Главная
АИ #45 (227)
Статьи журнала АИ #45 (227)
Экстрадиционные проверки в отношении граждан, разыскиваемых иностранными государ...

Экстрадиционные проверки в отношении граждан, разыскиваемых иностранными государствами

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

экстрадиция
экстрадиционная проверка
прокуратура
прокурор
прокурорская проверка
международный розыск
международный договор
лист экспресс-опроса
задержанное лицо
недостатки

Аннотация статьи

Предметом исследования в статье выступают материалы прокурорской и судебной практики, а также нормы действующего законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации. Объектом исследования является экстрадиционная проверка как предусмотренное законодательством и совершаемое в установленном им порядке правовое средство прокурора, цели которого – выявление нарушений Конституции Российской Федерации, действующих на территории Российской Федерации законов, в том числе международных договоров Российской Федерации и общепризнанных принципов международного права, прав и свобод человека и гражданина.

Текст статьи

Международно-правовое сотрудничество является одним из важнейших направлений в деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Именно оно помогает противостоять таким угрозам как международный терроризм, наркотрафик, транснациональная организованная преступность.

В целях организации и совершенствования механизмов выдачи (экстрадиции) лиц, разыскиваемых иностранными государствами для уголовного преследования или исполнения приговора, прокуратурой осуществляется взаимодействие как в двустороннем формате с отдельными странами, так и с международными органами и организациями.

Именно наличие законодательно закрепленной договоренности двух и более государств является основанием для осуществления процедуры экстрадиции.

Необходимо отметить, что международное взаимодействие в борьбе с преступностью осуществляется не только между прокуратурами иностранных государств, это в первую очередь слаженная работа всех правоохранительных органов обеих стран, начиная с момента объявления преступника в межгосударственный или международный розыск и заканчивая его экстрадицией.

Международно-правовое сотрудничество, как и экстрадиционная проверка, представляющая собой одну из его форм, начинается с момента установления и задержания преступника, объявленного в розыск правоохранительными органами иностранного государства. В целях удостоверения факта осуществления уголовного преследования, у правоохранительных органов иностранного государства (будь то полиция, учреждения пенитенциарной системы, суд) незамедлительно запрашиваются соответствующие документы, подтверждающие как процессуальный статус разыскиваемого лица, так и намерение таких органов требовать его выдачу. Только после их предоставления и изучения прокурором решается вопрос об избрании в отношении разыскиваемого меры пресечения [3].

Для принятия положительного решения о выдаче разыскиваемого лица необходимо удостоверится не только в факте наказуемости по законодательству нашей страны, совершенного в иностранном государстве деяния, но и в соблюдении ряда иных условий. Одним из ключевых моментов является предоставление иностранным государством, запрашивающим выдачу, гарантий соблюдения основных прав и свобод разыскиваемого лица.

В большинстве государств вопросы экстрадиции возложены на органы прокуратуры. В связи с чем решающим документом, подтверждающим намерение иностранного государства требовать выдачу, является запрос Генеральной прокуратуры иностранного государства о выдаче разыскиваемого лица. Это означает, что наличие уголовного преследования и факта объявления в розыск без положительного решения Генеральной прокуратуры является недостаточным для принятия положительного решения о выдаче.

Осуществляя рассматриваемую деятельность, прокуроры наделены полномочием проводить так называемые «экстрадиционные проверки». Это одновременно и право, и обязанность прокуроров. В специальной литературе нет единого подхода среди ученых и практиков относительно научно-теоретического определения указанному термину, отсутствует и его легальное определение в законодательстве Российской Федерации. Показательно, что в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее по тексту – УПК РФ) об экстрадиционной проверке не упоминается ни разу [4, с. 12-14].

По мнению автора Экстрадиция это «Возвращение лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству, на территории которого им было совершено преступление или гражданином которого оно является, в целях осуществления в отношении его расследования и правосудия, а также предшествующие передаче розыск, задержание и арест обвиняемого или подозреваемого».

Выдача лица для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора включает в себя не только решение организационных вопросов по передаче лица, но и комплекс процессуальных действий, направленных на то, чтобы воспрепятствовать лицу, в отношении которого направлен или поступил запрос о выдаче, скрыться от органов расследования и суда или продолжить заниматься преступной деятельностью» [2].

Структура экстрадиционной проверки включает в себя несколько стадий (этапов). В научной литературе в структуре прокурорской проверки справедливо выделяется несколько последовательных этапов (стадий):

  • подготовка к ней и ее планирование;
  • ее проведение (этап совершения непосредственных проверочных действий);
  • стадия принятия решения по ее результатам; исполнение решений прокурора.

Первый этап рассматриваемого правового средства прокурора назовем организационно-подготовительным. По смыслу УПК РФ и организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации, он начинается с момента задержания либо установления местонахождения лица, объявленного в международный (межгосударственный) розыск, на территории Российской Федерации или, наоборот, на территории иностранного государства.

Здесь прокурор – руководитель прокуратуры организует проведение такой проверки: в первую очередь, решает вопрос о том, сам он будет проводить ее или поручит ее проведение подчиненному оперативному работнику (заместителю, помощнику и так далее).

На этом этапе прокурор должен ознакомиться с действующим законодательством, регулирующим вопросы экстрадиции и экстрадиционной проверки, в том числе:

  • приказами, указаниями и другими организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации;
  • изучить материалы предыдущих аналогичных проверок, заключений по их результатам;
  • проанализировать заявления, жалобы и иные обращения граждан, поступившие в прокуратуру в связи с выдачей лица иностранному государству;
  • изучить уголовные дела, надзорные и наблюдательные производства, соответствующую российскую судебную практику и практику Европейского суда по правам человека;
  • исследовать иную необходимую информацию, в том числе имеющуюся в вышестоящей прокуратуре;
  • подготовить и направить в адрес руководителей государственных и иных органов требования о выделении специалистов для выяснения возникающих в ходе проверки вопросов, которые требуют специальных познаний; выполнить иные подготовительные и организационные действия.

На втором этапе экстрадиционной проверки (этапе совершения непосредственных проверочных действий) прокурор истребует и анализирует необходимые документы и сведения, опрашивает задержанных лиц, получает от них и других лиц устные и письменные объяснения, выполняет иные проверочные действия.

Кроме работы с листом экспресс-опроса, на организационно-подготовительном этапе экстрадиционной проверки территориальные прокуроры обязаны:

  • собрать информацию о данных, исключающих выдачу задержанных лиц иностранному государству, или об их отсутствии;
  • в случае отсутствия на момент задержания (установления местонахождения) данных, исключающих выдачу лиц компетентным иностранным органам, обеспечить задержание этих лиц на двое суток (48 часов).

На третьем, заключительном этапе экстрадиционной проверки прокурор решает вопрос о применении имеющихся в его арсенале средств прокурорского реагирования в целях устранения выявленных нарушений законов, прав и свобод человека и гражданина и восстановления законности.

Так, завершается данная проверка для прокуратуры низового звена прокурорской системы составлением мотивированного заключения, в котором прокурор:

  • дает оценку законности и обоснованности задержания лица, находящегося в международном (межгосударственном) розыске, а также избрания в отношении этого лица меры пресечения;
  • излагает вывод о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации у разыскиваемого лица и о возможности его выдачи.

Так, приведем пример по деятельности работе органов прокуратуры в области экстрадиции. Как раннее упоминалось в функции органов прокуратуры в рассматриваемой сфере входит также надзор за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания, осуществляющими расследование преступлений, совершенных иностранными гражданами, лицами без гражданства на территории Российской Федерации или против ее интересов.

Балашихинской городской прокуратурой Московской области проведена экстрадиционная проверка в отношении гражданки И. Сотрудниками ОП по обслуживанию г. о. Балашиха МУ МВД Росси «Балашихинское» задержана, а затем доставлена в МУ МВД России «Балашихинское» гражданка И., находящаяся в розыске правоохранительными органами Кыргызской Республики, за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 166 ч. 2 п. 3, 166 ч. 2 п. 3, 166 ч. 2 п. 2,3, 166 ч. 2 п. 3 УК Кыргызской Республики.

Балашихинским городским судом Московской области в отношении гражданки И. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Генеральной прокуратурой Российской Федерации принято решение о выдаче И. компетентным органам Кыргызской Республики для привлечения к уголовной ответственности. По результатам экстрадиционной проверки гражданка И. передана компетентным органам Кыргызской Республики для привлечения к уголовной ответственности.

Список литературы

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.
  2. Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 2019 г. № 4-АПУ19-30. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Отческая Т.И., Майдыков А.А., Колесников Е.В. Международное сотрудничество органов прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства: учебное пособие / отв. ред. Т.И. Отческая. – М.: Проспект, 2019. – 160 с.
  4. Малышева О.А. О проблеме законодательной регламентации экстрадиционной проверки // Международное уголовное право и международная юстиция. 2016. № 4. С. 12-14.

Поделиться

290

Андрусяк В. А. Экстрадиционные проверки в отношении граждан, разыскиваемых иностранными государствами // Актуальные исследования. 2024. №45 (227). Ч.II.С. 10-13. URL: https://apni.ru/article/10409-ekstradicionnye-proverki-v-otnoshenii-grazhdan-razyskivaemyh-inostrannymi-gosudarstvami

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января