, компенсируют недостаток предложения импортом [16, с. 20]. Данное обстоятельство свидетельствует о высоком потенциале внутреннего российского рынка, с наполнением которого не справляется современная российская креативная экономика. Исследование структуры импорта РФ в креативной сфере [17], показывает, что наиболее импортозависимыми секторами креативной экономики являются производство товаров для изобразительных искусств и ремесел, товаров для представлений и праздников, книги и печатные издания. Вместе с тем исследователи отмечают тенденцию к росту производства и потребления продукции КТИ, наблюдаемую в России в последнее десятилетие, особенно это касается отечественного арт-рынка, музыки, дизайна [18, с. 23]. Также стоит согласиться с мнением В. Р. Прилепиной, которая видит наибольший потенциал для развития КТИ в России за счет сферы туризма и брендирования территорий, музеев, при чем не только в качестве выставочного или архивного направления, но и путем продажи современными авторами представленных в музеях изделий, проведения мастер-классов и иных тематических мероприятий [19, с. 14-15].

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, хотелось бы отметить, что развитие КТИ в России в данный момент характеризуется, с одной стороны, нераскрытым потенциалом, ввиду наличия высокого неудовлетворенного внутреннего спроса на креативную продукцию, а, с другой стороны, отсутствием в субъектах РФ (исключая Москву и Санкт-Петербург) развитой инфраструктуры, необходимой для развития КТИ.

Список литературы

  1. Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы // Научный дайджест. № 3. 2023 URL: https://www.hse.ru/data/2023/11/14/2106798958/Human_Capital_NCMU_Digest_Special_Issue_3_Creative_Regions_11-2023.pdf (дата обращения: 20 сентября 2024 г.).
  2. Творческие профили стран: как развиваются креативные индустрии в мире // РБК.Тренды. URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/62de9c1c9a7947f5e818e9f8 (дата обращения: 20 сентября 2024 г.).
  3. Бычкова А.С. Траектории развития креативных индустрий в России // Вестник науки. 2022. № 8. С. 7.
  4. Рейтинг инновационной привлекательности мировых городов – 2023 // HSE Global Cities Innovation Index – 2023. URL: https://gcii.hse.ru/2023/. Дата обращения: 20 сентября 2024 г.
  5. Подходы к статистическому наблюдению творческих (креативных) индустрий: опыт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ // Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Gershman-14032023.pdf (дата обращения: 20 сентября 2024 г.).
  6. Васильева Е.В., Коршунов А.В., Останина Е.В. Проблемы проектирования модели развития креативных индустрий в России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 3. С. 9-10.
  7. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 // СЗ РФ. 2020. № 30. Ст. 4884.
  8. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: Указ Президента РФ от 7 мая 2024 № 309 // СЗ РФ. 2024. № 20. Ст. 2584.
  9. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 11 сентября 2024 г. № 2501-р // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 16 сентября 2024 г.
  10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации Развитие культуры: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 317 (ред. от 26 июля 2024 г.) // СЗ РФ. 2014. № 18 (часть II). Ст. 2163.
  11. См., напр.: О финансовой поддержке, направленной на развитие кинематографии в городе Москве // Постановление Правительства Москвы от 09 июня 2022 г. № 1049-ПП (ред. от 26 декабря 2023 г.) // Вестник Москвы. № 33. Том 2. 2022.
  12. Индекс креативного капитала // Pwc.ru. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/creative-capital-index.htm (дата обращения: 23 сентября 2024 г.).
  13. Сопина Н.В. Развитие креативных индустрий в регионах России: возможности и их реализация // Креативная экономика. 2021. № 2. С. 285-289.
  14. Присяжная Р.И. Актуальные вопросы развития креативных индустрий в РФ и их роль в повышении конкурентоспособности регионов // Известия СПбГЭУ. 2020. № 1. С. 69.
  15. Почти половина россиян использует подписки на онлайн-кинотеатры // RB.RU. URL: https://rb.ru/news/cinema-streaming-russia/. Дата обращения: 20 сентября 2024 г.
  16. Королева И.Б., Соколова И.Л. Креативные индустрии в России и мире: состояние, тенденции и проблемы управления развитием // Baikal Research Journal. 2022. № 3. С. 20.
  17. International trade in cultural goods // The UNESCO Institute for Statistics. URL: http://data.uis.unesco.org/Index.aspx?DataSetCode=CTRD_DS# (дата обращения: 23 сентября 2024 г.).
  18. Королева И.Б., Соколова И.Л. / Указ. Соч. С. 23.
  19. Прилепина В.Р. Оценка роли развития креативных индустрий в экономике страны и регионов // Экономика нового мира. 2022. № 1. С. 14-15.

Поделиться

291

Сачков М. С. Развитие творческих креативных индустрий в Российской Федерации // Актуальные исследования. 2024. №45 (227). Ч.II.С. 37-40. URL: https://apni.ru/article/10400-razvitie-tvorcheskih-kreativnyh-industrij-v-rossijskoj-federacii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января