Наиболее распространенными преступлениями, совершаемыми на железнодорожном транспорте, являются кражи. К их числу относятся кражи имущества пассажиров пригородных поездов и поездов дальнего следования, кражи грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта. Особое внимание полиции обращено на сегодняшний день именно на кражи грузов, поскольку их совершение сопряжено с причинением крупного ущерба хозяйствующим субъектам, а также значительного ущерба гражданам – собственникам перевозимого имущества.
Успех борьбы с этими преступлениями в значительной степени зависит от профессионализма сотрудников транспортной полиции, слаженности и согласованности работы следственных подразделений и служб, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. Оперативность и быстрота проведения мероприятий, направленных на собирание и закрепление доказательственной информации после получения первоначальных данных об этих преступлениях, также играет важную роль в эффективности работы органов внутренних дел в этом направлении [1, с. 5].
Среди причин, которые затрудняют раскрытие и расследование преступлений, связанных с кражами грузов, можно выделить:
- высокая динамичность работы транспорта и значительная протяженность маршрутов железных дорог, затрудняющие своевременное обнаружение преступлений и мест их совершения, а также потерпевших и свидетелей (очевидцев);
- круглосуточный режим работы железнодорожного транспорта, создающий повышенную уязвимость перевозимых грузов в вечернее и ночное время, способствующий совершению и сокрытию преступлений;
- большое разнообразие и многочисленность технологических операций по обработке перевозимых грузов, в которых участвуют множество работников железнодорожного транспорта и других организаций, что затрудняет определение места совершения преступления и подозреваемых;
- сосредоточенность на относительно малых площадях (объектах железнодорожного транспорта) большого количества товарно-материальных ценностей, свободный доступ к которым имеют многие работники, обслуживающие железнодорожный транспорт, а также посторонние граждане [4, с. 34-43].
Среди факторов, которые благоприятно влияют на раскрытие и расследование преступлений, связанных с кражами грузов, можно отметить тот факт, что их перемещение отражается в документах, относящихся к процессу перемещения ценностей.
При расследовании преступлений, связанных с кражами грузов, необходимо учитывать сложившуюся ситуацию и время, прошедшее с момента совершения преступления или обнаружения его следов. Также важно учитывать предмет преступления, поведение подозреваемых и свидетелей, а также другие обстоятельства. Прежде чем выдвинуть ту или иную версию, необходимо тщательно проанализировать имеющуюся информацию, которая была получена в результате первоначальных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. Предполагаемые версии проверяются путем проведения комплекса следственных и оперативно-разыскных мероприятий, которые планируются при отработке каждой из них [3].
Изучение существующей правоприменительной практики раскрытия и расследования преступлений показывает, что сотрудники оперативных подразделений сталкиваются с трудностями при выдвижении и проверке версий. Это происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки сотрудников, которые не имеют достаточных знаний и опыта в этой области. Также отсутствует должный контроль со стороны руководителей следственных и оперативных подразделений над работой подчиненных, а также не учитывается специфика работы железнодорожного транспорта и его отдельных систем. Недостаток современных научно-обоснованных методик раскрытия и расследования преступлений, связанных с кражей грузов, также является одной из проблем расследования [6, с. 107-109].
Недостатками работы подразделений органов внутренних дел на транспорте являются: выезд дежурных следственно-оперативных групп на места происшествий в ряде случаев осуществляется не в полном составе; осмотр места происшествия проводится без участия специалиста-криминалиста; до прибытия дежурной следственно-оперативной группы сотрудниками полиции, первыми прибывшими на место совершения преступления, не всегда обеспечивается его охрана, не принимаются меры к выявлению свидетелей, установлению обстоятельств преступления в целях принятия незамедлительных мер по информированию нарядов, направленных на поиск и задержание предполагаемых преступников; отсутствие действенного контроля со стороны руководителей за работой дежурных следственно-оперативных групп, за качеством подготовки материалов доследственной проверки; неполнота производства следственных действий по преступлениям, совершенным в условиях неочевидности.
Выделим некоторые пути решения вышеуказанных проблем: исключение фактов формирования и направления дежурных следственно-оперативных групп на места происшествий не в полном составе, включая в обязательном порядке специалистов-криминалистов; своевременная системная отработка по криминалистическим, розыскным, экспертно-криминалистическим учетам лиц, подозреваемых в совершении преступлений, изымаемых предметов и оружия; повышение качества и полноты выполнения комплекса мероприятий по раскрытию краж грузов в течение дежурных суток, в том числе в рамках работы дежурной следственно-оперативной группы; принятие в течение дежурных суток исчерпывающих мер по исследованию и закреплению доказательств противоправных деяний конкретного лица при наличии в сообщении о преступлении сведений о причастности его к совершению преступления; обеспечение в ходе расследования полноты и качества информации, направляемой субъекту расследования и полученной в результате исполнения поручений о проведении оперативно-разыскных мероприятий; исключение фактов принятия решений об отказе в возбуждении уголовных дел по формальным основаниям при наличии неисследованных обстоятельств; повышение профессионального уровня сотрудников, входящих в состав дежурных следственно-оперативных групп, организация практических занятий с приглашением руководителей экспертно-криминалистических подразделений и представителей прокуратуры; закрепление солидарной ответственности оперативных и следственных подразделений за результаты работы по раскрытию и расследованию краж грузов, совершаемых на железнодорожном транспорте[5, с. 4-6].