Целью работы по обучению детей старшего дошкольного возраста грамоте является: формирование умения анализировать слово, дифференцировать звуки независимо от степени развития фонематического слуха.
Овладение звуковым анализом и синтезом сопряжено с целым рядом трудностей, как у детей с нормально развитой речью, так и у детей с речевым недоразвитием. Так как у них, эти затруднения усугубляются недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями обобщения, вторичным недоразвитием познавательной деятельности, повышенной утомляемостью и истощаемостью. Все эти личностные особенности в той или иной степени диагностируются у детей с общим недоразвитием речи.
И если корректировать речь ребенка, опираясь только на слуховое восприятие, материал практически не усваивается детьми. Поэтому дополнительно к слуховой опоре необходимо добавить и зрительную опору. Речевые звуки – это особая категория, их нельзя увидеть, нельзя потрогать.
Поэтому при обучении детей с ТНР к принципу наглядности добавляется принцип символичности, переход от наглядных средств обучения через замещение, кодирование, схематизацию к моделированию символикой.
Ребенок, не различив на слух какой-нибудь звук, может воспользоваться зрительной подсказкой в виде модели-соты.
Соты дают возможность правильного восприятия речевых звуков, что является важнейшим элементом работы при коррекции звукопроизношения отдельных звуков, при введении новых звуков в речь. Карточки-соты легко запоминаются дошкольниками и безошибочно соотносятся со звуком. Они улучшают представление детей о звуковом составе языка, способствуют устойчивой дифференциации звуков и создают базу успешного обучения грамоте.
Предлагаем ознакомиться с технологией Ларисы Юрьевны Кругловой «Мозаичные соты», которая помогает развивать речь, креативное мышление и коммуникацию дошкольников. А познакомиться с принципом создания моделей артикуляции звуков, разработанных Валентиной Михайловной Акименко их отличительными особенностями от других символических обозначений слов звуков, предложений, которые широко используются в настоящее время в дошкольной педагогике. К примеру, в разработках Д. Б. Эльконина и Журовой. Об этих особенностях В. М. Акименко писала: «Мы считаем возможным указать на необходимость продолжения методических поисков в этом направлении по нескольким причинам:
- Сложившиеся методики коррекции звукопроизношения не формируют у детей правильный образ положения органов артикуляционного аппарата. По нашему мнению, одна из причин этого заключается в упрощении обучения, которое вносит демонстративная наглядность (артикуляционный профиль, фотографии уклада, муляжи и т. д.), которая в силу своей эмпиричности (визуальные различия в положениях органов артикуляционного аппарата минимальны) не может способствовать созданию верного образа положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.
- Используемые наглядные средства не соответствуют задачам коррекционного обучения. Традиционно сложилось, что развитие фонематического слуха идет по линии слушания и говорения, но в силу его недоразвития, опираясь только на слух, трудно научить ребенка различать звуки. Здесь нужна также дополнительная «материализация» звука, которой послужила технология «Мозаичные соты».
- Дети с недоразвитием фонематического слуха испытывают особые сложности при подготовке к обучению грамоте, которые проявляются в трудностях анализа звукового состава слова. Предлагаемые способы «материализации» звука (фишки-соты для обозначения гласных и согласных звуков) не помогают интонационному выделению звуков в словах, что приводит к их пропускам при анализе слова.
Укажем органы артикуляционного аппарата, принимающие участие в произнесении звуков, и определили аналог для гласных звуков:
- участие или неучастие губ;
- вибрация голосовых складок;
- свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую щель.
А также согласных звуков:
- наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;
- способ артикуляции;
- место артикуляции;
- наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу;
- место резонирования.
Для облегчения работы были разработаны специальные символы-соты (рис. 1).
Соты-артикуляции, во-первых, содержат все перечисленные признаки звуков, во-вторых, они свободные от связей и отношений, которые затрудняют познание артикуляции, и они просты в использовании. Простота нужна как для большей доступности модели, так и для получения с ее помощью данных, которые нельзя получить при непосредственном изучении оригинала.
Соты-артикуляции звуков отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, соответствуют характеристике конкретного звука и замещают артикуляционный уклад при коррекции звукопроизношения.
К примеру. Наиболее простые соты-модели гласных звуков.
[А]. Рот широко открыт – на модели круг. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик.
[И]. Губы растянуты в улыбке – на модели горизонтальный, узкий прямоугольник. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик.
[О]. Форма губ напоминает букву «о» – на модели вертикальный овал. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик.
[Э]. Губы растянуты, но имеют округление – на модели овал, расположенный по горизонтали. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик.
[Ы]. Губы растянуты, но не так сильно, как при произнесении звука [и] – на модели широкий прямоугольник. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик.
[У]. Губы вытянуты вперед «в трубочку» – на модели маленький круг. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик (показ каждой модели отдельно).
Рис. 1
Согласные звуки [ш], [ж].
[Ш]. Глухой – на модели нет колокольчика, щелевой, переднеязычный, твердый. При произнесении звука «Ш» губы слегка выдвинуты вперед и округлены – на модели круг. Кончик языка поднят за альвеолы, на модели стрелка показывает движение языка вверх.
Рис. 2
[Ж]. Звонкий – на модели колокольчик, щелевой, переднеязычный, твердый. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены – на модели круг. Кончик языка поднят за альвеолы, на модели стрелка показывает движение языка вверх.
Рис. 3
Рис. 4
Детям видны различия в произношении звуков, даже если они их и не слышат при собственном произнесении, из-за недоразвития фонематического восприятия.
Мы вам предлагаем ознакомиться с моделями других согласных звуков.
Адаптированная технология «Мозаичные соты» позволяет использовать эти соты-модели и при обучении звуковому анализу и синтезу. Для этого возможно проведение следующих заданий и игровых упражнений: Формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем:
- Уточнение понятий и терминов, их обозначающих: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки.
- Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.
- На основании уточненных произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее легкая форма анализа – выделение первого гласного звука из начала слова.
- Формирование умения делить слова на слоги, используя соты-артикуляции звуков.
- Анализ и синтез обратного слога типа [ап].
- Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп.
- Выделение начальных согласных в словах типа сок.
- Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом.
- Анализ и синтез прямого слога типа [са].
- Полный звук слоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.
- Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трехсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.
- Преобразование слов путем замены отдельных звуков: сок – сук.
В дошкольной педагогике знакомство с анализом и синтезом слов происходит примерно в такой же последовательности. Предлагаем воспитателям логопедических групп использовать адаптированную технологию «Мозаичные соты».