Главная
АИ #47 (229)
Статьи журнала АИ #47 (229)
Применение адаптированной технологии «Мозаичные соты» на занятиях с детьми старш...

Применение адаптированной технологии «Мозаичные соты» на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР для формирования основ читательской грамотности

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

грамота
дошкольный возраст
общие недоразвития речи
фонематический слух
звуковой анализ
звуковой синтез
мозаичные соты
наглядность
символичность

Аннотация статьи

В статье рассматривается адаптированная технология «Мозаичные соты» для обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте, направленная на развитие звукового анализа и синтеза. Особое внимание уделяется работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР), у которых наблюдаются сложности с фонематическим восприятием, анализом звукового состава слова, а также с развитием внимания, памяти и познавательной активности.

Текст статьи

Целью работы по обучению детей старшего дошкольного возраста грамоте является: формирование умения анализировать слово, дифференцировать звуки независимо от степени развития фонематического слуха.

Овладение звуковым анализом и синтезом сопряжено с целым рядом трудностей, как у детей с нормально развитой речью, так и у детей с речевым недоразвитием. Так как у них, эти затруднения усугубляются недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями обобщения, вторичным недоразвитием познавательной деятельности, повышенной утомляемостью и истощаемостью.  Все эти личностные особенности в той или иной степени диагностируются у детей с общим недоразвитием речи.

И если корректировать речь ребенка, опираясь только на слуховое восприятие, материал практически не усваивается детьми. Поэтому дополнительно к слуховой опоре необходимо добавить и зрительную опору. Речевые звуки – это особая категория, их нельзя увидеть, нельзя потрогать.

Поэтому при обучении детей с ТНР к принципу наглядности добавляется принцип символичности, переход от наглядных средств обучения через замещение, кодирование, схематизацию к моделированию символикой.

Ребенок, не различив на слух какой-нибудь звук, может воспользоваться зрительной подсказкой в виде модели-соты.

Соты дают возможность правильного восприятия речевых звуков, что является важнейшим элементом работы при коррекции звукопроизношения отдельных звуков, при введении новых звуков в речь. Карточки-соты легко запоминаются дошкольниками и безошибочно соотносятся со звуком. Они улучшают представление детей о звуковом составе языка, способствуют устойчивой дифференциации звуков и создают базу успешного обучения грамоте.

Предлагаем ознакомиться с технологией Ларисы Юрьевны Кругловой «Мозаичные соты», которая помогает развивать речь, креативное мышление и коммуникацию дошкольников. А познакомиться с принципом создания моделей артикуляции звуков, разработанных Валентиной Михайловной Акименко их отличительными особенностями от других символических обозначений слов звуков, предложений, которые широко используются в настоящее время в дошкольной педагогике. К примеру, в разработках Д. Б. Эльконина и Журовой. Об этих особенностях В. М. Акименко писала: «Мы считаем возможным указать на необходимость продолжения методических поисков в этом направлении по нескольким причинам:

  1. Сложившиеся методики коррекции звукопроизношения не формируют у детей правильный образ положения органов артикуляционного аппарата. По нашему мнению, одна из причин этого заключается в упрощении обучения, которое вносит демонстративная наглядность (артикуляционный профиль, фотографии уклада, муляжи и т. д.), которая в силу своей эмпиричности (визуальные различия в положениях органов артикуляционного аппарата минимальны) не может способствовать созданию верного образа положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.
  2. Используемые наглядные средства не соответствуют задачам коррекционного обучения. Традиционно сложилось, что развитие фонематического слуха идет по линии слушания и говорения, но в силу его недоразвития, опираясь только на слух, трудно научить ребенка различать звуки. Здесь нужна также дополнительная «материализация» звука, которой послужила технология «Мозаичные соты».
  3. Дети с недоразвитием фонематического слуха испытывают особые сложности при подготовке к обучению грамоте, которые проявляются в трудностях анализа звукового состава слова. Предлагаемые способы «материализации» звука (фишки-соты для обозначения гласных и согласных звуков) не помогают интонационному выделению звуков в словах, что приводит к их пропускам при анализе слова.

Укажем органы артикуляционного аппарата, принимающие участие в произнесении звуков, и определили аналог для гласных звуков:

  • участие или неучастие губ;
  • вибрация голосовых складок;
  • свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую щель.

А также согласных звуков:

  • наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;
  • способ артикуляции;
  • место артикуляции;
  • наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу;
  • место резонирования.

Для облегчения работы были разработаны специальные символы-соты (рис. 1).

Соты-артикуляции, во-первых, содержат все перечисленные признаки звуков, во-вторых, они свободные от связей и отношений, которые затрудняют познание артикуляции, и они просты в использовании. Простота нужна как для большей доступности модели, так и для получения с ее помощью данных, которые нельзя получить при непосредственном изучении оригинала.

Соты-артикуляции звуков отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, соответствуют характеристике конкретного звука и замещают артикуляционный уклад при коррекции звукопроизношения.

К примеру. Наиболее простые соты-модели гласных звуков.

[А]. Рот широко открыт – на модели круг. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик.

[И]. Губы растянуты в улыбке – на модели горизонтальный, узкий прямоугольник. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик.

[О]. Форма губ напоминает букву «о» – на модели вертикальный овал. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик.

[Э]. Губы растянуты, но имеют округление – на модели овал, расположенный по горизонтали. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик.

[Ы]. Губы растянуты, но не так сильно, как при произнесении звука [и] – на модели широкий прямоугольник. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик.

[У]. Губы вытянуты вперед «в трубочку» – на модели маленький круг. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик (показ каждой модели отдельно).

image.png

Рис. 1

Согласные звуки [ш], [ж].

[Ш]. Глухой – на модели нет колокольчика, щелевой, переднеязычный, твердый. При произнесении звука «Ш» губы слегка выдвинуты вперед и округлены – на модели круг. Кончик языка поднят за альвеолы, на модели стрелка показывает движение языка вверх.

image.png

Рис. 2

[Ж]. Звонкий – на модели колокольчик, щелевой, переднеязычный, твердый. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены – на модели круг. Кончик языка поднят за альвеолы, на модели стрелка показывает движение языка вверх.

image.png

Рис. 3

image.png

Рис. 4

Детям видны различия в произношении звуков, даже если они их и не слышат при собственном произнесении, из-за недоразвития фонематического восприятия.

Мы вам предлагаем ознакомиться с моделями других согласных звуков.

Адаптированная технология «Мозаичные соты» позволяет использовать эти соты-модели и при обучении звуковому анализу и синтезу. Для этого возможно проведение следующих заданий и игровых упражнений: Формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем:

  • Уточнение понятий и терминов, их обозначающих: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки.
  • Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.
  • На основании уточненных произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее легкая форма анализа – выделение первого гласного звука из начала слова.
  • Формирование умения делить слова на слоги, используя соты-артикуляции звуков.
  • Анализ и синтез обратного слога типа [ап].
  • Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп.
  • Выделение начальных согласных в словах типа сок.
  • Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом.
  • Анализ и синтез прямого слога типа [са].
  • Полный звук слоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.
  • Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трехсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.
  • Преобразование слов путем замены отдельных звуков: сок – сук.

В дошкольной педагогике знакомство с анализом и синтезом слов происходит примерно в такой же последовательности. Предлагаем воспитателям логопедических групп использовать адаптированную технологию «Мозаичные соты».

Список литературы

  1. Круглова Л.Ю. Современные технологии дошкольного образования. – Москва, 2022. – С. 68-74.
  2. Флоренская Ю.А. Ф73 Избранные работы по логопедии / Ю.А. Флоренская – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 256 с.
  3. Ханьшева Г.В. Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 93 с.

Поделиться

21

Дубровская М. М., Галуцкая М. Ю., Телепнева Н. А. Применение адаптированной технологии «Мозаичные соты» на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР для формирования основ читательской грамотности // Актуальные исследования. 2024. №47 (229). URL: https://apni.ru/article/10584-primenenie-adaptirovannoj-tehnologii-mozaichnye-soty-na-zanyatiyah-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-tnr-dlya-formirovaniya-osnov-chitatelskoj-gramotnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря