Спорт всегда занимал и играл важнейшую роль в укреплении физического здоровья личности, в воспитании ее морально-волевых качеств. Спортивная деятельность активно применяется в сфере дополнительного образования, о чем свидетельствует значительное количество работающих спортивных клубов и школ, различной направленности. Важность в деятельности детско-юношеских спортивных школ подчеркивается в обновленной Государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» [7].
Цели, задачи, принципы качества образования в спортивной школе определяется «Положениями о внутренней системе оценки качества образования». Под понятием «качество образования» понимается «результативность процесса образования в обществе, его соответствие ожиданиям и потребностям общества» [1, с. 117-122]. Учитывая, что спортивные школы относятся к учреждениям дополнительного образования, и предоставляют возможности для развития учащихся, качество предоставляемых услуг должно быть обеспечено на высоком уровне, а, следовательно, необходим контроль за качеством предоставляемых услуг.
Под контролем качества понимается «процедура получения информации о деятельности, ее результатах, т. е. процедура получения обратной связи» [6, с. 11].
Проблеме изучения и выделения наиболее эффективных методов оценки качества образовательной деятельности в спортивных школах посвящены труды таких известных ученых, как А. А. Куделин, Л. П. Матвеев, В. Г. Никитушкин и др. Авторы обращают внимание в основном на то, что оценка качества обучающихся в основном подразумевает оценку их уровня подготовки, степень соответствия ФГОС, уровень достижения планируемых результатов реализуемой программы.
На сегодняшний день подходы к контролю качества образовательной деятельности в спортивных школах отличаются различными деталями реализации, объединенные во внутренние системы оценки качества образования (ВСОКО) [2].
Учитывая современные реалии, требования, действующие во внутренних положениях об оценке качества образования в спортивных школах, постоянно требуют корректировки, ввиду усиливающейся вариативности содержания образования, или ввиду наличия оценки качества образования по отдельным составляющим. Что, стоит отметить, нецелесообразно, так как акцент при таком подходе смещается либо только на физическую подготовленность, либо на теоретическую или техническую. В первую очередь в детско-спортивных школах при оценке качества образования и предоставляемых услуг учитываются результаты мониторинговых исследований, проведенных на различных уровнях, аттестация педагогов, достижения обучающихся. При этом не всегда учитывается специфика деятельности учреждения, имеющиеся конкретные условия работы.
Для оценки качества и контроля образовательной деятельности применяются соответствующие методы, под которыми понимаются способы, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения. Полученные данные позволяют оценить успешность и эффективность образовательной деятельности [4, с. 271-281; 5, с. 115-119].
При выборе методов оценки качества образовательной деятельности в спортивных школах необходимо учитывать, что спортивная деятельность не статична, поэтому и программы спортивной направленности должны носить динамичный характер. Выявляя сильные и слабые стороны, педагоги реализовывают необходимые целевые вмешательства в программы с целью удовлетворения потребностей обучающихся.
При выборе методов контроля оценки качества образовательной деятельности в спортивных школах необходим многогранный подход, т. к. оценка эффективности программы спортивной деятельности связана с такими приоритетными результатами обучения, как развитие двигательных навыков у обучающихся, их тактической осведомленности в определенных видах спорта.
В спортивных школах в качестве методов оценки качества образовательной деятельности выступают такие методы, как наблюдение, анкетирование, опросы, входящие непосредственно в мониторинг оценки качества, осуществляемый в соответствии с Положением о внутренней оценке качества образования в учреждении [3, с. 9-11].
На рисунке наглядно представлена схема такой оценки, включающей все основные компоненты, позволяющие осуществить качество образовательной деятельности в спортивных школах по ключевым критериям.
Рис. Комплексная система оценка качества образовательной деятельности в спортивных школах
Предлагаемая система способствует пониманию значения реализуемой программы в спортивной школе, ее влияния на результаты обучения учащихся. Для оценки качества образования на практике часто используется экспертиза, измерение, изучение документации, установленной нормативно-правовыми актами, локальными документами образовательного учреждения.
Таким образом, можно резюмировать, что качество обучения и эффективность деятельности в образовательной сфере осуществляется на основе разработанной схемы ВСОКО, позволяющей не только осуществлять необходимый контроль за качеством, но и способствующей повышению качества образования, методической культуры педагогов в сфере применения технологий оценки качества.
В настоящее время автор данной статьи разрабатывает методику оценки качества образовательной деятельности с учетом специфики профессиональной деятельности в конкретной спортивной школе. В содержании методики описаны этапы оценки качества образовательной деятельности с учетом задач профессиональной деятельности работников учреждения. Целью методики является улучшение системы оценки качества образовательной деятельности для увеличения удовлетворенности населения, что, в свою очередь повлечет за собой увеличение количества обучающихся в спортивных школах, и позволит выполнить цели государственной программы Российской Федерации.