Главная
АИ #47 (229)
Статьи журнала АИ #47 (229)
Роль социально-психологического тренинга в формировании гендерной и профессионал...

Роль социально-психологического тренинга в формировании гендерной и профессиональной идентичности у женщин

Рубрика

Психология

Ключевые слова

социально-психологический тренинг
идентичность
гендерная идентичность
профессиональная идентичность
идентичность женщин

Аннотация статьи

В статье рассмотрен вопрос о роли социально-психологического тренинга в формировании гендерной и профессиональной идентичности у женщин.

Актуальность исследования заключается в том, что комплексный подход к вопросу формирования гендерной и профессиональной идентичности у женщин на основе их индивидуальных особенностей, а не на полоролевых стереотипах, недостаточно исследован. В последние годы все больше усиливается интерес исследователей к анализу и оценке роли и функции самой личности на процесс конструирования гендерной и профессиональной идентичности.

Также актуальность обусловлена наличием пользы социально-психологического тренинга в восприятии женщиной своего поведения и жизни в целом как связанное, единое целое. А также в том, чтобы рассмотреть «Я» как продукт социального взаимодействия: женщина воспринимает себя не прямо и непосредственно, а на основе представлений о ней других людей, обобщенных представлений всей группы.

Текст статьи

В современном мире возрастает особый интерес к проблеме формирования идентичности личности. Идентичность формируется и поддерживается в процессе всей жизни человека и зависит от многих факторов. Данное понятие уже давно изучается различными учеными. Это позволило определить его сложность и многоаспектность.

По Л. Б. Шнейдер идентичность – результат активного рефлексивного процесса, отражающий подлинные представления субъекта о себе, собственном, а не навязанном пути развития и сопровождающийся ощущением личностной определенности, тождественности и целостности, дающей возможность субъекту воспринимать свою жизнь как опыт продолжительности и непрерывности сознания, единства жизненных целей и повседневных поступков, действий и их значений, которые позволяют действовать последовательно.

Гендерная идентичность является фундаментальной составляющей социальной идентичности, характеризующей личность с позиции ее принадлежности к мужской или женской группе. Кроме того, по мнению С. Бэм, гендерная идентичность «имеет личностный компонент, зависящий от социокультурной ситуации развития человека, а также может изменять свои направленность и содержание».

Роль культуры, общественных норм и стереотипов в формировании гендерной идентичности женщин является неотъемлемой и важной составляющей их социального опыта [1]. Культурные и социальные контексты в значительной мере определяют, как женщины воспринимают себя и свою роль в обществе, а также какие ожидания и требования накладываются на них с точки зрения их поведения, внешнего вида, карьерных достижений и других аспектов.

Таким образом, гендерная идентичность у женщин представляет собой полифункциональное, интегративное и многомерное образование личности, которое включает в себя эмоционально-оценочный, когнитивный, поведенческий и личностный компоненты, представленные во взаимном дополнении и сопряженности между собой.

Профессиональная идентичность представляет собой сложный и многогранный концепт, включающий в себя убеждения, ценности, навыки и уникальные черты личности, которые связаны с ее профессиональной ролью и статусом [6]. Это особая часть личности, которая определяет, как человек воспринимает себя в контексте своей профессиональной деятельности, а также его отношение к своей работе и карьерным достижениям.

Таким образом мы можем рассматривать профессиональную идентичность как динамичное, целостное развитие личности, где прошлое, настоящее и будущее интегрируются в устойчивое профессиональное знание, качество выполняемой деятельности, таким образом, зависит от интеграции личной биографии, особенностей профессиональной подготовки и этапов карьерного роста в профессиональную идентичность. Как разновидность личностной идентичности в контексте профессиональной деятельности, которая меняется со временем, часто проходя через этапы, и непрерывно модифицируется на основе окружающей среды. В определениях профессиональной идентичности в настоящее время отражается понимание того, что она не может содержать конечного, завершенного продукта личностного развития.

 Настоящее время характеризуется бурными изменениями во многих областях нашей жизни. Представления о женственности и мужественности, гендерных ролях не стали исключением. Советский и российский психолог И. С. Кон писал, что главным субъектом социальных и гендерных изменений являются не мужчины, а женщины, социальное положение, деятельность и психика которых изменяется значительно быстрее, чем мужские. Мы уверены, что в современных девушках необходимо воспитывать стремление активно и самостоятельно осмысливать собственную гендерную идентичность, помогать им найти свой образ «Я» среди других, а не полагаться на традиционные гендерные стереотипы о женщине и ее социальной роли.

Гендерные роли и стереотипы общества делают человека менее гибким в его поведении. Ведь общество конструирует гендерные различия таким образом, что мужское автоматически маркируется как приоритетное, а женское – как вторичное и подчиненное [2].

Практика тренинга гендерной идентичности обычно включает в себя групповую дискуссию, предметом которой являются реальные гендерные отношения участников в созданном климате психологической безопасности. Тренинг может влиять на развитие и рост личностных качеств, коммуникационную компетентность участников. Как правило, в тренинге ставятся задачи формирования представлений о сущности своего и иного пола; развития установок, необходимых для успешного взаимодействия полов; формирования психологических умений и навыков общения мужчины и женщины, включая глубинные интимные сферы; реабилитации психических травм, полученных в связи с различием полов и сексуальностью [5].

 Социально-психологический тренинг играет значительную роль в профессиональном развитии участников, предоставляя им возможность приобретения и совершенствования широкого спектра профессиональных навыков и компетенций. В рамках тренинга внимание обычно акцентируется не только на повышении профессиональных знаний, но и на развитии мягких навыков, необходимых для успешного взаимодействия в профессиональной среде.

Дальнейшие исследования в области социально-психологического тренинга и гендерных исследований могут сосредоточиться на эффективности различных методов тренинга в преодолении гендерных стереотипов и барьеров. Это может включать в себя изучение долгосрочных результатов участия в тренингах, влияния тренингов на профессиональную деятельность и карьерный рост, а также оценку уровня гендерного равенства в организациях после внедрения подобных программ.

Социально-психологический тренинг, в соответствии с методикой Л. Б. Шнейдер, учитывает также аспекты развития личностной эффективности и самореализации. Участники тренинга получают возможность развивать свои личностные качества, улучшать свою уверенность в себе и свои коммуникативные навыки, что способствует не только профессиональному, но и личностному росту.

Таким образом мы можем сделать вывод о том, что роль социально-психологического тренинга в формировании гендерной и профессиональной идентичности у женщин высока. Формирование психологических умений и навыков общения, влияние на личностные качества женщины, ее мировоззрение, установки посредством социально-психологического тренинга, несет в себе большую пользу в восприятии женщиной своего поведения и жизни в целом как связанное, единое целое. А также в том, чтобы рассмотреть «Я» как продукт социального взаимодействия: женщина воспринимает себя не прямо и непосредственно, а на основе представлений о ней других людей, обобщенных представлений всей группы.

Список литературы

  1. Александрова Н.И. Гендерная психология: Учебник для вузов / Н.И. Александрова, Т.А. Гусева // Москва: Проспект. – 2018. – 400 с.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие / И.В. Вачков // Москва: Издательство «Ось-89». – 2001. – 224 с.
  3. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание / И.С. Кон // Москва: Политиздат. – 1984. – 194 с. 
  4. Степанова Л.В. Гендерные особенности восприятия профессиональной среды: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Л.В. Степанова // Санкт-Петербург. – 2008. – 165 с.
  5. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика: Учеб. пособие / Фопель К., Полякова М. // Москва: Генезис. – 2016. – 265 с.
  6. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л.Б. Шнейдер // Москва: Московский психолого-социальный институт. – 2007. – 128 с.
  7. Липсиц Б.С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. – Москва: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). – 2004. – 336 с.

Поделиться

127

Григорьева Я. В., Тимофеева О. В. Роль социально-психологического тренинга в формировании гендерной и профессиональной идентичности у женщин // Актуальные исследования. 2024. №47 (229). Ч.II.С. 99-101. URL: https://apni.ru/article/10595-rol-socialno-psihologicheskogo-treninga-v-formirovanii-gendernoj-i-professionalnoj-identichnosti-u-zhenshin

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января