В современном мире возрастает особый интерес к проблеме формирования идентичности личности. Идентичность формируется и поддерживается в процессе всей жизни человека и зависит от многих факторов. Данное понятие уже давно изучается различными учеными. Это позволило определить его сложность и многоаспектность.
По Л. Б. Шнейдер идентичность – результат активного рефлексивного процесса, отражающий подлинные представления субъекта о себе, собственном, а не навязанном пути развития и сопровождающийся ощущением личностной определенности, тождественности и целостности, дающей возможность субъекту воспринимать свою жизнь как опыт продолжительности и непрерывности сознания, единства жизненных целей и повседневных поступков, действий и их значений, которые позволяют действовать последовательно.
Гендерная идентичность является фундаментальной составляющей социальной идентичности, характеризующей личность с позиции ее принадлежности к мужской или женской группе. Кроме того, по мнению С. Бэм, гендерная идентичность «имеет личностный компонент, зависящий от социокультурной ситуации развития человека, а также может изменять свои направленность и содержание».
Роль культуры, общественных норм и стереотипов в формировании гендерной идентичности женщин является неотъемлемой и важной составляющей их социального опыта [1]. Культурные и социальные контексты в значительной мере определяют, как женщины воспринимают себя и свою роль в обществе, а также какие ожидания и требования накладываются на них с точки зрения их поведения, внешнего вида, карьерных достижений и других аспектов.
Таким образом, гендерная идентичность у женщин представляет собой полифункциональное, интегративное и многомерное образование личности, которое включает в себя эмоционально-оценочный, когнитивный, поведенческий и личностный компоненты, представленные во взаимном дополнении и сопряженности между собой.
Профессиональная идентичность представляет собой сложный и многогранный концепт, включающий в себя убеждения, ценности, навыки и уникальные черты личности, которые связаны с ее профессиональной ролью и статусом [6]. Это особая часть личности, которая определяет, как человек воспринимает себя в контексте своей профессиональной деятельности, а также его отношение к своей работе и карьерным достижениям.
Таким образом мы можем рассматривать профессиональную идентичность как динамичное, целостное развитие личности, где прошлое, настоящее и будущее интегрируются в устойчивое профессиональное знание, качество выполняемой деятельности, таким образом, зависит от интеграции личной биографии, особенностей профессиональной подготовки и этапов карьерного роста в профессиональную идентичность. Как разновидность личностной идентичности в контексте профессиональной деятельности, которая меняется со временем, часто проходя через этапы, и непрерывно модифицируется на основе окружающей среды. В определениях профессиональной идентичности в настоящее время отражается понимание того, что она не может содержать конечного, завершенного продукта личностного развития.
Настоящее время характеризуется бурными изменениями во многих областях нашей жизни. Представления о женственности и мужественности, гендерных ролях не стали исключением. Советский и российский психолог И. С. Кон писал, что главным субъектом социальных и гендерных изменений являются не мужчины, а женщины, социальное положение, деятельность и психика которых изменяется значительно быстрее, чем мужские. Мы уверены, что в современных девушках необходимо воспитывать стремление активно и самостоятельно осмысливать собственную гендерную идентичность, помогать им найти свой образ «Я» среди других, а не полагаться на традиционные гендерные стереотипы о женщине и ее социальной роли.
Гендерные роли и стереотипы общества делают человека менее гибким в его поведении. Ведь общество конструирует гендерные различия таким образом, что мужское автоматически маркируется как приоритетное, а женское – как вторичное и подчиненное [2].
Практика тренинга гендерной идентичности обычно включает в себя групповую дискуссию, предметом которой являются реальные гендерные отношения участников в созданном климате психологической безопасности. Тренинг может влиять на развитие и рост личностных качеств, коммуникационную компетентность участников. Как правило, в тренинге ставятся задачи формирования представлений о сущности своего и иного пола; развития установок, необходимых для успешного взаимодействия полов; формирования психологических умений и навыков общения мужчины и женщины, включая глубинные интимные сферы; реабилитации психических травм, полученных в связи с различием полов и сексуальностью [5].
Социально-психологический тренинг играет значительную роль в профессиональном развитии участников, предоставляя им возможность приобретения и совершенствования широкого спектра профессиональных навыков и компетенций. В рамках тренинга внимание обычно акцентируется не только на повышении профессиональных знаний, но и на развитии мягких навыков, необходимых для успешного взаимодействия в профессиональной среде.
Дальнейшие исследования в области социально-психологического тренинга и гендерных исследований могут сосредоточиться на эффективности различных методов тренинга в преодолении гендерных стереотипов и барьеров. Это может включать в себя изучение долгосрочных результатов участия в тренингах, влияния тренингов на профессиональную деятельность и карьерный рост, а также оценку уровня гендерного равенства в организациях после внедрения подобных программ.
Социально-психологический тренинг, в соответствии с методикой Л. Б. Шнейдер, учитывает также аспекты развития личностной эффективности и самореализации. Участники тренинга получают возможность развивать свои личностные качества, улучшать свою уверенность в себе и свои коммуникативные навыки, что способствует не только профессиональному, но и личностному росту.
Таким образом мы можем сделать вывод о том, что роль социально-психологического тренинга в формировании гендерной и профессиональной идентичности у женщин высока. Формирование психологических умений и навыков общения, влияние на личностные качества женщины, ее мировоззрение, установки посредством социально-психологического тренинга, несет в себе большую пользу в восприятии женщиной своего поведения и жизни в целом как связанное, единое целое. А также в том, чтобы рассмотреть «Я» как продукт социального взаимодействия: женщина воспринимает себя не прямо и непосредственно, а на основе представлений о ней других людей, обобщенных представлений всей группы.