Главная
АИ #45 (227)
Статьи журнала АИ #45 (227)
Развитие soft-skills навыков у детей из семей, попавших в трудную жизненную ситу...

Развитие soft-skills навыков у детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

психолого-педагогическая поддержка
дети в трудной жизненной ситуации
центр социальной помощи
soft skills
hard skills
развитие навыков

Аннотация статьи

Работа психолого-педагогической службы в Ровеньском центре социальной помощи семье и детям «Семья» направлена на оказание помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Психолого-педагогическая поддержка включает разработку индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ, ориентированных на улучшение коммуникативных, интеллектуальных, лидерских и волевых навыков воспитанников. В последние годы акцент делается на развитии soft skills – универсальных навыков, способствующих успешной адаптации и социализации.

Текст статьи

Основным направлением работы психолого-педагогической службы в Ровеньском центре социальной помощи семье и детям «Семья» является работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Дети, проживающие в нашем центре, а так же несовершеннолетние из семей, находящихся на социальном сопровождении, зачастую нуждаются в психолого-педагогической помощи.

При первичной диагностике у таких детей часто выявляется низкая самооценка, повышенный уровень тревожности, трудности в общении, слабые интеллектуальные и волевые навыки. Указанные особенности учитываю при разработке индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ.

Коррекционная работа включает в себя исправление психологических затруднений, нарушений поведения. Развивающая работа включает в себя индивидуальные и групповые занятия, где дети обучаются навыкам или способам поведения при помощи игры, упражнений или тренингов.

В последние годы тема развития «мягких» (гибких) навыков или soft skills становится все более актуальной в современном воспитании и образовании. Данную методику адаптируем к условиям нашего центра при работе с детьми из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Что понимают под soft skills и hard skills.

Hard skills (с англ. «жесткие навыки») – это академические профессиональные, технические компетенции, которые можно наглядно продемонстрировать, оценить и проверить. Например, знание таблицы умножения, формул и иностранных языков, навыки работы за компьютером, умение управлять автомобилем и т. п.

Soft skills (с англ. «мягкие навыки») – универсальные социально-психологические качества, которые не зависят от профессии, но непосредственно влияют на успешность человека.

Так как с каждым годом увеличивается объем информации, необходимой человеку для того, чтобы быть успешным, недостаточно лишь только конкретных («жестких» hard skills) навыков, которые приобретаются детьми в школе или другом образовательном учреждении. Современная жизнь предъявляет требования развития и другой группы навыков – то есть, «мягких» (гибких) навыков. Переориентация воспитания и образования на развитие у детей «мягких навыков» является ключевым звеном к решению успешности в будущей жизни и трудовой деятельности.

Несомненно, при работе психолого-педагогической службы с детьми, нужна взаимосвязь между развитием «жёстких» и «мягких» навыков.

И конечно, необходима помощь и взаимодействие с педагогами и специалистами по социальной работе центра, а так же с родителями (законными представителями) несовершеннолетних. Для них мы проводим просветительскую и консультативную работу для помощи в развитии soft skills.

Выделяют достаточно много классификаций soft skills. Нет единого подхода к их систематизации, но основные навыки soft skills, это:

  • коммуникативные навыки (общение, правильная речь, умение находить общий язык с людьми);
  • интеллектуальные навыки (эмоциональный интеллект, креативность, творческое и критическое мышление);
  • лидерские навыки (способность работать в команде, управлять людьми);
  • волевые навыки (самоорганизация, самообучаемость, саморефлексия, стрессоустойчивость).

Рассмотрим основные группы навыков, развитию которых стоит уделить внимание.

Коммуникативные навыки

Умение общаться с людьми и находить компромиссы – ценное качество, без которого сложно представить успешного человека. Однако этого не всегда бывает достаточно, поэтому родителям и педагогам стоит обратить внимание на то, как ребенок излагает свои мысли, общается со сверстниками и взрослыми, выступает перед аудиторией.

У детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, навыки коммуникации, очень затруднены. Скудный словарный запас, неправильная речь, проблемы в общении, им бывает трудно находить общий язык с незнакомыми, они бывают стеснительны или наоборот, даже при разговоре со взрослыми не соблюдают субординацию, используют «жаргонизм».

Коммуникация – важный элемент социализации. Точнее, без навыка коммуникации ребенок просто не сможет адаптироваться в социуме. Ему следует научиться общаться не только с родителями и родственниками, но и с другими взрослыми людьми: воспитателем, учителем, тренером, родителями друзей, продавцом в магазине, а также своими ровесниками, детьми постарше и помладше.

Если ребёнок чувствует неуверенность при общении с посторонними людьми и даже с родителями, на помощь придут различные способы развития коммуникации. Обычно это несложно, если ребенок до школы посещал детский сад или какую-либо спортивную секцию. В любом другом случае взрослым придется приложить дополнительные усилия по обучению коммуникативным навыкам.

С грамотным развитием этого навыка успешно работают сотрудники нашего центра, проводя индивидуальные и групповые занятия, совместные тренинги с родителями и детьми.

Если же родители сами не настолько общительны, чтобы проводить досуг с друзьями, общаться с соседями, то следует подумать о дополнительном коллективном занятии для ребенка – командные виды спорта, занятия в танцевальном ансамбле, творческие студии.

Правильная речь – это залог того, что ребенок в будущем сможет правильно доносить свои мысли до окружающих, будет услышан и верно понят. Правильная речь включает в себя несколько компонентов:

  • умение логично и последовательно формулировать свои мысли;
  • отсутствие дефектов дикции;
  • правильное звукоизвлечение;
  • диафрагмальное дыхание;
  • умение контролировать громкость и темп речи;
  • координация слуха и голоса.

Взрослым следует всячески стимулировать детей к чтению, в том числе личным примером. Если ребенок ни разу не видел, как папа или мама читают, сложно рассчитывать, что он вырастет книголюбом и вообще разносторонне развитой личностью. Чтение помогает расширить кругозор, словарный запас, ребенок сможет правильно формулировать свои мысли и грамотно разговаривать.

Умение контролировать громкость и темп речи, координировать слух и голос формируется лишь ближе к школьному возрасту, а то и в младших классах, поэтому не нужно требовать от детей сразу слишком много.

С дефектами дикции, в нашем центре, работает опытный логопед, как в индивидуальных, так и в групповых занятиях педагог применяет специальные упражнения для закрепления, верно, поставленной артикуляции.

Здорово, если есть возможность посещать ребёнком кружки «ораторского» искусства или он хочет и любит петь – тогда его можно записать на индивидуальные или групповые занятия вокалом, где ему в легкой ненавязчивой форме помогут освоить координацию между слухом и голосом, научат контролировать громкость и темп произнесения звуков.

В нашем центре, под руководством музыкального руководителя, воспитанники и несовершеннолетние проживающие в социальной гостинице, с большим удовольствием поют и играют на музыкальных инструментах. Каждое праздничное мероприятие сопровождается музыкальными и вокальными номерами в исполнении наших ребят.

Интеллектуальные навыки

Эмоциональный интеллект – это умение понимать и управлять собственными эмоциями: сдерживать агрессию, спокойно переносить поражение, проявлять заботу и нежность. А высший пилотаж – адекватно оценивать эмоции и чувства других людей, предугадывать их реакцию на те или иные слова, поступки и принимать решения на основе этих прогнозов.

Эти навыки развиваются на протяжении всей жизни, однако, в детстве стоит получить необходимый минимум, который станет надежным фундаментом в будущем. Для развития эмоционального интеллекта ребенка родителям и воспитателям центра рекомендую совместно:

  • читать детские книги, сказки, смотреть вместе мультфильмы, фильмы и разбирать психологические портреты персонажей;
  • анализировать их поступки;
  • стараться уделять эмоциональной сфере больше внимания: давать ребенку обратную связь по своим чувствам и мотивам, разбирать конфликтные ситуации со сверстниками и педагогами и т. п.

Эмоциональный интеллект – это умение воспринимать чувства других людей и контролировать свои собственные эмоции. С умением воспринимать эмоции других людей дети разбираются достаточно быстро – маленькие манипуляторы моментально чувствуют чужую слабость, а взять под контроль свои эмоции детям сложно.

Объяснять ребенку правила поведения в общественном месте, учить адекватно выражать свои эмоции – это системная работа, и выполнять ее должны взрослые. Разумеется, взрослые в этом случае должны быть сами образцом поведения, вежливости, культуры общения, а также носителями информации о том, как именно должен действовать ребенок, если ему что-то нужно.

При развитии этого навыка применяю индивидуальные или групповые занятия, обучая адекватным реакциям, развивая наблюдательность, объясняя взаимосвязь между эмоциями и способами их выражения на примере окружающих людей или на примерах из жизни самого ребенка.

Это помогает привить детям умение сопереживать, оказывать эмоциональную поддержку окружающим, а не остаться в статусе маленького манипулятора, которого с возрастом начнут всё больше игнорировать.

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта поможет ребенку не только взаимодействовать с окружающим миром, но и сохранить его психику, защитить его от насмешек, буллинга, неудач в общении.

Креативность и творчество. Кроме того, что занятия творчеством в детстве способствуют образованию новых нейронных связей в головном мозге, творческое мышление позволяет человеку нестандартно мыслить на протяжении всей жизни.

Захочет ли ребенок в будущем стать веб-дизайнером или пожелает быть мастером по ремонту бытовой техники, будет ли он адвокатом или автомехаником – креатив и творческий подход ему всегда пригодятся.

Тут рецепты развития таких навыков всем известны: занятия ребенка в творческих студиях, театральных кружках, музыкальной школе – конечно, с учетом пожеланий и способностей самого ребенка.

Также в нашем центре, под руководством педагога дополнительного образования, дети с большим интересом принимают участие в мастер-классах, рисуют, делают поделки из различных материалов, которые занимают призовые места в творческих конкурсах различного уровня.

Критическое мышление – способность иметь собственное мнение, подвергать сомнению факты, опираясь на логику, собственные знания и опыт. Это навык сильных, уверенных в себе людей, который мы, специалисты центра, стараемся развить у наших детей.

Лидерские навыки

Важно развивать лидерские качества ребенка и ответственность за себя и за других с раннего детства.

В этом хорошо помогут:

  • присмотр за младшими братьями и сестрами или домашним питомцем;
  • командные спортивные игры и кружки по интересам – нахождение в группе единомышленников способствует раскрепощению и развитию уверенности в себе.

Работа в команде. Навык, определяющий успех масштабных проектов, – это умение работать в команде, слушать чужие мнения, искать компромиссы, распределять роли и обязанности.

Для развития навыков командной работы на помощь придут:

  • командные игры и соревнования;
  • постановка спектаклей;
  • совместные исследовательские и волонтерские проекты.

Этот навык позволяет адекватно оценивать себя и свою полезность в общем деле, дает понимание личной и коллективной ответственности.

Волевые навыки

Самоорганизация – ценный навык, который дает значительное жизненное преимущество. Умение планировать свой день, учебные и рабочие задачи и отдых повышает эффективность труда и его результаты в разы.

Чем раньше удастся развить у ребенка этот навык, тем легче и продуктивнее будет его жизнь. С самого раннего детства нужно вводить распорядок дня и учить строго его соблюдать. По мере взросления можно составлять расписание на день или неделю, при необходимости пользоваться будильниками и таймерами – это стимулирует и развивает чувство времени.

Самообучаемость. Самообразование сегодня – обязательное условие профессионального роста. Возможностей для получения новых знаний с каждым днем все больше, поэтому важными навыками, которые стоит развивать у ребенка, становятся:

  • быстрая обработка больших объемов информации;
  • любознательность, потребность в новых знаниях;
  • основы тайм-менеджмента (планирование времени);
  • доступ к информационным ресурсам;
  • свобода выбора рода деятельности.

Пример развития самообучаемости, это: некоторые формы занятий дистанционного обучения, подготовка и защита различных проектов, где ребёнок самостоятельно ищет дополнительный материал в различных источниках.

Саморефлексия – это способность осознанно анализировать свои поступки и мысли, оценивать себя максимально объективно: без преувеличений и самобичевания.

При грамотном подходе саморефлексия становится мощным инструментом для личностного роста. Она позволяет:

  • видеть свои сильные и слабые стороны;
  • анализировать полученный опыт;
  • организовать мышление, используя свой опыт, принимать взвешенные решения;
  • развивать интуицию;
  • поднимать самооценку ребенка;
  • менять мнение о вещах, отходить от привычных стереотипов и т. д.

Стрессоустойчивость позволяет оставаться в тонусе вне зависимости от количества и сложности рабочих задач и сохранять работоспособность. Такие люди обладают стабильной психикой. Спокойная и позитивная атмосфера в доме, где растет ребенок, – залог здоровой нервной системы, устойчивой к любым стрессам. Этот навык нужно и можно развивать в любом возрасте, особенно у детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В данный момент в нашем мире может произойти всё что угодно. Из недавних событий это пандемия в 2021 году, связанная с короновирусом. Многим профессиям пришлось уйти «на удалёнку» и далеко не многие фирмы, и специалисты смогли с этим справиться.

Школы и другие учебные заведения перешли на дистанционную форму обучения, и дети с более развитыми soft skills оказались лучше приспособлены к новому стилю обучения.

В связи со специальной военной операцией в нескольких приграничных районах Белгородской области, в том числе и Ровеньском районе, где расположен наш центр «Семья», школьники и студенты также находились на дистанционной форме обучения. Но наши воспитанники центра уже имеют несколько сформированных базовых «гибких навыков», что позволило им успешно освоить образовательную программу 2022-2023 учебного года.

Таким образом, вкладывая время и силы в воспитание и образование детей, надо искать возможность параллельно с hard skills развивать и soft skills. Гибкие навыки – именно то, что приведет ребёнка к успеху, а значит, и к счастливой жизни.

Soft skills - не таблица умножения, которую можно выучить за два дня, эти навыки формируются годами, но результаты стоят потраченных усилий.

Наш мир меняется так стремительно, что полученные знания быстро устаревают, поэтому успешным становится не тот, кто много выучил, а тот, кто умеет грамотно применить свои знания и умения, быстро учиться чему-то новому, эффективно приспосабливается под требуемые условия и может находить нестандартные решения.

Чтобы гармонично развивать soft skills у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, достаточно создать благоприятную среду и дать ребенку возможность проявлять себя.

Список литературы

  1. Серова Л.В. ФГБОУ ВО УлГУ АМТ «Эффективные инструменты развития soft skills в работе педагога-психолога».
  2. https://umnazia.ru/blog/all-articles/soft-skills-dlja-detej.
  3. https://4brain.ru/blog/top-5-vazhnejshih-soft-skills-dlja-kazhdogo-rebenka/.

Поделиться

207

Иванова Л. В., Котенко В. В., Соловьева О. Н. Развитие soft-skills навыков у детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию // Актуальные исследования. 2024. №45 (227). Ч.II.С. 69-73. URL: https://apni.ru/article/10432-razvitie-soft-skills-navykov-u-detej-iz-semej-popavshih-v-trudnuyu-zhiznennuyu-situaciyu

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января