Главная
АИ #14 (17)
Статьи журнала АИ #14 (17)
Особенности использования развивающих игр В.В. Воскобовича для детей раннего воз...

Особенности использования развивающих игр В.В. Воскобовича для детей раннего возраста в условиях семейного воспитания

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

развивающие игры
система В.В. Воскобовича
сказочные лабиринты игры
ранний возраст
семейное воспитание
развитие ребенка раннего возраста

Аннотация статьи

Эта статья, которая поможет родителям, воспитателям, няням и другим взрослым, работающим с детьми раннего возраста, разобраться в системе применения развивающих игр В.В. Воскобовича. Статья носит практических характер, в ней приведены примеры игр и игровых ситуаций, которыми вы можете сразу же воспользоваться.

Текст статьи

Для детей раннего возраста очень важным является сенсорное развитие, и с помощью игр В.Воскобовича родители без труда могут познакомить детей с формой, цветом, величиной. Это три главных элемента, с которыми мы должны их познакомить. Если говорить о цвете, то для детей раннего возраста должны использоваться 4 основных цвета: красный, желтый, синий и зеленый. Знакомим с величиной – большой и маленький, и затем вводим понятие средний.

Для этого лучше всего использовать такие пособия как:

1. Сказочный образ (это 10 гномов, кот Котерфильд, пчелка Жужа, Медвежонок Мишек, Лапушек, Незримка Всюсь и т.д.). Для детей раннего возраста обучение должно проходить через игру. А что подойдет лучше, чем добрая сказка, где ваш ребенок будет главным персонажем! Развивающие игры предлагают огромное разнообразие героев на любой вкус. Каждый найдет для себя любимого персонажа, которому будет хотеться помочь снова и снова.

2. Коврограф «Миниларчик» – универсальное игровое поле, на котором можно конструировать любую ситуацию, в зависимости от того, какие цели и задачи стоя перед вами сегодня. В комплект входят разноцветные веревочки и кружочки. С их помощью мы можем создавать различные игровые ситуации, например:

Пример 1. Пчелка Жужжа собирает нектар (проложить разноцветные дорожки от пчелки к цветам – белую, голубую, серую)

Вопросы и задания:

  • Пчелка полетит по белой дорожке, к какому цветку прилетит?
  • По какой дорожке нужно лететь, чтобы добраться до цветка с синей серединкой и красными лепестками?

Усложнения: добавить количество цветков, сделать цветки с одинаковыми серединками, но разными лепестками или цветки одинаковой расцветки, но с разным количеством лепестков

Пример 2. Чередование (бусы)

Чередование 2-3 цветов.

Усложнение: добавить размер, кривая ниточка, замкнутая.

Сделай по образцу. Усложнение: измени направление.

Сделай по описанию: - первая - красная, вторая - зеленая и т.д. (числовой отрезок); красная бусина - между зеленой и желтой, но желтая справа.

Цвет могут задавать разноцветные гномы: Сделай для Желе такие же бусы, как у Кохле, но только желтые.

3. Эталонные Фигуры Ларчик – комплект разноцветных эталонный фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник и овал), который даны в четырех основных цветах и в трех размерах (большой, средний и маленький). Именно с помощью этого пособия мы можем решить наши основные задачи по развитию сенсорики.

Пример 1. Ребёнку показывают образец машинки (два квадрата – салон, круги – колёса) и сообщают, что для Гномика нужно сложить такую же машинку, но другого цвета.

Пример 2. Построить домики для разных гномов используя квадрат и треугольник заданного цвета и размера.

4. Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество. "Квадрат Воскобовича" или "Игровой квадрат" бывает 2-х цветным (для детей от 2 до 5 лет) и 4х цветным (для детей от 3до 7лет). Этот волшебный квадрат можно превратить по желанию во что угодно – в домик, в лодочку или в конфету. Все, что хочет сделать сообразительный малыш: летучую мышь, конверт, семафор, мышку, ежика, звездочку, башмачок, лодку, рыбку, самолет, птичку, подъемный кран, черепаху… Это неполный перечень только тех "превращений" Квадрата Воскобовича, которые есть в инструкции. А ведь можно и самим что-то придумать! Складывая "Квадрат" можно познакомить ребенка с геометрическими фигурами (квадратом, прямоугольником и треугольником) и их свойствами.

5. «Черепашки» Воскобовича – уникальное авторское пособие, в основу которого заложены три основных принципа, которые помогут ребенку получить и закрепить новые знания, навыки и умения – интерес, познание и творчество.

Игра «Черепашки» состоит из пластинок-черепашек различного цвета и размера, соединяющихся между собой. Может быть представлена в виде пирамидок, которые надо собирать (классический вариант), так и в виде «Черепашек Ларчик» с липучкой, с которыми можно работать на коврографе. Цвет черепашек соответствует цветам радуги, ребёнок в процессе игры легко их запоминает, выкладывает в правильном порядке. Черепашки превращаются в различных зверей, иногда фантастических, в сказочные и совсем обычные предметы. Больше-меньше, выше-ниже, шире-уже, столько же - все эти понятия усваиваются детьми без особых усилий. Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику, за счёт своего игрового поля, приходится прикладывать некоторые усилия, что бы все черепашки вернулись на своё место.

6. Эталонные конструкторы «Фонарики». На первый взгляд это обычные вкладыши. Но как бы не так. Просто так ничего не бывает в РИВ.

Пример 1: вкладыши (для самых маленьких. Причем, когда мы находим домики, у нас может загораться в домике красный цвет, а потом мы выключили свет и красный потух, зеленый загорелся);

Пример 2: геометрические формы (знакомим с геометрическими формами, вынимаем фигуру, обводим пальчиками, пробуем прокатать по столу;

Пример 3: конструирование по схемам (мы используем схемы 1 в 1 (на листе А4 рисуем схему, можно черно-белую, можно цветную). Схемы прилагаются в инструкции к пособию. Когда ребенок освоит прием наложения на схему, можно переходить к выкладыванию на столе);

7. «Чудо Крестики 1»

Основные цвета, вкладыши, количество и состав числа. Можно выкладывать вертикальную башню, горизонтально – поезд, лесенка, конструирование по схемам (схемы прилагаются)

8. «Чудо соты» – продолжение Чудо – крестиков (добавляется новый цвет, разнообразится конструирование). Конструкторы могут сочетаться между собой.

9. Шнур – малыш. На конце шнурочка завязываем узелок. Начинаем с обучения нырять и выныривать. Затем мы учим их огибать кнопочки. Это движение более тонкое и хорошо развивает пальчики детей. А как известно, любое действие руками способствует развитию речи, мышления. Когда мы овладели действиями одной рукой, делаем все тоже самое другой рукой. У детей до 3-4 лет основная рука не стоит, поэтому развивая обе руки, мы развиваем оба полушария. Усложняя задачу, можно предлагать схемы, словесные указания.

10. «Игровизор» прост в изготовлении и использовании.

Виды выполнения заданий на «Игровизоре»: выделение, соединение, обводка по контуру, штриховка, дорисовка, рисование и т. д.

Пример 1: выбери и обведи по контуру только прямоугольники (круги, овалы, квадраты, треугольники). Можно усложнить задание такой формулировкой (кстати, это и есть усложнение по различным возрастным группам):

Пример 2: заштрихуйте фигуры с тремя углами (здесь решаются сразу две задачи – определение формы и работа по формированию мелкой моторики).

11. Кораблик «Плюх-плюх».

Пример 1. Пирамидка – на мачты надеваем флажки заданного цвета (опять вспоминаем цвета), плюс добавляем математические элементы – счет до 5.

Пример 2. Бусы, с помощью флажков и шнура можно сделать огромное разнообразие бус, причем, флажки можно нанизывать двумя различными способами, что тоже весьма интересно для ребенка.

Игры В.В. Воскобовича требуют от ребенка определенного уровня усидчивости, которая не всегда по душе малышам. Таким образом, начинайте играть с ребенком на протяжении 10 минут, потом отложите игру. Через время можно вернуться к выполнению заданий. В ходе игры запаситесь терпением, не критикуйте ребенка в случае неудачи. Радуйтесь победам малыша и чаще его хвалите.

Поделиться

5209

Чумаченко Е. Ю., Петрова Э. А. Особенности использования развивающих игр В.В. Воскобовича для детей раннего возраста в условиях семейного воспитания // Актуальные исследования. 2020. №14 (17). С. 88-90. URL: https://apni.ru/article/1063-osobennosti-ispolzovaniya-razvivayushchikh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря