Главная
АИ #45 (227)
Статьи журнала АИ #45 (227)
Особенности и педагогические проблемы поколения Z

Особенности и педагогические проблемы поколения Z

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

поколение Z
теория поколений
Уильям Штраус
Нил Хоув
цифровые аборигены
современные технологии
педагогика

Аннотация статьи

Статья посвящена исследованию поколения Z, которое становится актуальным объектом изучения в различных сферах, включая психологию, экономику, социологию и педагогику.

Текст статьи

В последнее время все больше информации появляется про исследования так называемого поколение Z, в связи с чем можно отметить, что эта тема является актуальной в различных сферах: психологии, экономике, социологии и, безусловно, педагогике. Изучение данного вопроса началось не так давно, поэтому пока еще нет подробной теоретико-методологической базы для его исследования.

Для начала нужно определиться, что же обозначает термин «Поколение Z». Еще в начале XVIII в. философы Д. Вико, Д. Дидро, Ж. Кондорсе стали основоположниками теории поколений, выдвинув основные принципы преемственности поколений. Так, ученые определяли «поколение» как общность людей, имеющих сходные знания, уровень нравственности и склад ума, а не только группу ровесников.

Основателями теории поколения стали Уильям Штраус и Нил Хоув. В 1991 году они обнаружили, что важные исторические события изменяют коллективный опыт людей, оказывая влияние на формирование ценностей и привычек. Впоследствии они выявили несколько поколений и отметили особенности каждого из них.

Вот некоторые из этих поколений:

  • Поколение X, представители которого родились с 1963 по 1983 годы.
  • Поколение Y, или миллениалы, родившиеся в период с 1983 года и до начала 2000-х годов.
  • Поколение Z, или зумеры – термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся, по разным классификациям, примерно с начала 2000-х до начала 2010-х годов.

В связи с тем, что большая часть школьников и студентов сейчас относятся именно к поколению Z, изучение психологических особенностей и разработка подходящего научно-методического обеспечения для их обучения является важной задачей современной педагогики. Необходимо выявить основные проблемы, возникающие в процессе воспитания и обучения представителей поколения Z.

К данному поколению относятся дети и подростки, которые практически с самого рождения знакомы с современными гаджетами, цифровыми технологиями и интернетом. Нередко их также называют цифровыми аборигенами. Они хорошо знакомы с современными VR-технологиями, 3-D реальностью, активно используют смартфоны, планшеты и другие гаджеты как в учебе, так и в повседневной жизни. Ценности этого поколения до сих пор не сформированы полностью, поэтому пока еще сложно точно сказать, какими именно характеристиками они будут обладать во взрослой жизни, однако некоторые отличительные черты можно назвать уже сейчас.

Представители поколения Z очень активны, но при этом им сложно сосредоточится на чем-то одном. По этой причине они могут иметь сложности в учебе, но обладать отличными способностями в других видах деятельности. Такие подростки часто бывают целеустремленными, но у них часто встречаются проблемы с работоспособностью и терпением. В последнее десятилетие у детей отмечается значительное снижение длительности концентрации внимания. Именно поэтому современным преподавателям очень важно выстроить урок таким образом, чтобы не допустить переутомления обучающихся и сохранить у них возможность воспринимать и усваивать информацию. В настоящее время средняя продолжительность периода концентрации внимания ребенка составляет около 10–15 мин.

Для современных подростков важно находить своим знаниям и умениям практическое применение, они хотят понимать, для чего именно им нужна та или иная информация. Поэтому особое внимание они уделяют тому, что им интересно, при этом могут почти полностью игнорировать предметы, не вызывающие у них особого интереса. У детей Z отмечают специфичную особенность памяти: найдя какие-либо данные на просторах интернета, они запоминают не саму информацию, а ее расположение, т. е. алгоритм, по которому ее можно найти. В результате у таких детей преобладает кратковременная память.

Во время обучения представителей поколения Z очень важно помнить о ряде особенностей:

  • Важно подчеркивать значимость и особенность каждого ученика, не сравнивая при этом с другими и никого, не ставя в пример. Индивидуальный подход – лучшая стратегия.
  • Инструкции и правила лучше дублировать в виде краткой памятки, так как детям бывает сложно запоминать информацию на слух.
  • Зумеры предпочитают работать самостоятельно, поэтому для коллективной работы очень важно найти такую задачу, чтобы она заинтересовала каждого участника группы. При этом желательно разделить зоны ответственности в самом начале работы.
  • Не стоит пытаться заслужить уважение строгостью и диктаторством. Подростки признают авторитет, только если поймут, что преподаватель является профессионалом, который при этом может и хочет их слушать, а так же считаться с их мнением или даже ценить его.
  • Не следует критиковать подростков поколения Z. Лучше обоснованно оценивать все успехи и неудачи. Зумеры адекватно относятся к справедливым замечаниям, но есть большая вероятность, что критику, не подкрепленную доказательствами, они воспримут негативно.
  • Нестандартные задачи и креативные проекты заинтересуют обучающихся намного больше, чем банальные и однотипные упражнения. Задания можно преподносить в виде предложений, которые можно обсуждать.

В заключении можно добавить, что у представителей поколения зумеров присутствуют проблемы обучения, а именно неспособность фокусировать внимание, нацеленность на решение проблем своими силами и потребность в собственном пространстве и замкнутость, стремление к молниеносному принятию решений, т. е. сверхскоростное мышление без раздумий. Преподавателям рекомендуется использовать сильные стороны психологического профиля подростков – любопытство и открытость обучению, навыки быстрого сетевого поиска информации.

Список литературы

  1. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 96-105.
  2. Дутко Ю.А. Поколение Z: основные понятия, характеристики и современные исследования // Проблемы современного образования. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-z-osnovnye-ponyatiya-harakteristiki-i-sovremennye-issledovaniya.
  3. Ермолова Т.В., Литвинов А.В., Савицкая Н.В., Логвинова О.К. Приоритеты психолого-педагогической работы с поколением Z (зарубежный опыт) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 4. С. 89-102. DOI: 10.17759/jmfp.2020090408.
  4. Мазлиш Э., Фабер А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. М., 2010.
  5. Окольншиникова И.Ю. Влияние уровня эмоций и знаний клиентов на вовлеченность в потребление на предприятиях сферы услуг: опыт исследования // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Экономика и менеджмент». 2012. Вып. 23, № 3 (30). С. 147-152.
  6. Пупонин С. Будущее вашего бизнеса зависит от поколения Z: как выжать из них максимум [Электронный ресурс] // Rusbase. Здесь зарабатывают на технологиях. URL: https://rb.ru/opinion/z-zavisimost.
  7. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений: Необыкновенный Икс. М., 2016.
  8. Современные выпускники вузов: кто они и как с ними работать (решения по работе с Миллениумами (Y)) [Электронный ресурс] // Теория поколений в России. URL: https://rugenerations.su/2018/02/02/современные-выпускники-вузов-кто-они.

Поделиться

237

Лопаткина И. А., Гриднева Е. А. Особенности и педагогические проблемы поколения Z // Актуальные исследования. 2024. №45 (227). Ч.II.С. 76-78. URL: https://apni.ru/article/10462-osobennosti-i-pedagogicheskie-problemy-pokoleniya-z

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января