Главная
АИ #45 (227)
Статьи журнала АИ #45 (227)
Ситуативная и личностная тревожность у студентов первого курса гуманитарного нап...

Ситуативная и личностная тревожность у студентов первого курса гуманитарного направления

Научный руководитель

Шарапов Вячеслав Викторович

Рубрика

Психология

Ключевые слова

тревожность
личностная тревожность
ситуативная тревожность
студенты первого курса
сравнение

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается проблема тревожности у студентов первого курса гуманитарного направления. Исследуются различия между ситуативной и личностной тревожностью у студентов первокурсников. Результаты исследования выявили преобладание у студентов личностной тревожности.

Текст статьи

Тревожность – один из важных аспектов психического здоровья человека, особенно в условиях современного общества, где стрессы и нервные перегрузки стали неотъемлемой частью повседневности. Тревожность может влиять на наше эмоциональное и физическое благополучие. Исследование тревожности является актуальной темой для современного общества, поскольку оно позволяет лучше понять и улучшить психологическое состояние людей, особенно в условиях повышенного стресса и требований. Наше исследование направлено на студентов первого курса обучения, которые в период адаптации к учебному процессу и новому образу жизни особенно подвержены тревоге. Смена места обучения, окружение новыми людьми заставляет студентов первокурсников испытывать как личностную, так и ситуативную тревожность.

Понятие тревожности активно изучается как зарубежными, так и отечественными психологами. А. М. Прихожан отмечает, что тревожность представляет собой эмоциональное состояние, которое связано с неприятным ощущением, возникающим в результате ожидания неблагоприятных событий или предчувствия опасности. Тревожность может проявляться как временное эмоциональное состояние, а также являться устойчивым свойством личности или темперамента [5, c. 4].

Согласно Н. Д. Левитову, тревожность – это состояние, которое отражает психические процессы, происходящие на фоне определенной эмоции или чувства [3, c. 46].

В. М. Астапов в своих работах отмечает, что термин «тревожность» в психологии имеет многозначность и семантическую неопределенность из-за различных его использований. Он может быть гипотетической "промежуточной переменной", временным психическим состоянием, связанным со стрессом, фрустрацией социальных потребностей, характеристикой личности, а также мотивационным конфликтом [1, с. 50].

Особый интерес представляет сравнение двух типов тревожности. Личностная тревожность связана с индивидуальными особенностями личности и переживанием жизненных ситуаций в тревожном ключе. Личностные особенности, такие как низкая самооценка или склонность к перфекционизму, могут предрасполагать к повышенной личностной тревожности [2, с. 95].

В свою очередь, ситуативная (реактивная) тревожность проявляется в ответ на конкретные события или ситуации, которые вызывают тревожную реакцию. Она зависит от внешних факторов, таких как социальное окружение, ожидания успеха или неудачи в задачах, стрессовые ситуации и др. Ситуативная тревожность может быть разной интенсивности и продолжительности [8, с. 569].

Одной из самых известных концепций личностной и ситуативной тревожности является модель тревожности-стимуляции (модель А. Йеркса-Додсона). Согласно этой модели, существует оптимальный уровень тревожности, при котором производительность самая высокая. При низком уровне тревожности человек не проявляет достаточную активность, а при высоком уровне тревожности возникают затруднения в концентрации и выполнении задач [7, с. 120].

Целью данного исследования является сравнение уровня ситуативной и личностной тревожности у студентов первого курса гуманитарного направления. Изучение этой проблемы позволит лучше понять особенности тревожности у студентов и разработать эффективные стратегии для ее управления.

Исследование проводилось на выборке из 60 студентов первого курса исторического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета. Для измерения личностной и ситуативной тревожности использовался опросник Ч. Д. Спилбергера (в адаптации Ю. Л. Ханина). Он состоит из двух частей: первая часть состоит из 20 вопросов, которые позволяют определить уровень личностной тревожности на основе индивидуальных характеристик личности. Вторая часть анкеты направлена на исследование уровня тревожности студентов в зависимости от ситуационных стимулов. Она включает 20 вопросов, охватывающих различные сценарии, которые могут вызывать тревогу у студентов. Участники оценивали свою тревожность по 10-балльной шкале. Итоговый показатель меньше 30 баллов указывает на низкий уровень тревожности, 30–45 баллов – средний, свыше 45 баллов – высокий [6, с. 46].

image.png

Рис. Ситуативная и личностная тревожность студентов первого курса

Анализ результатов показал, что низкий уровень ситуативной тревожности имеют 11 (18,3%) студентов, средний уровень 25 (41,6%) студентов и 24 (40%) студента высокий уровень. В то время как 38 (63,3%) студентов испытывали повышенную личностную тревожность, 20 (33,3%) студентов умеренную и 2 (3%) студента низкую. Это подтверждает различие между ситуативной и личностной тревожностью у студентов первого курса гуманитарного направления.

Кроме того, исследование показало, что у юношей по большей части проявляется повышенная личностная тревожность, тогда как ситуативная тревожность находится на среднем уровне. Из 19 опрошенных юношей 3 студента имеют повышенную ситуативную тревожность и 11 личностную тревожность.

Повышенную личностную и ситуативную тревожность имеют 21 (35%) студент, это свидетельствует о том, что, несмотря на всеобщую актуальность проблемы тревожности, число студентов, нуждающихся в психологической поддержке, не уменьшается.

Полученные результаты подтверждают наличие различий между ситуативной и личностной тревожностью у студентов первого курса гуманитарного направления. В соответствии с проведенными исследованиями, выяснилось, что у студентов первого курса может наблюдаться связь между высоким уровнем личностной тревожности и повышенным уровнем ситуативной тревожности. Это означает, что студенты, у которых высокая тревожность является постоянной чертой их личности, склонны к более интенсивным реакциям на стрессовые ситуации. Однако стоит отметить, что не все студенты первого курса испытывают высокую тревожность.

Исследования также показывают, что у некоторых студентов личностная тревожность и ситуативная тревожность не сопряжены между собой. Это означает, что даже при низкой личностной тревожности, студенты могут испытывать высокую тревожность в ответ на конкретные события или ситуации. В нашем случае, наоборот при низкой ситуативной тревожности наблюдается высокая личностная тревожность.

Мы предполагаем, что высокий показатель личностной тревожности может указывать на множество факторов таких как: низкая самооценка студентов, трудности в адаптации к новым условиям в вузе, разлука с семьей и многие другие.

Помощь студентам с высоким уровнем тревожности может помочь им успешно приспособиться к университетской жизни и достигнуть личных и академических целей. Подходы к снижению ситуативной тревожности и управлению личностной тревожностью могут различаться и требуют индивидуального подхода к каждому студенту. Данные результаты могут быть использованы психологами и педагогами для разработки эффективных стратегий управления тревожностью и улучшения психологического благополучия студентов.

Список литературы

  1. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001. – 156 с.
  2. Воробьева М.И. Ситуативная и личностная тревожность студентов высших учебных заведений / М.И. Воробьева // Актуальные проблемы современного отечественного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Орёл, 29–30 ноября 2023 года. – Орёл: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2024. – С. 92-98.
  3. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. – 1969. – № 1. – С. 131-137.
  4. Полшкова Т.А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях / Т.А. Полшкова. – Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). – Т. 0. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 107-110. – URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3495/ (дата обращения: 15.11.2023).
  5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
  6. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности: учебное пособие / А.О. Прохоров; сост. А.О. Прохоров. – Москва: ПЕР СЭ, 2004. – 176 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233277 (дата обращения: 15.11.2023).
  7. Раудис Ш., Юстицкис В. Закон Йеркса-Додсона: связь между стимулированием и успешностью научения // Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – С. 119-126.
  8. Рахматуллина М.Р. Тревожность студентов как неотъемлемая часть процесса обучения / М.Р. Рахматуллина, Ю.А. Федорова // Человек в условиях социальных изменений: Материалы международной научно-практической конференции, Уфа, 18 апреля 2023 года. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2023. – С. 568-571. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54094858 (дата обращения: 08.11.2023).

Поделиться

206

Зайцева Н. С. Ситуативная и личностная тревожность у студентов первого курса гуманитарного направления // Актуальные исследования. 2024. №45 (227). Ч.II.С. 86-89. URL: https://apni.ru/article/10415-situativnaya-i-lichnostnaya-trevozhnost-u-studentov-pervogo-kursa-gumanitarnogo-napravleniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря