Главная
АИ #45 (227)
Статьи журнала АИ #45 (227)
Проблемы расследования краж грузов, совершаемых на железнодорожном транспорте

Проблемы расследования краж грузов, совершаемых на железнодорожном транспорте

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

кража
железнодорожный транспорт
груз
проблемы расследования
пути решения

Аннотация статьи

Обеспечение сохранности перевозимых грузов по-прежнему остается одной из главных задач органов внутренних дел на транспорте. В статье рассмотрены проблемы, возникающие при расследовании краж грузов, совершаемых на железнодорожном транспорте, и пути их решения.

Текст статьи

Наиболее распространенными преступлениями, совершаемыми на железнодорожном транспорте, являются кражи. К их числу относятся кражи имущества пассажиров пригородных поездов и поездов дальнего следования, кражи грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта. Особое внимание полиции обращено на сегодняшний день именно на кражи грузов, поскольку их совершение сопряжено с причинением крупного ущерба хозяйствующим субъектам, а также значительного ущерба гражданам – собственникам перевозимого имущества.

Успех борьбы с этими преступлениями в значительной степени зависит от профессионализма сотрудников транспортной полиции, слаженности и согласованности работы следственных подразделений и служб, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. Оперативность и быстрота проведения мероприятий, направленных на собирание и закрепление доказательственной информации после получения первоначальных данных об этих преступлениях, также играет важную роль в эффективности работы органов внутренних дел в этом направлении [1, с. 5].

Среди причин, которые затрудняют раскрытие и расследование преступлений, связанных с кражами грузов, можно выделить:

  • высокая динамичность работы транспорта и значительная протяженность маршрутов железных дорог, затрудняющие своевременное обнаружение преступлений и мест их совершения, а также потерпевших и свидетелей (очевидцев);
  • круглосуточный режим работы железнодорожного транспорта, создающий повышенную уязвимость перевозимых грузов в вечернее и ночное время, способствующий совершению и сокрытию преступлений;
  • большое разнообразие и многочисленность технологических операций по обработке перевозимых грузов, в которых участвуют множество работников железнодорожного транспорта и других организаций, что затрудняет определение места совершения преступления и подозреваемых;
  • сосредоточенность на относительно малых площадях (объектах железнодорожного транспорта) большого количества товарно-материальных ценностей, свободный доступ к которым имеют многие работники, обслуживающие железнодорожный транспорт, а также посторонние граждане [4, с. 34-43].

 Среди факторов, которые благоприятно влияют на раскрытие и расследование преступлений, связанных с кражами грузов, можно отметить тот факт, что их перемещение отражается в документах, относящихся к процессу перемещения ценностей.

При расследовании преступлений, связанных с кражами грузов, необходимо учитывать сложившуюся ситуацию и время, прошедшее с момента совершения преступления или обнаружения его следов. Также важно учитывать предмет преступления, поведение подозреваемых и свидетелей, а также другие обстоятельства.       Прежде чем выдвинуть ту или иную версию, необходимо тщательно проанализировать имеющуюся информацию, которая была получена в результате первоначальных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. Предполагаемые версии проверяются путем проведения комплекса следственных и оперативно-разыскных мероприятий, которые планируются при отработке каждой из них [3].

Изучение существующей правоприменительной практики раскрытия и расследования преступлений показывает, что сотрудники оперативных подразделений сталкиваются с трудностями при выдвижении и проверке версий. Это происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки сотрудников, которые не имеют достаточных знаний и опыта в этой области. Также отсутствует должный контроль со стороны руководителей следственных и оперативных подразделений над работой подчиненных, а также не учитывается специфика работы железнодорожного транспорта и его отдельных систем. Недостаток современных научно-обоснованных методик раскрытия и расследования преступлений, связанных с кражей грузов, также является одной из проблем расследования [6, с. 107-109].

Недостатками работы подразделений органов внутренних дел на транспорте являются: выезд дежурных следственно-оперативных групп на места происшествий в ряде случаев осуществляется не в полном составе; осмотр места происшествия проводится без участия специалиста-криминалиста; до прибытия дежурной следственно-оперативной группы сотрудниками полиции, первыми прибывшими на место совершения преступления, не всегда обеспечивается его охрана, не принимаются меры к выявлению свидетелей, установлению обстоятельств преступления в целях принятия незамедлительных мер по информированию нарядов, направленных на поиск и задержание предполагаемых преступников; отсутствие действенного контроля со стороны руководителей за работой дежурных следственно-оперативных групп, за качеством подготовки материалов доследственной проверки; неполнота производства следственных действий по преступлениям, совершенным в условиях неочевидности.

 Выделим некоторые пути решения вышеуказанных проблем: исключение фактов формирования и направления дежурных следственно-оперативных групп на места происшествий не в полном составе, включая в обязательном порядке специалистов-криминалистов; своевременная системная отработка по криминалистическим, розыскным, экспертно-криминалистическим учетам лиц, подозреваемых в совершении преступлений, изымаемых предметов и оружия; повышение качества и полноты выполнения комплекса мероприятий по раскрытию краж грузов в течение дежурных суток, в том числе в рамках работы дежурной следственно-оперативной группы; принятие в течение дежурных суток исчерпывающих мер по исследованию и закреплению доказательств противоправных деяний конкретного лица при наличии в сообщении о преступлении сведений о причастности его к совершению преступления; обеспечение в ходе расследования полноты и качества информации, направляемой субъекту расследования и полученной в результате исполнения поручений о проведении оперативно-разыскных мероприятий; исключение фактов принятия решений об отказе в возбуждении уголовных дел по формальным основаниям при наличии неисследованных обстоятельств; повышение профессионального уровня сотрудников, входящих в состав дежурных следственно-оперативных групп, организация практических занятий с приглашением руководителей экспертно-криминалистических подразделений и представителей прокуратуры; закрепление солидарной ответственности оперативных и следственных подразделений за результаты работы по раскрытию и расследованию краж грузов, совершаемых на железнодорожном транспорте[5, с. 4-6].

Список литературы

  1. Апарин С.М., Носов А.В., Корнелюк В.С. и др. Специфика расследования преступлений, совершенных на железнодорожном транспорте: учеб. пособие. – Волгоград: ВА МВД России, 2023. – С. 5.
  2. Крашенинников С.В., Карпенко В.М. К вопросу об обстоятельствах, подлежащих установлению по делам о хищении грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта // Вестн. криминалистики. – 2020. – Вып. 1 (49). – С. 23-27.
  3. Кузнецов А.А., Курбатов М.И. Расследование краж из подвижного состава железнодорожного транспорта: моногр. – Омск: Омск. акад. МВД России, 2019. – 227 с.
  4. Мартынова С.И., Мартынов И.В. Актуальные проблемы расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте // Правоохр. органы: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 34-43.
  5. Нудельштейн А.М. Первоначальный этап расследования хищений имущества пассажиров на железнодорожном транспорте // Рос. следователь. – 2018. – № 1. – С. 4-6.
  6. Старцев В.Г. О профилактике краж на объектах железнодорожного транспорта // Наука и практика. – 2022. – С. 107-109.

Поделиться

244

Прасков А. С. Проблемы расследования краж грузов, совершаемых на железнодорожном транспорте // Актуальные исследования. 2024. №45 (227). Ч.II.С. 31-33. URL: https://apni.ru/article/10450-problemy-rassledovaniya-krazh-gruzov-sovershaemyh-na-zheleznodorozhnom-transporte

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января