С каждым годом число детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) растёт с невероятной скоростью, детей с осложненной симптоматикой, трудностями разного уровня развития: детей с задержкой психического развития, с нарушением поведения, эмоциональной сферы, детей-инвалидов. Но самое большое количество детей – это воспитанники с тяжёлыми нарушениями речи.
Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий для их успешной адаптации и дальнейшей социализации в обществе, в профессиональной и социальной деятельности.
Начиная с младшего дошкольного возраста ребенок с ограниченными возможностями имеет право развиваться вместе со сверстниками, ведь недостаток или отсутствие группового взаимодействия отрицательно сказывается на общем развитии, негативно влияет на развитии всех высших психических функций, а самое главное на общение ребенка со сверстками.
Работая в дошкольном образовательном учреждении с данной категорией детей, почти каждый специалист, учитель-логопед, дефектолог, психолог сталкивается с недостаточностью приёмов, техник и методик, подходящих для детей определённой категории, так как симптоматика воспитанников разнообразная, смешанная и система коррекционных мероприятий должна органично вписываться в процесс обучения.
Работая учителем-логопедом более 19 лет, профессия стала для меня некой миссией: не только вызывать речь и ставить звуки, а помогать в развитии всей речевой системы в целом, всесторонне развивать и открывать новые горизонты и возможности для детей. Все вышеперечисленные причины и явились основанием для создания авторского проекта, который поможет развивать ребёнка с ОВЗ, запустить важные психические процессы, выявить интерес и научить взаимодействию с окружающими предметами и сверстниками.
«Чудологозонтик» – многофункциональная разработка, направленная на развитие всех высших психических функций, навыков коммуникации, начиная от запуска речи ребёнка, до обучения его чтению. Использование зонтика в работе помогает в обучении с детьми разных лексических тем, развивает мелкую моторику пальцев рук, в изучении цвета, форм, размеров, пространственных и временных представлений, автоматизации звуков, развитии звуко-буквенного анализа, составлении предложений, небольших рассказов, в соединении звуков в слог и слово. Оно предназначено для детей разного возраста, начиная с младшего дошкольного, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую форму работы. Это пособие может быть использовано разными специалистами: учителями-логопедами, психологами, дефектологами, воспитателями общеразвивающих групп, групп компенсирующей направленности, а также родителями.
Рис. 1
Описание разработки: большой зонт с восьмью секторами разного цвета, каждые два сектора – четыре времени года. На каждом секторе множество липучек, куда крепится съёмный материал на лексические темы, в зависимости от времени года. По боковым краям кармашки с предметными картинками на автоматизацию определённого звука. В центре зонта расположены четыре стрелки, для определения сезона, а также 4 разноцветные ленты для сливания слогов, составления предложений и рассказов. К пособию прилагается разнообразный материал из фетра, ламинированных картинок, разноцветные прищепки, шторки для театра, кольца с атрибутами для выполнения упражнений на развитие воздушной струи. Каждый материал можно заменить и пополнить.
Особенно хорошо то, что дети сами могут манипулировать и заменять одни предметы на другие, таким образом идёт активная работа на развитие мелкой моторики пальцев рук, которое напрямую связано с развитием речи, ведь центры, отвечающие за работу речи и моторики находятся рядом. Взаимодействуя с предметными картинками, с прищепками, с липучками, снимая, завязывая ленточки, у детей стимулируется активное речевое развитие, улучшается координированность движений, идёт постепенная готовность руки к письму.
Рис. 2
Спектр направлений в работе с «Чудологозонтиком» достаточно широк, начиная от запуска речи и развития окружающего мира, когда ребенок просто называет предметы, работает с цветом, с формой, соотносит, сравнивает, знакомится с фактурой, соотносит с количеством, осваивает обобщающие понятия по различным темам: «Овощи», «Грибы», «Цветы», «Насекомые», «Птицы», «Рыбы», «Животные» и т. д. На более сложном этапе работы происходит развитие лексико-грамматического строя речи, когда дети образуют новые слова, меняют форму слов, называют слова – наоборот, «один и много», употребляют их в уменьшительно-ласкательной форме.
Самой сложной формой работы с зонтиком является начало обучения детей чтению слогов и слов. На специальной ленте фиксируются карточки с буквами, которые воспитанники сливают в слог, а затем прочитывается уже слово. Также можно отработать звукопроизношение, автоматизируя слова со звуками в разных позициях, в начале, середине, конце слова.
Методическая разработка «Чудологозонтик» уже активно используется в работе коллегами-специалистами, родителями, воспитателями общеразвивающих групп и групп компенсирующей направленности, а система игр и упражнений дают положительные результаты, решают многие коррекционные и образовательные задачи. В результате проделанной работы у воспитанников с ОВЗ формируются универсальные компетенции, которые помогают в дальнейшем благополучно социализироваться и адаптироваться им в обществе, а именно активно включаться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми, уметь проявлять и управлять эмоциональной сферой, не бояться общаться, адекватно и критично реагировать на результаты своей деятельности.
Рис. 3