Под следственным действием в ряде современных правовых и прикладных наук понимается предусмотренное и строго регламентированное уголовно-процессуальным законом, обеспеченное силой государственного принуждения, действие или совокупность действий уполномоченных лиц, направленное на сбор и проверку доказательств по уголовному делу. При этом согласно ч. 1 ст. 74 УПК РФ, доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК РФ устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Именно необходимость обнаружения, фиксации, изъятия доказательств, предотвращения их уничтожения, получения системы доказательств, достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу, является ключевым фактором, заставляющим лиц, осуществляющих предварительное расследование, прокурора и суд тщательно подходить к избранию тактических приемов при расследовании каждого отдельного уголовного дела. Рассмотрение тактики расследования любой категории преступлений необходимо начать с определения понятия криминалистическая тактика. Так, криминалистическая тактика – это система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по организации, планированию предварительного и судебного следствия и по установлению причин и условий, способствующих совершению или сокрытию преступлений. Своя криминалистическая тактика разрабатывается для каждой категории преступлений, не являются в данном смысле исключением и должностные преступления коррупционной направленности. К числу таких преступлений относятся злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ). Среди указанных преступлений именно получение взятки является одной из наиболее опасных форм посягательства на принципы построения и функционирования органов государственной власти и интересов государства в целом.
По мнению И. М. Комарова [1, с. 46], сложность раскрытия и расследования дел о взяточничестве и коррупции обусловлена объективными причинами, вытекающими из самой природы их совершения.
Тактика следственных действий расследования должностных преступлений коррупционной направленности исходит из того, какие факты, события и обстоятельства необходимо установить по уголовному делу. Так, в соответствии со ст. 73 УПК РФ, доказыванию подлежат событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением; обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния и др. При этом при разработке тактики следственных действий в большей степени учитываются рекомендации при добывании доказательств, направленных на установление именно события преступления.
Производство по уголовному делу начинается с момента возбуждения уголовного дела, однако ни одно уголовное дело не может быть возбуждено без надлежащим образом собранного материала предварительной процессуальной проверки. Так, поводом к возбуждению уголовного дела о должностных преступления коррупционной направленности является заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, оформленное в форме рапорта об обнаружении признаков преступления, постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. По поступившему сообщению, о преступлении проводится доследственная проверка, которая проводится скрытно, в целях избежания компрометации должностных и других лиц, а также в целях предупреждения противодействия преступников, которые могут уничтожить следы совершенного преступления, воздействовать на свидетелей, договориться между собой о тактике поведения на следственных действиях и содержании показаний. В ходе проверки сообщения о преступлении опрашиваются заявитель и иные лица, которые могут располагать значимой информацией, запрашиваются сведения оперативных и криминалистических учетов, изучаются документы, причем с документами ознакомливаются таким способом, чтобы лицо, причастное к совершению преступления, не могло понять с какими именно документами и для какой цели знакомятся сотрудники правоохранительных органов. При поступлении заявления о готовящемся преступлении, исходя из количества времени, которым располагают сотрудники правоохранительных органов, подготавливается план оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, направленных на задержание лиц в момент совершения преступления, незамедлительное возбуждение уголовного дела, производство неотложных следственных действий.
С учетом конкретных обстоятельств совершения преступления возникает т. н. «следственная ситуация», под которой понимают совокупность условий, в которых на данный момент осуществляется расследование, т. е. обстановка, в которой протекает процесс доказывания. К числу типичных следственных ситуаций относят:
1. Имеется заявление конкретного лица о даче им взятки. Заявитель готов участвовать в изобличении взяткополучателя, которому о факте заявления не известно. Первоначальные следственные действия при данной следственной ситуации включают в себя:
- допрос заявителя;
- осмотр предмета взятки;
- при необходимости – контроль и запись телефонных переговоров;
- задержание и допрос взяткополучателя.
2. Имеется заявление или оперативная информация о конкретном факте состоявшейся передачи взятки должностному лицу. Ни взяткодателю, ни взяткополучателю об этом неизвестно. В данном случае необходимо произвести следующие первоначальные следственные действия:
- допрос заявителя;
- допросы в качестве свидетелей иных лиц, которые могут располагать информацией о даче взятки;
- выемки документов, которые могут содержать сведения о действиях (бездействии) должностного лица в интересах взяткодателя;
- при наличии оснований – обыск в жилище и (или) по месту работы взяткодатели и взяткополучателя;
- осмотр предмета взятки при его изъятии.
3. Имеется информация о факте взятки, которая поступила из официальных источников (например, из материалов налоговых или аудиторских проверок, ревизий и т. п.). В этом случае взяткодателю или взяткополучателю может быть известно, что его действия представляют интерес для правоохранительных органов.
Первоначальные следственные действия в данной следственной ситуации включают в себя:
- выемки документов, которые могут содержать сведения о действиях (бездействии) должностного лица в интересах взяткодателя;
- допросы в качестве свидетелей иных лиц, которые могут располагать информацией о даче взятки, а также лиц, выявивших в ходе проверок факты взяточничества;
- при наличии оснований – обыск в жилище и (или) по месту работы взяткодатели и взяткополучателя;
- осмотр предмета взятки при его изъятии.
Таким образом, расследование должностных преступлений коррупционной направленности представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов по получению сведений о действии или бездействии, имеющих признаки преступления коррупционной направленности, установлению события и состава преступления, изобличению виновных в его совершении лиц, принятию мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Ввиду особой общественной опасности должностных преступлений коррупционной направленности их расследование требует к себе последовательного системного подхода, а также выработку приемов и методов тактико-криминалистического обеспечения расследования преступлений данной категории.