Тревожность – один из важных аспектов психического здоровья человека, особенно в условиях современного общества, где стрессы и нервные перегрузки стали неотъемлемой частью повседневности. Тревожность может влиять на наше эмоциональное и физическое благополучие. Исследование тревожности является актуальной темой для современного общества, поскольку оно позволяет лучше понять и улучшить психологическое состояние людей, особенно в условиях повышенного стресса и требований. Наше исследование направлено на студентов первого курса обучения, которые в период адаптации к учебному процессу и новому образу жизни особенно подвержены тревоге. Смена места обучения, окружение новыми людьми заставляет студентов первокурсников испытывать как личностную, так и ситуативную тревожность.
Понятие тревожности активно изучается как зарубежными, так и отечественными психологами. А. М. Прихожан отмечает, что тревожность представляет собой эмоциональное состояние, которое связано с неприятным ощущением, возникающим в результате ожидания неблагоприятных событий или предчувствия опасности. Тревожность может проявляться как временное эмоциональное состояние, а также являться устойчивым свойством личности или темперамента [5, c. 4].
Согласно Н. Д. Левитову, тревожность – это состояние, которое отражает психические процессы, происходящие на фоне определенной эмоции или чувства [3, c. 46].
В. М. Астапов в своих работах отмечает, что термин «тревожность» в психологии имеет многозначность и семантическую неопределенность из-за различных его использований. Он может быть гипотетической "промежуточной переменной", временным психическим состоянием, связанным со стрессом, фрустрацией социальных потребностей, характеристикой личности, а также мотивационным конфликтом [1, с. 50].
Особый интерес представляет сравнение двух типов тревожности. Личностная тревожность связана с индивидуальными особенностями личности и переживанием жизненных ситуаций в тревожном ключе. Личностные особенности, такие как низкая самооценка или склонность к перфекционизму, могут предрасполагать к повышенной личностной тревожности [2, с. 95].
В свою очередь, ситуативная (реактивная) тревожность проявляется в ответ на конкретные события или ситуации, которые вызывают тревожную реакцию. Она зависит от внешних факторов, таких как социальное окружение, ожидания успеха или неудачи в задачах, стрессовые ситуации и др. Ситуативная тревожность может быть разной интенсивности и продолжительности [8, с. 569].
Одной из самых известных концепций личностной и ситуативной тревожности является модель тревожности-стимуляции (модель А. Йеркса-Додсона). Согласно этой модели, существует оптимальный уровень тревожности, при котором производительность самая высокая. При низком уровне тревожности человек не проявляет достаточную активность, а при высоком уровне тревожности возникают затруднения в концентрации и выполнении задач [7, с. 120].
Целью данного исследования является сравнение уровня ситуативной и личностной тревожности у студентов первого курса гуманитарного направления. Изучение этой проблемы позволит лучше понять особенности тревожности у студентов и разработать эффективные стратегии для ее управления.
Исследование проводилось на выборке из 60 студентов первого курса исторического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета. Для измерения личностной и ситуативной тревожности использовался опросник Ч. Д. Спилбергера (в адаптации Ю. Л. Ханина). Он состоит из двух частей: первая часть состоит из 20 вопросов, которые позволяют определить уровень личностной тревожности на основе индивидуальных характеристик личности. Вторая часть анкеты направлена на исследование уровня тревожности студентов в зависимости от ситуационных стимулов. Она включает 20 вопросов, охватывающих различные сценарии, которые могут вызывать тревогу у студентов. Участники оценивали свою тревожность по 10-балльной шкале. Итоговый показатель меньше 30 баллов указывает на низкий уровень тревожности, 30–45 баллов – средний, свыше 45 баллов – высокий [6, с. 46].
Рис. Ситуативная и личностная тревожность студентов первого курса
Анализ результатов показал, что низкий уровень ситуативной тревожности имеют 11 (18,3%) студентов, средний уровень 25 (41,6%) студентов и 24 (40%) студента высокий уровень. В то время как 38 (63,3%) студентов испытывали повышенную личностную тревожность, 20 (33,3%) студентов умеренную и 2 (3%) студента низкую. Это подтверждает различие между ситуативной и личностной тревожностью у студентов первого курса гуманитарного направления.
Кроме того, исследование показало, что у юношей по большей части проявляется повышенная личностная тревожность, тогда как ситуативная тревожность находится на среднем уровне. Из 19 опрошенных юношей 3 студента имеют повышенную ситуативную тревожность и 11 личностную тревожность.
Повышенную личностную и ситуативную тревожность имеют 21 (35%) студент, это свидетельствует о том, что, несмотря на всеобщую актуальность проблемы тревожности, число студентов, нуждающихся в психологической поддержке, не уменьшается.
Полученные результаты подтверждают наличие различий между ситуативной и личностной тревожностью у студентов первого курса гуманитарного направления. В соответствии с проведенными исследованиями, выяснилось, что у студентов первого курса может наблюдаться связь между высоким уровнем личностной тревожности и повышенным уровнем ситуативной тревожности. Это означает, что студенты, у которых высокая тревожность является постоянной чертой их личности, склонны к более интенсивным реакциям на стрессовые ситуации. Однако стоит отметить, что не все студенты первого курса испытывают высокую тревожность.
Исследования также показывают, что у некоторых студентов личностная тревожность и ситуативная тревожность не сопряжены между собой. Это означает, что даже при низкой личностной тревожности, студенты могут испытывать высокую тревожность в ответ на конкретные события или ситуации. В нашем случае, наоборот при низкой ситуативной тревожности наблюдается высокая личностная тревожность.
Мы предполагаем, что высокий показатель личностной тревожности может указывать на множество факторов таких как: низкая самооценка студентов, трудности в адаптации к новым условиям в вузе, разлука с семьей и многие другие.
Помощь студентам с высоким уровнем тревожности может помочь им успешно приспособиться к университетской жизни и достигнуть личных и академических целей. Подходы к снижению ситуативной тревожности и управлению личностной тревожностью могут различаться и требуют индивидуального подхода к каждому студенту. Данные результаты могут быть использованы психологами и педагогами для разработки эффективных стратегий управления тревожностью и улучшения психологического благополучия студентов.