Главная
АИ #45 (227)
Статьи журнала АИ #45 (227)
Организация исследовательской деятельности в детском саду с одаренными детьми

Организация исследовательской деятельности в детском саду с одаренными детьми

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

исследовательская деятельность
одаренные дети

Аннотация статьи

В статье говорится о важности включения одаренных детей в исследовательскую деятельность, с целью раскрытия их способностей.

Текст статьи

По утверждению И. Емельяновой, у одаренных детей «развита элементарная исследовательская потребность и стремление к самостоятельному экспериментированию». Соответственно, от педагога зависит, насколько широкие возможности будут предоставлены для развития и выражения детской одаренности в рамках организованной исследовательской деятельности.

Интеллектуальный и творческий потенциал ребенка может получать развитие благодаря множеству методов и способов, но наиболее эффективна исследовательская деятельность. Знания, умения и навыки, получаемые во время игр и проводимых занятий, без труда переносятся и на другие виды деятельности. По мнению А. И. Савенкова, «для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

В целом, у каждого из детей в той или иной степени проявляется стремление к исследованию, но наиболее ярко он выражена именно у одаренных детей. Склонность к экспериментированию, любознательность – одни из основополагающих признаков детской одаренности.

Самое главное в развитии поисковой деятельности составляет тяготение ребенка в познании мира через новые впечатления. И чем больше раннее неизведанного узнает ребенок, тем разнопланово осуществляется такая деятельность, развитие ребенка происходит быстрее.

Воспитателю для повышения эффективности обучения, с целью удовлетворения любознательности ребенка, необходимо специальным образом организовывать исследовательскую деятельность в детском саду, которая давала бы возможность одаренным детям самостоятельно добывать знания о предмете, который он изучает.

Нередко дети с признаками одаренности несколько замкнуты и сдержанны, по сравнению со сверстниками. Экспериментальная деятельность позволяет таким детям тесно общаться с одногруппниками и педагогами, что крайне важно. Также она способствует развитию самоорганизации и самостоятельности в целом, свободы действий и ответственность за их совершение.

Исследовательская деятельность оптимизирует процесс обучения так, чтобы ребенок, задавая вопрос, мог сам найти на него ответ. Как отмечают психологи, в особенности, старшие дошкольники нуждаются в подобной работе. Более широкий кругозор и достаточный объем знаний позволяет максимизировать направления исследовательской деятельности на занятиях и в свободной деятельности ребенка.

Опыты и эксперименты задействуют все органы чувств: дети в процессе всматриваются, осязают, улавливают запахи и даже пробуют что-либо. Такая деятельность расширяет знания детей об окружающем мире.

Использование различных действий в ходе эксперимент развивает моторику, тем самым активизирует речь. А описание своих действий в процессе экспериментирования обогащает словарный запас, совершенствует планирующую речевую функцию.

Мероприятия по развитию исследовательских навыков развиваются познавательный характер взаимодействия с окружающим миром и закрепляют его.

Педагогу важно соблюдать условия, необходимые для формирования достаточно устойчивого интереса ребенка. К ним можно отнести разнообразную предметно-пространственную среду, организацию познавательного поиска детей индивидуально или в малых группах, вовлечение их в выполнение творческих заданий, создание проблемных ситуаций для самостоятельного анализа и решения, интеграцию нескольких видов деятельности.

Таким образом, если воспитатель поддержит одаренного ребенка как исследователя, он вырастет самостоятельной личностью, способной многогранно мыслить и анализировать окружающие явления и события, проявить свои творческие способности.

Список литературы

  1. Емельянова И. Роль исследовательской деятельности в развитии одаренных детей [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 7.
  2. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. – СПб., Питер, 2004.

Поделиться

86

Ильченко Е. А. Организация исследовательской деятельности в детском саду с одаренными детьми // Актуальные исследования. 2024. №45 (227). Ч.II.С. 74-75. URL: https://apni.ru/article/10463-organizaciya-issledovatelskoj-deyatelnosti-v-detskom-sadu-s-odarennymi-detmi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря