В особом внимании у государства стоят вопросы обеспечения безопасности граждан и общества в целом, а подростковая преступность как никогда вызывает особую озабоченность. В связи с этим работа правоохранительных органов должна быть направлена не только на успешную деятельность по раскрываемости преступлений с участием несовершеннолетних, но и на предупреждение преступности среди несовершеннолетних. Производство предварительного расследования и судебного разбирательства по делам о преступлениях несовершеннолетних имеет существенные особенности как законодательной регламентации, так и организации.
Так, предварительное расследование относительно уголовных дел, участниками которых выступают несовершеннолетние, регулируются главой 50 УПК РФ. Несмотря на достаточную урегулировалось производства по делам несовершеннолетних положениями УПК РФ в теории и правоприменительной практике возникает еще достаточно много вопросов, которые связаны, например, с особенностями производства допроса в отношении несовершеннолетнего подозреваемого.
Процедура вызова несовершеннолетнего субъекта на допрос обладает своей спецификой. Так, если несовершеннолетний не находится под стражей, следователь обязан уведомить о допросе его законных представителей. Если же повестку получает законный представитель несовершеннолетнего в повестке стоит имя самого несовершеннолетнего лица. В случае же, если повестка направляется в специализированное учебное заведение, в котором проживает несовершеннолетний, то вызов на допрос направляется в общем порядке.
Особенности допроса несовершеннолетнего регулируются статьей 191 и статьей 125 УПК РФ [3, с. 36]. Так, при проведении допроса с участием несовершеннолетнего не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве допроса с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. В свою очередь присутствие педагогического работника на допросе позволяет найти подход к несовершеннолетнему. При этом некоторые ученые считают, что присутствие родителей является необязательным, потому что это может в определенной мере усилить напряжение, а значит несовершеннолетние не могут объективно отвечать на вопросы следователя. Участие в допросе педагога или психолога является хорошим способом установить контакт с несовершеннолетним, а также зафиксировать наличие определенных особенностей психики.
При этом допрос несовершеннолетнего должен соответствующим образом быть организован. Следователю необходимо уделить особое внимание личности несовершеннолетнего, выделить конкретные особенности его психологического поведения. Для того, чтобы получить максимальное количество информации следователь может допросить родителей и учителей несовершеннолетнего лица, а также иных субъектов, которые имели близкие отношения с подозреваемым.
В соответствии с частью 3 статьи 187 УПК РФ необходимо обозначить особую необходимость в обеспечении условий для отдыха несовершеннолетнего от допроса. Так, продолжительность перерыва связана с повышенной утомляемостью несовершеннолетнего и с возможными проблемами, обусловленными плохой концентрацией внимания. Дополнительно часть 4 статьи 187 УПК РФ фиксирует то, что продолжительность допроса несовершеннолетних может регламентироваться посредством заключения врача [2, с. 246].
В процессе проведения допроса лучше всего использовать научно-технические средства, которые позволят досконально зафиксировать как ход допроса, так и его результаты. Следователю необходимо учитывать, что несовершеннолетние часто меняют свои показания. Поэтому звукозапись может служить подтверждением того, что несовершеннолетний обманывает на допросе.
Также отметим, что обычно следователь уделяет особое внимание при беседе с несовершеннолетним выяснением всей совокупности данных о нем посредством заполнения анкеты. Он учитывает то, что несовершеннолетний может пожалеть о содеянном, находясь в состоянии тревоги и отчаяния, соответственно может быть замкнут в себе и не идти сразу на контакт. В таком случае следователь раскрывает все перспективы результатов расследования перед допрашиваемым. Следователь зачастую должен показать личную заинтересованность в положительном итоге разрешения дела. Если несовершеннолетний не идёт на контакт со следователем, то нужно привлечь к допросу хорошо знающих несовершеннолетнего лиц, которые обладают определённой степенью авторитетности для подозреваемого. Вызывая такое лицо на допрос, следователь должен предварительно убедиться в том, что это отрицательно не повлияет на психологическое состояние несовершеннолетнего [1, с. 234-236].
В ряде случаев, когда несовершеннолетний пытается давать следователю ложные показания, ему необходимо руководствоваться рядом правил: показать свою осведомлённость обвиняемому; досконально изучить данные, которые получены при первичном расследовании преступления в совокупности с вновь полученными данными; необходимо досконально изучить все обстоятельства совершения преступления у несовершеннолетнего для того, чтобы понять, насколько адекватно он воспринимает сложившуюся ситуацию.
Для того чтобы допрос несовершеннолетних прошел максимально эффективно можно использовать следующие механизмы психологического воздействия на допрашиваемого: убедить подозреваемого в том, что он находится в безопасности и участники преступной группы не смогут физически или эмоционально воздействовать на него; разъяснить обвиняемому, что уголовное наказание для несовершеннолетних может подлежать смягчению; выявить факторы, способствующие даче ложных показаний обвиняемым; предложить обвиняемого самому начертить схему места совершения преступления и другое.
Ход и результаты допроса отражаются в протоколе, составляемом в соответствии со статьями 166 и 167 УПК РФ. Показания допрашиваемого лица записываются от первого лица и по возможности дословно. Вопросы и ответы на них записываются в той последовательности, которая имела место в ходе допроса. В протокол записываются все вопросы, в том числе и те, которые были отведены следователем или на которые отказалось отвечать допрашиваемое лицо, с указанием мотивов отвода или отказа [4, с. 309].
Если в ходе допроса допрашиваемому лицу предъявлялись вещественные доказательства и документы, оглашались протоколы других следственных действий и воспроизводились материалы аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки следственных действий, то об этом делается соответствующая запись в протоколе допроса. В протоколе также должны быть отражены показания допрашиваемого лица, данные при этом.
Подводя итог, можно отметить особенности производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого в соответствии со статьей 45 УПК РФ. Так, время вызова на допрос не должно быть ночным. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого проводится с учетом его возрастных особенностей, например, быстрая утомляемость или не возможность длительное время сосредотачивать свое внимание на одном предмете. Допрос не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности более четырех часов в день. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого не достигшего возраста 16 лет либо достигшего, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно участие педагога или психолога.
Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого привлекаются к участию в деле в порядке, установленном ст. 426 УПК РФ, - на основании постановления следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. Гарантией обеспечения права несовершеннолетнего подозреваемого на защиту является требование УПК РФ об обязательном участии защитника на всех этапах производства по уголовному делу.