Преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, одни из наиболее распространённых видов уголовных деяний в Российской Федерации. Данные преступления характеризуются высокой степенью общественной опасности, поскольку могут повлечь за собой значительный материальный ущерб, причинение вреда здоровью и даже смерть. Особое внимание уделяется первоначальному этапу расследования таких преступлений, так как именно от качества проведённых на этом этапе мероприятий зависит успех дальнейшего расследования [6].
Основными нормативными актами, регламентирующими расследование преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшие дорожно-транспортные происшествия, являются УК РФ, УПК РФ и ПДД РФ. В частности, статья 264 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшие причинение тяжкого вреда здоровью, либо смерть человека (нескольких человек) в результате дорожно-транспортного происшествия (далее ДТП).
Первоначальный этап расследования начинается с момента регистрации информации о преступлении, после чего, в рамках доследственной проверки (ст. 144–145 УПК РФ) устанавливаются наличие признаков преступления, либо отсутствие таковых. Уголовное дело возбуждается только при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Такие данные, являющиеся поводами для возбуждения уголовного дела, в соответствии со статьей 140 УПК РФ, могут быть получены из различных источников (заявления граждан, рапорты сотрудников полиции, сообщения из медицинских учреждений, явки с повинной и другие. Важной особенностью данного этапа является оперативность и точность сбора первичной информации. Например, при поступлении сообщения о ДТП с пострадавшими, следственно-оперативная группа должна незамедлительно выехать на место происшествия для проведения осмотра [5].
Основным следственным действием, позволяющим получить максимум доказательственной информации, является осмотр места ДТП. Так, осмотр проводится с целью уяснения обстоятельств ДТП, а также выявления, фиксации и изъятия следов преступления, которые могут быть использованы в дальнейшем при расследовании. На место происшествия выезжает следственно-оперативная группа, включающая следователя, специалиста и сотрудников дорожно-патрульной службы, при необходимости привлекается эксперт-автотехник, судебный медицинский эксперт. Особое внимание уделяется фиксации расположения транспортных средств, следам торможения, повреждений и иных важных следов (деталей). Например, следы тормозного пути могут указывать на попытку водителя избежать столкновения и на скорость транспортного средства в момент аварии [7].
На месте происшествия следователь составляет протокол осмотра, в который вносятся все выявленные обстоятельства, результаты осмотра и изъятые вещественные доказательства. Протокол должен быть детализированным и объективным, так как он служит важным документом в дальнейшем расследовании [4]. В качестве приложений к протоколу составляются схема ДТП и фототаблица. Так, по поручению следователя схему ДТП может составить сотрудник ГИБДД, задействованный в осмотре. Схема, является важным дополнением к протоколу осмотра, так как содержит четкие сведения о расположении транспортных средств и оставленных в результате ДТП материальных следах. Например, если ДТП произошло на перекрёстке, то в протоколе должно быть отражено, какие транспортные средства находились на каких участках дороги, какие сигналы светофора действовали в момент аварии и прочее.
Одной из важных задач рассматриваемого этапа является сбор показаний очевидцев и пострадавших. Очевидцы могут предоставить ценную информацию о ходе событий, предшествующих ДТП, манерах вождения участников, состоянии дороги и погодных условиях. Пострадавшие, в свою очередь, могут рассказать о своих действиях в момент происшествия и после него. Например, свидетель может дать ценные сведения о скрывшейся с места ДТП автомашине, что существенно влияет на ход расследования и последующую квалификацию деяния [3].
На первоначальном этапе также назначаются и проводятся различные судебные экспертизы, выводы которых влияют на принятие решения о возбуждении уголовного дела. Судебно-медицинская экспертиза проводится для установления характера и степени телесных повреждений, причин их возникновения и связи с происшествием. Например, экспертиза может установить, что повреждения у потерпевшего соответствуют удару именно в том месте, где был зафиксирован след на транспортном средстве. Автотехническая или транспортно-трасологическая позволяет установить технические характеристики транспортных средств, их состояние на момент происшествия, а также выяснить причины и механизм ДТП.
Кроме того, важным доказательством, позволяющим установить информацию о произошедшем ДТП, его причинах и виновном лице, являются видеозаписи с камер наружного наблюдения и видеорегистраторов. Видеозаписи могут предоставить объективную картину происшествия, подтвердить или опровергнуть показания свидетелей и участников ДТП, может помочь в установлении скорости движения транспортного средства. Например, запись с камеры видеонаблюдения может показать, что один из участников ДТП нарушил правила проезда перекрёстка, что станет ключевым доказательством его вины [9].
Все действия, производимые следователем или членами следственной группы, фиксируются в процессуальных документах. Каждое следственное и процессуальное действие должно быть обоснованным и документально подтверждённым, что обеспечивает его юридическую силу.
На основании собранных доказательств следователь проводит юридическую квалификацию деяния. Важно правильно определить состав преступления и квалифицировать его в соответствии с нормами УК РФ. Например, если в результате ДТП один из участников получил тяжкие телесные повреждения, деяние может быть квалифицировано по статье 264 УК РФ. При этом следует учитывать все обстоятельства происшествия, такие как наличие алкогольного опьянения у водителя, оставления места ДТП, гибель нескольких человек, влияющих на квалификацию преступления [8].
Таким образом, первоначальный этап расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, является сложным и многогранным процессом, требующим от следователя высокой квалификации и внимательности. Успех дальнейшего расследования во многом зависит от качества проведённых на этом этапе следственных и процессуальных действий, правильности и полноты собранных доказательств.