Исследуемая тема не требует долгого обоснования своей актуальности, так как ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» наделяет Генеральную прокуратуру Российской Федерации правом осуществлять прямые связи с компетентными органами иностранных государств и международными организациями, в том числе в сфере уголовного судопроизводства. Так, на практике органы прокуратуры Российской Федерации активно взаимодействуют с Международной организацией уголовной полиции (Интерпол), о чем свидетельствуют публикации и сообщения о ее результатах как на официальных сайтах Генеральной прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ и других ведомств, так и в новостях по радио и телевидению и в других средствах массовой информации.
Участие Интерпола в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью носит весьма широкий характер: данная международная организация реализует свои полномочия по большинству его направлений. Прежде всего, специалисты Международной организации уголовной полиции – Интерпол принимают участие в деятельности по установлению на международно-правовом уровне преступности и наказуемости определенных общественно-опасных деяний, в разработке и заключении международных договоров, принятии других международно-правовых документов в качестве правовой основы деятельности международных организаций и их органов в сфере борьбы с преступностью.
В целях защиты интересов Российской Федерации и граждан от преступных посягательств, действуя в пределах своей компетенции, органы прокуратуры Российской Федерации: используют возможности Интерпола в процессе розыска и идентификации лиц, а также предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, имеющих международный характер, по находящимся в производстве органов прокуратуры материалам и уголовным делам, оперативным проверочным материалам и делам оперативного учета; рассматривают и разрешают поступающие по линии Интерпола запросы правоохранительных органов иностранных государств и международных правоохранительных организаций.
В случае соответствия запроса об объявлении лица в международный розыск установленным требованиям НЦБ Интерпола направляет в Генеральную прокуратуру Российской Федерации запрос о намерении запрашивать арест и выдачу скрывшегося обвиняемого, осужденного, в случае установления его местонахождения на территории иностранного государства. Получение заключения Генеральной прокуратуры Российской Федерации о наличии оснований и намерений запрашивать арест и выдачу скрывшегося обвиняемого, осужденного в случае установления его местонахождения на территории иностранного государства является в соответствии с п. 137–138 Инструкции по линии Интерпола обязательным условием объявления международного розыска.
После получения заключения Генеральной прокуратуры Российской Федерации о наличии оснований и намерений запрашивать арест и выдачу скрывшегося обвиняемого, осужденного НЦБ Интерпола направляет в одно или несколько иностранных государств – членов Интерпола, а также в Генеральный секретариат Интерпола запрос о розыске обвиняемого, осужденного с целью ареста и выдачи.
При объявлении в международный розыск НЦБ Интерпола может также направить запрос о розыске во все иностранные государства – члены Интерпола и подготовить, и передать в Генеральный секретариат ходатайства об издании международных уведомлений:
- с желтым углом (YELLOW NOTICE) – о розыске лица, пропавшего без вести;
- с синим углом (BLUE NOTICE) – о розыске обвиняемого, осужденного, с целью установления его местонахождения;
- с красным углом (RED NOTICE) – о розыске обвиняемого, осужденного, с целью его ареста и выдачи.
Таким образом, в целях защиты интересов Российской Федерации и граждан от преступных посягательств, действуя в пределах своей компетенции, органы прокуратуры Российской Федерации: используют возможности Интерпола в процессе розыска и идентификации лиц, а также предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, имеющих международный характер, по находящимся в производстве органов прокуратуры материалам и уголовным делам, оперативным проверочным материалам и делам оперативного учета; рассматривают и разрешают поступающие по линии Интерпола запросы правоохранительных органов иностранных государств и международных правоохранительных организаций.
Можно выделить и другие направления сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ с Интерполом. Например, сотрудники НЦБ Интерпола помогают с экстрадицией лиц в Россию и из нее, сопровождая их совместно с сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации.
Приведем пример эффективного взаимодействия органов прокуратуры РФ и Интерпола. В 2003 г. в Екатеринбурге некоторые фирмы обещали людям высокий доход за счет игры на межбанковском валютном рынке «Форекс». Желающих нашлось немало, и никто из них и не предполагал, что будет жертвой грандиозной «финансовой пирамиды». Алексей Калиниченко (владелец фирмы) сбежал за границу, похитив более 1 млрд руб. у 4 тыс. вкладчиков. Тогда Генеральной прокуратуре РФ пришлось вести длительные переговоры с иностранными коллегами, чтобы добиться выдачи беглеца на Родину, где его в скором времени ожидал суд. Только благодаря тесному сотрудничеству Генеральной прокуратуры РФ и Интерпола Калиниченко был задержан сотрудниками последнего в Италии в 2006 г. Как отметил заместитель Генерального прокурора РФ А. Звягинцев, «в целом сотрудничество надзорного ведомства с зарубежными коллегами носит конструктивный характер». Так, налицо «успехи в сотрудничестве с Интерполом, который только в 2013 году помог задержать свыше сотни обвиняемых, объявленных Россией в международный розыск, и депортировать свыше 50 разыскиваемых лиц».
Подвоя итог из вышеперечисленного можно сделать вывод, что Сегодня Интерпол является мощной и эффективно действующей международной полицейской организацией, наделенной функциями и полномочиями по борьбе с международной преступностью. Высокий статус Интерпола обусловлен отнесением его к международным межправительственным организациям, что предоставило данному ведомству возможность принимать непосредственное участие в межгосударственном общении как полноправному субъекту международного права.