Главная
Конференции
Наука и образование в XXI веке: интеграция и инновации
Анализ подходов к оценке качества образовательной деятельности в спортивных школ...

Анализ подходов к оценке качества образовательной деятельности в спортивных школах

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

качество образования
контроль качества
критерии оценки
методы оценки качества
методы оценки контроля

Аннотация статьи

В статье представлен анализ подходов к оценке качества образовательной деятельности в спортивных школах. На основе анализа автор предлагает выделять и соблюдать этапы оценки качества образовательной деятельности с учетом задач профессиональной деятельности сотрудников. В статье кратко представлена предлагаемая автором методика оценки качества образовательной деятельности с учетом специфики профессиональной деятельности.

Текст статьи

Спорт всегда занимал и играл важнейшую роль в укреплении физического здоровья личности, в воспитании ее морально-волевых качеств. Спортивная деятельность активно применяется в сфере дополнительного образования, о чем свидетельствует значительное количество работающих спортивных клубов и школ, различной направленности. Важность в деятельности детско-юношеских спортивных школ подчеркивается в обновленной Государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» [7].

Цели, задачи, принципы качества образования в спортивной школе определяется «Положениями о внутренней системе оценки качества образования». Под понятием «качество образования» понимается «результативность процесса образования в обществе, его соответствие ожиданиям и потребностям общества» [1, с. 117-122]. Учитывая, что спортивные школы относятся к учреждениям дополнительного образования, и предоставляют возможности для развития учащихся, качество предоставляемых услуг должно быть обеспечено на высоком уровне, а, следовательно, необходим контроль за качеством предоставляемых услуг.

Под контролем качества понимается «процедура получения информации о деятельности, ее результатах, т. е. процедура получения обратной связи» [6, с. 11].

Проблеме изучения и выделения наиболее эффективных методов оценки качества образовательной деятельности в спортивных школах посвящены труды таких известных ученых, как А. А. Куделин, Л. П. Матвеев, В. Г. Никитушкин и др. Авторы обращают внимание в основном на то, что оценка качества обучающихся в основном подразумевает оценку их уровня подготовки, степень соответствия ФГОС, уровень достижения планируемых результатов реализуемой программы.

На сегодняшний день подходы к контролю качества образовательной деятельности в спортивных школах отличаются различными деталями реализации, объединенные во внутренние системы оценки качества образования (ВСОКО) [2].

Учитывая современные реалии, требования, действующие во внутренних положениях об оценке качества образования в спортивных школах, постоянно требуют корректировки, ввиду усиливающейся вариативности содержания образования, или ввиду наличия оценки качества образования по отдельным составляющим. Что, стоит отметить, нецелесообразно, так как акцент при таком подходе смещается либо только на физическую подготовленность, либо на теоретическую или техническую. В первую очередь в детско-спортивных школах при оценке качества образования и предоставляемых услуг учитываются результаты мониторинговых исследований, проведенных на различных уровнях, аттестация педагогов, достижения обучающихся. При этом не всегда учитывается специфика деятельности учреждения, имеющиеся конкретные условия работы.

Для оценки качества и контроля образовательной деятельности применяются соответствующие методы, под которыми понимаются способы, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения. Полученные данные позволяют оценить успешность и эффективность образовательной деятельности [4, с. 271-281; 5, с. 115-119].

При выборе методов оценки качества образовательной деятельности в спортивных школах необходимо учитывать, что спортивная деятельность не статична, поэтому и программы спортивной направленности должны носить динамичный характер. Выявляя сильные и слабые стороны, педагоги реализовывают необходимые целевые вмешательства в программы с целью удовлетворения потребностей обучающихся.

При выборе методов контроля оценки качества образовательной деятельности в спортивных школах необходим многогранный подход, т. к. оценка эффективности программы спортивной деятельности связана с такими приоритетными результатами обучения, как развитие двигательных навыков у обучающихся, их тактической осведомленности в определенных видах спорта.

В спортивных школах в качестве методов оценки качества образовательной деятельности выступают такие методы, как наблюдение, анкетирование, опросы, входящие непосредственно в мониторинг оценки качества, осуществляемый в соответствии с Положением о внутренней оценке качества образования в учреждении [3, с. 9-11].

На рисунке наглядно представлена схема такой оценки, включающей все основные компоненты, позволяющие осуществить качество образовательной деятельности в спортивных школах по ключевым критериям.

image.png

Рис. Комплексная система оценка качества образовательной деятельности в спортивных школах

Предлагаемая система способствует пониманию значения реализуемой программы в спортивной школе, ее влияния на результаты обучения учащихся. Для оценки качества образования на практике часто используется экспертиза, измерение, изучение документации, установленной нормативно-правовыми актами, локальными документами образовательного учреждения.

Таким образом, можно резюмировать, что качество обучения и эффективность деятельности в образовательной сфере осуществляется на основе разработанной схемы ВСОКО, позволяющей не только осуществлять необходимый контроль за качеством, но и способствующей повышению качества образования, методической культуры педагогов в сфере применения технологий оценки качества.

В настоящее время автор данной статьи разрабатывает методику оценки качества образовательной деятельности с учетом специфики профессиональной деятельности в конкретной спортивной школе. В содержании методики описаны этапы оценки качества образовательной деятельности с учетом задач профессиональной деятельности работников учреждения. Целью методики является улучшение системы оценки качества образовательной деятельности для увеличения удовлетворенности населения, что, в свою очередь повлечет за собой увеличение количества обучающихся в спортивных школах, и позволит выполнить цели государственной программы Российской Федерации.

Список литературы

  1. Агеева Г.Ф., Сафиуллина А.А. Эффективность программы улучшения качества дополнительных физкультурно-спортивных услуг в образовательном учреждении [Текст]. – Казань: Педагогические науки, 2018. – С. 117-122.
  2. Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) в 2022-2023 учебном году [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://sportkn.ru, свободный (дата обращения: 12.11.2024). – Загл. с экрана.
  3. Германов Г.Н. Стандартизация и оценка качества в системе спортивного образования [Текст] / Г.Н. Германов, В.В. Куделин, Л.В. Лукин // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 1 (965). – С. 9-11.
  4. Ермолаев Ю.В. Некоторые методы и модели оценки качества образования [Текст] / Ю.В. Ермолаев // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 45. – С. 271-281.
  5. Курамшин Ю.Ф., Филиппов С.С., Бирюкова К.А. Анализ значимости источников нормативно-правовых документов для специалистов спортивных школ [Текст] / Ю.Ф. Курамшин, С.С. Филиппов, К.А. Бирюков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 2 (144). – С. 115-119.
  6. Лопаткина Е.В. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст] / Е.В. Лопаткина. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2022. – 110 с.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. № 1661 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://base.garant.ru, свободный (дата обращения: 10.09.2024). – Загл. с экрана.

Поделиться

199

Дзампаев А. З. Анализ подходов к оценке качества образовательной деятельности в спортивных школах // Наука и образование в XXI веке: интеграция и инновации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 ноября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 77-80. URL: https://apni.ru/article/10467-analiz-podhodov-k-ocenke-kachestva-obrazovatelnoj-deyatelnosti-v-sportivnyh-shkolah

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января