Главная
АИ #45 (227)
Статьи журнала АИ #45 (227)
О сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей дошкольного ...

О сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

здоровый образ жизни
здоровье
здоровьесберегающие технологии
физическая деятельность
физическое развитие
образовательная деятельность

Аннотация статьи

В статье здоровьесберегающие технологии рассматриваются как актуальный способ организации сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ.

Текст статьи

Состоянию здоровья детей необходимо уделять особое внимание, учитывая как внешние факторы, так и индивидуальные особенности организма. Заботиться о здоровье, физической и психологической подготовки должны как родители, так и педагоги в образовательных учреждениях. Рассказать ребёнку о здоровом образе жизни можно, показав на собственном примере, как это легко и полезно. До 7-лет у ребёнка формируются основные черты характера, психическое и физическое состояние, формирование личности. Поэтому именно на этом этапе следует формировать и прививать необходимые знания и навыки здорового образа жизни, включая систематические занятия спортом. Задача сохранения и укрепления здоровья остается актуальной и в наши дни.

Секретом долгой и счастливой жизни является бережное отношение к собственному здоровью с раннего детства и регулярные занятия спортом. Если не уделять внимание физической подготовке с малых лет, далее будет сложнее привить желание ребёнка к здоровому образу жизни. Исходя из этого, приоритетом в воспитании дошкольников является повышение уровня физического и психологического благополучия и повышение навыков для регулярных занятий физкультурой. Возникает необходимость внедрения оздоровительной деятельности в образовательную систему дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

При использовании в работе здоровьесберегающих технологий в ДОУ образуются интеграционные связи между специалистами, работающими с детьми. Для наглядного примера соблюдения правил здорового образа жизни в группах создается предметно-развивающая среда.

«В дошкольном образовательном учреждении образовательно-воспитательная деятельность должна быть насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, обычаями валеологического характера. Данные элементы позволяют больше узнать о ЗОЖ, желании заниматься спортом, осознанно относиться к своему здоровью и окружающих людей, к обучению необходимыми для этого практическим навыкам и умениям, ведь сформированные традиции ЗОЖ являются неотъемлемой частью современного общества» [2, с. 65].

Центр физической активности, правильный подбор и рациональное использование оборудования способствуют развитию двигательной активности ребёнка, позволяют выполнять норму физических нагрузок, формируют умения и навыки, развивают восприятие пространства и времени, ориентировку в окружающей среде. Физкультурные пособия, имеющиеся в группе, вызывают интерес к различным упражнениям, а использование их на спортивной площадке положительно влияет на состояние здоровья, физическое, психическое и умственное развитие.

На сегодняшний день заметны последствия малоподвижного образа жизни дошкольников. Современные дети живут в эре информационных технологий. Всё больше времени у них уходит на гаджеты, компьютеры, виртуальные игры и всё меньше времени остаётся на подвижные игры. Предлагается разработать модель двигательного режима в группе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Сюда входят: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, индивидуальная работа по развитию моторики, гимнастика после дневного сна, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, релаксация, самостоятельная двигательная деятельность, а также совместная работа с педагогами по физкультуре, музыке.

«Физическая деятельность должна приносить ребёнку радость, пробуждать интерес и развивать творческую активность, формировать двигательные умения и навыки, удовлетворять естественную потребность в движении. Для реализации этих задач особое внимание следует уделять характеру общения детей со сверстниками и взрослыми. Одним из факторов, способствующих уменьшению напряжённости детей, является музыка, которую надо использовать во время утренней зарядки, дыхательной и зрительной гимнастик, физкультурных занятиях и во время релаксации. Она повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания, чувства ритма. В конце какой-либо деятельности, организованной воспитателем у детей музыкальное сопровождение может стать средством снятия возбуждения и усталости» [4, с. 89].

В процессе применения целостной системы здоровьесберегающих технологий очень важным является создание двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Так, в детском саду обеспечиваются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, для их расслабления и отдыха. Наиболее эффективными формами взаимодействия являются: утренняя гимнастика, гимнастика после сна с закаливающими процедурами, организационная образовательная деятельность, физическая культура, прогулки, спортивные праздники и развлечения.

Утренняя гимнастика. С ранних лет для ребёнка и его родителей полезно соблюдать традицию раннего подъема для занятий утренней гимнастикой дома.

Режим. В выходные дни дети часто отходят от привычного режима и становятся капризными и рассеянными. Поэтому взрослые стараются помочь ребёнку соблюдать привычный режим, нормируя часы отдыха и физических нагрузок.

Прогулки. Намного интереснее, полезнее и комфортнее организовывать досуговую деятельность ребёнка на свежем воздухе. На ежедневной прогулке рекомендуется использовать бег – как универсальное средство укрепления здоровья; практиковать соревнования, походы для того, чтобы ребёнок не только двигался, но и веселился, и отдыхал.

Подвижные игры. Неоценимо значение игр и спортивных мероприятий для физического развития ребёнка. С самых ранних лет ребёнок может отдавать предпочтение конкретному инвентарю и самостоятельно им пользоваться: мяч, велосипед, обруч, кольцеброс, скакалка, кегли. «В короткие зимние вечера в ДОУ педагоги могут организовать чтение художественной и научно-популярной литературы по вопросам укрепления здоровья. Например, чтобы преодолеть нежелание ребёнка умываться и мыть руки с мылом, можно прочитать и обсудить стихотворение А. Барто «Девочка чумазая». Плохой аппетит можно побороть, используя произведение И. Семёновой «Учись быть здоровым» [5, с. 123].

Закаливание. Особое внимание следует уделять закаливающим процедурам, которые способствуют укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливание повышает устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды, активизирует резервные возможности организма, обеспечивает профилактику простудных и других заболеваний.

Организационной формой в двигательном режиме является физическая культура. На занятиях по физической культуре используются традиционные и нетрадиционные формы: сюжетные, тренировочные, игры-эстафеты.

В разнообразие видов организации двигательной активности ребёнка по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни входит также оздоровительно и лечебно-профилактическое сопровождение (лечебная физкультура, лечебный массаж, точечный массаж, дыхательная гимнастика).

Детям нравятся разминки с эмоциональным окрасом «похохочем, покричим». Периодически можно использовать минутки релаксации: посидим в тишине с закрытыми глазами; ляжем на спину и расслабимся; помечтаем под эту спокойную музыку.

В работе ДОУ отдельное внимание уделяется упражнениям для развития мелкой моторики пальцев рук, которые благотворно влияют на развитие речи ребёнка, способствуют укреплению и сохранению здоровья. В центре сенсорики «Волшебные пальчики» можно использовать множество игр, пособий, игрушек по развитию мелкой моторики.

Гигиенические средства: личная гигиена, влажная уборка, проветривание, сон, режим питания, правильное мытьё рук, содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие защитных функций организма.

Тематические дидактические игры помогают закреплять знания о здоровом образе жизни: «Наше тело», «Мытье рук», «Наведи порядок». Эти игры учат контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно-гигиенические навыки, заставят задуматься о своём здоровье.

Одним из главных факторов физического развития ребёнка и противостояния его организма различным заболеваниям является его питание. В нашем саду применяются следующие принципы рационального питания детей в рамках ЗОЖ: разнообразие, регулярность, соблюдение режима питания, калорийность продуктов питания и индивидуальный подход к детям во время приёма пищи. Каждый день в меню включаются фрукты, овощи, соки, компоты, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в меню имеется лук и чеснок.

Воспитание культуры здоровья ребёнка во многом зависит от культуры здоровья семьи. В ДОУ при взаимодействии с семьями педагоги используют как традиционные, так и нетрадиционные формы работы, применяя информационные буклеты, тематические выставки, информационные уголки здоровья «В здоровом теле – здоровый дух!», «Правильное питание», «Чистота – залог здоровья!». Проводят консультации, круглые столы, мастер-классы, квест-игры, спортивные семейные эстафеты, родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников. Родители – гости и участники всех конкурсов, проводимых в дошкольном учреждении.

На формирование, укрепление и сохранение здоровья дошкольников образовательного процесса влияют различные факторы: социальные, психолого-физиологические, организационно-педагогические. Только учитывая все эти составляющие можно выстроить единую здоровьесберегаюшую среду образовательного процесса.

Необходимо помнить, что наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребёнка сегодня.

Хочется закончить словами древнегреческого философа Плутарха: «Движение – кладовая жизни».

Список литературы

  1. Волков П.Г. Медико-педагогическая оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении / П.Г. Волков, М.С. Волкова – Старый Оскол, ООО ТНТ, 2003. – 72 с.
  2. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие / И.М. Воротилкина. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 144 с.
  3. Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении / Н.В. Елжова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 215 с.
  4. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / Н.И. Крылова. –Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
  5. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.

Поделиться

167

Скокова О. В., Шеховцова Т. С., Лихушина Т. Н. О сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ // Актуальные исследования. 2024. №45 (227). Ч.II.С. 82-85. URL: https://apni.ru/article/10426-o-sohranenii-i-ukreplenii-fizicheskogo-i-psihicheskogo-zdorovya-detej-doshkolnogo-vozrasta-v-dou

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря