По утверждению И. Емельяновой, у одаренных детей «развита элементарная исследовательская потребность и стремление к самостоятельному экспериментированию». Соответственно, от педагога зависит, насколько широкие возможности будут предоставлены для развития и выражения детской одаренности в рамках организованной исследовательской деятельности.
Интеллектуальный и творческий потенциал ребенка может получать развитие благодаря множеству методов и способов, но наиболее эффективна исследовательская деятельность. Знания, умения и навыки, получаемые во время игр и проводимых занятий, без труда переносятся и на другие виды деятельности. По мнению А. И. Савенкова, «для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
В целом, у каждого из детей в той или иной степени проявляется стремление к исследованию, но наиболее ярко он выражена именно у одаренных детей. Склонность к экспериментированию, любознательность – одни из основополагающих признаков детской одаренности.
Самое главное в развитии поисковой деятельности составляет тяготение ребенка в познании мира через новые впечатления. И чем больше раннее неизведанного узнает ребенок, тем разнопланово осуществляется такая деятельность, развитие ребенка происходит быстрее.
Воспитателю для повышения эффективности обучения, с целью удовлетворения любознательности ребенка, необходимо специальным образом организовывать исследовательскую деятельность в детском саду, которая давала бы возможность одаренным детям самостоятельно добывать знания о предмете, который он изучает.
Нередко дети с признаками одаренности несколько замкнуты и сдержанны, по сравнению со сверстниками. Экспериментальная деятельность позволяет таким детям тесно общаться с одногруппниками и педагогами, что крайне важно. Также она способствует развитию самоорганизации и самостоятельности в целом, свободы действий и ответственность за их совершение.
Исследовательская деятельность оптимизирует процесс обучения так, чтобы ребенок, задавая вопрос, мог сам найти на него ответ. Как отмечают психологи, в особенности, старшие дошкольники нуждаются в подобной работе. Более широкий кругозор и достаточный объем знаний позволяет максимизировать направления исследовательской деятельности на занятиях и в свободной деятельности ребенка.
Опыты и эксперименты задействуют все органы чувств: дети в процессе всматриваются, осязают, улавливают запахи и даже пробуют что-либо. Такая деятельность расширяет знания детей об окружающем мире.
Использование различных действий в ходе эксперимент развивает моторику, тем самым активизирует речь. А описание своих действий в процессе экспериментирования обогащает словарный запас, совершенствует планирующую речевую функцию.
Мероприятия по развитию исследовательских навыков развиваются познавательный характер взаимодействия с окружающим миром и закрепляют его.
Педагогу важно соблюдать условия, необходимые для формирования достаточно устойчивого интереса ребенка. К ним можно отнести разнообразную предметно-пространственную среду, организацию познавательного поиска детей индивидуально или в малых группах, вовлечение их в выполнение творческих заданий, создание проблемных ситуаций для самостоятельного анализа и решения, интеграцию нескольких видов деятельности.
Таким образом, если воспитатель поддержит одаренного ребенка как исследователя, он вырастет самостоятельной личностью, способной многогранно мыслить и анализировать окружающие явления и события, проявить свои творческие способности.