Каждый субъект хозяйственной деятельности желает выделить себя, свой продукт или услугу среди уже существующих на рынке товаров или услуг, а также подчеркнуть особенности своей продукции. Для этого ему необходимо индивидуализировать себя и свои товары. На помощь приходят средства индивидуализации, главная функция которых заключается в индивидуализации объектов и субъектов предпринимательской деятельности. Не стоит забывать, что внешний вид товаров играет немаловажную роль, как и для производителя товаров, так и для потребителей, для которых создаются уникальные продукты. Поэтому возникает острая необходимость в правовой охране дизайна своего продукта.
В настоящее время табачная индустрия набирает большую популярность, ведь сегодня мы можем наблюдать, как стремительно развивается данная сфера. Сейчас на рынке можно встретить не только привычные для всех сигареты, но и множество курительных смесей для кальянов, а также электронные сигареты. Несмотря на то, что ассортимент становится все шире и шире, и технологический уровень производства достиг такого положения, что качественные характеристики аналогичных товаров практически не отличаются, стало очень важным придать своему продукту индивидуальность, запоминающийся образ, который бы выделял его среди других.
Изучению объектов интеллектуальной собственности, в частности, таких как средства индивидуализации и дизайн, в табачной индустрии уделяется меньше внимания, чем изучению пользы и вреда табачной сферы. Высокая конкуренция на табачном рынке должна заставлять своих производителей больше задумываться об индивидуальности своих товаров, чтобы в дальнейшем занять место в сознании потребителя, а также избегать уже установленного на рынке продукта от дальнейшего незаконного использования другими лицами.
На сегодняшний день все табачные компании активно развиваются, увеличивают свою прибыль за счет продаж, рекламы, внедряют новые технологии, увеличивают ассортимент своей продукции. Но как сделать так, чтобы выделять свою компанию среди конкурентов? Необходимо индивидуализировать свою компанию и продукцию за счет разработки своего бренда, фирменного стиля и дизайна. Поэтому, большинство компаний инвестируют большую сумму в разработку своего продукта, создания определенного бренда, который будет выделять их из массы других компаний.
Для каждой компании вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью, являются наиболее важными, например, компания Japan Tobacco International (далее – JTI) считает, что «Брендинг является важной идентичностью, поскольку он повышает узнаваемость продуктов и делает их известными потребителям. Когда потребители покупают продукт, они также покупают то, что означает бренд, и качество, обещанное продуктом, которое в большинстве случаев отражается через бренды или упаковку. Это интеллектуальная собственность, которую необходимо защищать, и это становится причиной, по которой мы поддерживаем защиту бренда» [1].
Американская компания Philip Morris International (далее – PMI) в силу того, что достаточно долго существует на рынке табачной индустрии, к тому же является лидером в своей сфере, ценит и дорожит своей репутацией, брендом, поэтому детально и ответственно подходит к вопросам и защите своей интеллектуальной собственности. Помимо производства и продажи сигарет, в том числе Marlboro, мирового бренда сигарет номер один, и других табачных изделий, PMI занимается разработкой и коммерциализацией продуктов с пониженным риском (RRP). Прежде, чем вводить в оборот свой новый продукт, компания PMI сразу позаботилась о ее защите в области интеллектуальной собственности. Были получены патенты на изобретения, например, электронагревательная курительная система, которая имеет часть, предназначенную для хранения жидкости (патент UA100734C2), изделие, содержащее идентификационную информацию, для использования в электрически нагреваемой курительной системе (патент РУ2517125C2), патенты на промышленные образцы (патент ДМ/095 172, ДМ/099 988). Также, американская компания позаботилась и об индивидуализации своего товара и стала правообладателем таких товарных знаков, как IQOS (ТЗ № 1461017, № 1329691, № 1404627 – мадридская регистрация).
Американская компания в Руководстве предусмотрела незаконное использование товарных знаков IQOS, в частности, нельзя использовать название компании, продукта или услуги без разрешения компании, а также использовать товарные знаки, графические символы, принадлежащие компании. Компания также запрещает использовать дизайн упаковки, дизайн веб-сайта, отличительные шрифты.
Почему компания Philip Morris International так детально проработала правила использования своей интеллектуальной собственности? Со слов компании «Товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, дизайн и творческий контент являются ценными активами нашей компании. Соблюдая установленные правила, вы помогаете нам защитить наши ценные права на интеллектуальную собственность и укрепить нашу корпоративную и фирменную идентичность». Благодаря такому подходу к своим исключительным правам компания PMI является единственной табачной компанией, которая вошла в 100 крупнейших патентных заявителей Европейского патентного ведомства. По состоянию на 2018 год у компании более чем 1 800 выданных патентов и почти 4 000 незавершенных заявок, а целью компании является разработка и коммерциализация продуктов, которые могут представлять меньший риск причинения вреда.
Антитабачная политика государств направлена на то, чтобы снижать употребление табачных изделий среди населения. Научные исследования доказывают негативные воздействия на здоровье человека, в связи с этим табачная индустрия может оказаться в затруднительном положении. В современном мире у табачных компаний стоит выбор между тем, чтобы продолжать производить традиционные табачные сигареты, либо же переходить на другой уровень, разрабатывать альтернативный продукт, который сможет снизить негативное влияние табака на человека.
В современном мире достаточно остро стоит вопрос о вреде курения, разрабатываются новые законодательные акты, которые будут способствовать снижению употребления табака среди населения. Вступление в силу в 27 февраля 2005 года Рамочной Конвенции ВОЗ послужило введению минимальных стандартов для государств, которые ратифицируют данный договор. Цель Рамочной Конвенции ВОЗ – установление правил, регулирующих производство, продажу, распространение, рекламу и налогообложение табачной продукции. Для стран, которые подпишут и ратифицируют у себя данный документ, это будет неким «шаблоном», чтобы на основе минимальных стандартов разработать свой законопроект, ужесточающий положения Рамочной Конвенции ВОЗ. РФ ратифицировала Рамочную конвенцию ВОЗ, приняв Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака», а вместе с принятием Рамочной Конвенции ВОЗ, была разработана Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010–2015 гг. [2].
После подготовки законопроекта «О защите населения от последствий потребления табака», разработанный Министерством здравоохранения РФ, который, согласно целям Рамочной Конвенции ВОЗ, ужесточал ее положения, подвергся серьезной критике. Например, Министерство экономического развития РФ в своем заключение указало, что многие положения, указанные в будущем Федеральном законе «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» противоречат уже принятым Федеральным законам, таким как Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
Особое внимание было уделено положению статье 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», которое запрещало рекламу, в которой использовались товарные знаки, служащие для индивидуализации табачных изделиях на самих изделиях, а также на товарах, которые не являются табачной продукцией [3]. В первую очередь пострадают крупные международные товарные знаки. Например, компания Davidoff of Geneva США, Inc. зарегистрировала большое количество товарных знаков «Davidoff» в отношение 34 класса Международной классификацией товаров и услуг (далее – МКТУ) и как словесные товарные знаки, и как комбинированные, и как объемные. Товарный знак № 540856 «Davidoff» глубоко ассоциируется у потребителей с продажей табачной продукции, что попадает под ограничения статьи 16 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции». Однако существует компания Zino Davidoff Group, которая зарегистрировала товарный знак № 1516994 «DAVIDOFF» исключительно для предметов роскоши. Таким образом, из-за запрета о рекламе товарных знаков, связанных с табачной продукцией, могут пострадать компании, которые специализируются на неоднородных товарах и услугах [4].
Таким образом, мы видим, что с введением отдельных норм Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» нарушаются исключительные права правообладателей товарных знаков как табачной продукции, так и не относящейся к табачной продукции. ГК РФ в статье 1484 определено, что одним из способов использования товарного знака правообладателем является то, что он может размещать свой товарный знак в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе. Возникает коллизия в законодательстве в соотношении статьи 1484 ГК РФ и статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».
Безусловно, компаниям, которые выпускают иную продукцию, например одежду, парфюм, продукты питания легче реализовывать все свои интеллектуальные права, так как их товар не оказывает негативное влияние на здоровье человека. С каждым годом государство старается уменьшить потребление табака среди населения, путем принятие законодательных актов, иных ограничений, которые будут способствовать снижению производства и продажи табачных изделий. Ежегодно индексируется акцизная ставка на табачную продукцию и иногда ставка может увеличиться более чем на 20%. С одной стороны, это хороший инструмент для борьбы с табачной зависимостью у населения, а с другой стороны – это большая помощь в развитии нелегальной продажи табачной продукции. Процент нелегальной табачной продукции значительно увеличился, например, с 2016 по 2019 года доля нелегального табака возросло с 1,5% до 15%. В 2020 году удалось снизить процент нелегальной табачной продукции, но за счет того, что был ограничен ввоз и вывоз табачной продукции в связи с распространением короновирусной инфекцией.
Достаточно большое количество судебных споров, связанных незаконным оборотом табачной продукции, за которую предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность. Например, по делу № 1-339/2018 был вынесен приговор в отношении гражданина Карпова Р.А., который совершил преступления по ч.6 ст.171.1 и ч.4 ст.180 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ). Несмотря на то, что гражданин Карпов Р. А. имел большой опыт в табачной торговле и знал законодательные требования к самой табачной продукции, а также ее реализации, преследуя цель незаконного обогащения, создал организованную преступную группу приобретения, хранения и перевозки в целях сбыта контрафактной табачной продукции в особо крупном размере, путем незаконного использования чужих товарных знаков и сходных с ними обозначений. Гражданин Карпов Р. А. незаконно размещал на своей контрафактной продукции товарный знак, сходный с товарным знаком № 343611 ООО «ДЖ.Т.И. ДОНСКОЙ ТАБАК» [5].
Большое количество государственных органов противодействуют контрафактной продукции. Например, можно выделить следующие гос. органы: Таможенные органы, полиция, антимонопольные службы, Федеральная служба безопасности, судебные органы и другие. Государство понимает, что с ростом контрафактной продукции страдает не только население, но и само государство, так как не получает должного количества налогов. Со слов заместителя начальника контрольно-финансового управления Федеральной антимонопольной службы РФ Наталии Ивановной Исаевой: «Очевидно, что, не оплачивая налоги и акцизы, торговцы контрафактной продукцией получают огромное конкурентное преимущество. Это большая проблема, которую мы в течение многих лет обсуждаем на разных площадках, в том числе на экспертных советах ФАС, где бизнес и власть рассматривают сложившуюся ситуацию» [6].
Потребитель распознает табачную продукцию с помощью индивидуализирующих признаков, например, указанием бренда на упаковке, внешнего вида табачной упаковки и табачного изделия. Внешний вид очень важен для него, ведь он помогает различать производителей продукции, крепость продукции. Производители, в свою очередь, хотят защитить свой дизайн, стать единоличными правообладателями. В силу объективизации произведения дизайна уже подлежат правовой охране. Каждый производитель старается создать новый, оригинальный и неповторимый дизайн, который будет ассоциироваться у потребителя только с ним. У компании ООО «ДАФТ ТОБАККО» получилось придумать уникальный дизайн своего табака для кальяна. Подбор цветов, геометрических линий, шрифт делает упаковку узнаваемой. Также, можно охранять внешний вид изделий в силу государственной регистрации, например, запатентовать его как промышленные образцы (Патент № 116114 «Пачка для упаковки сигарет», патент № 130705 «Сигарета электронная»). Государство стремится и в этом плане ограничить правообладателей, путем введения требований к упаковке табачной продукции. Вслед за другими странами по рекомендациям ВОЗ, Россия также обдумывает внедрить обезличенную упаковку, то есть сделать стандартный шрифт, увеличить рисунки и картинки о вреде курения. Все меры направлены на то, чтобы к 2035 году сократить долю курящего населения с 29% до 21% и максимальное снижение показателей заболеваемости и смертности от болезней, связанных с курением.
Сегодня табачная индустрия развивается в ногу со временем, так как создается большое количество новых курительных систем, которые требуют своевременную правовую охрану. Для эффективной борьбы с табаком, законодательные органы должны разрабатывать антитабачные концепции с учетом появления новых табачных продуктов, а также для введения грамотной антитабачной политики, необходимо взаимодействия с табачными компаниями.