Главная
АИ #49 (231)
Статьи журнала АИ #49 (231)
«От запуска до чтения». Авторский подход в развитии ребёнка дошкольного возраста...

«От запуска до чтения». Авторский подход в развитии ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ с использованием методической разработки «Чудологозонтик»

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дети с ОВЗ
воспитанники
развитие
коррекционные занятия
разработка
зонт
развитие речи
звуки
игры и упражнения
социализация

Аннотация статьи

В основу статьи положены исследования, направленные на изучение нестандартных методик, техник и приёмов работы с детьми с ОВЗ (особыми возможностями здоровья), а также предложен поиск и путь решения для развития детей с отягощённой симптоматикой с помощью многофункциональной разработки, направленной на развитие и коррекцию не только речевой системы, а на весь спектр высших психических функций.

Текст статьи

С каждым годом число детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) растёт с невероятной скоростью, детей с осложненной симптоматикой, трудностями разного уровня развития: детей с задержкой психического развития, с нарушением поведения, эмоциональной сферы, детей-инвалидов. Но самое большое количество детей – это воспитанники с тяжёлыми нарушениями речи.

Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий для их успешной адаптации и дальнейшей социализации в обществе, в профессиональной и социальной деятельности.

Начиная с младшего дошкольного возраста ребенок с ограниченными возможностями имеет право развиваться вместе со сверстниками, ведь недостаток или отсутствие группового взаимодействия отрицательно сказывается на общем развитии, негативно влияет на развитии всех высших психических функций, а самое главное на общение ребенка со сверстками.

Работая в дошкольном образовательном учреждении с данной категорией детей, почти каждый специалист, учитель-логопед, дефектолог, психолог сталкивается с недостаточностью приёмов, техник и методик, подходящих для детей определённой категории, так как симптоматика воспитанников разнообразная, смешанная и система коррекционных мероприятий должна органично вписываться в процесс обучения.

Работая учителем-логопедом более 19 лет, профессия стала для меня некой миссией: не только вызывать речь и ставить звуки, а помогать в развитии всей речевой системы в целом, всесторонне развивать и открывать новые горизонты и возможности для детей. Все вышеперечисленные причины и явились основанием для создания авторского проекта, который поможет развивать ребёнка с ОВЗ, запустить важные психические процессы, выявить интерес и научить взаимодействию с окружающими предметами и сверстниками.

«Чудологозонтик» – многофункциональная разработка, направленная на развитие всех высших психических функций, навыков коммуникации, начиная от запуска речи ребёнка, до обучения его чтению. Использование зонтика в работе помогает в обучении с детьми разных лексических тем, развивает мелкую моторику пальцев рук, в изучении цвета, форм, размеров, пространственных и временных представлений, автоматизации звуков, развитии звуко-буквенного анализа, составлении предложений, небольших рассказов, в соединении звуков в слог и слово. Оно предназначено для детей разного возраста, начиная с младшего дошкольного, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую форму работы. Это пособие может быть использовано разными специалистами: учителями-логопедами, психологами, дефектологами, воспитателями общеразвивающих групп, групп компенсирующей направленности, а также родителями.

image.png

Рис. 1

Описание разработки: большой зонт с восьмью секторами разного цвета, каждые два сектора – четыре времени года. На каждом секторе множество липучек, куда крепится съёмный материал на лексические темы, в зависимости от времени года. По боковым краям кармашки с предметными картинками на автоматизацию определённого звука. В центре зонта расположены четыре стрелки, для определения сезона, а также 4 разноцветные ленты для сливания слогов, составления предложений и рассказов. К пособию прилагается разнообразный материал из фетра, ламинированных картинок, разноцветные прищепки, шторки для театра, кольца с атрибутами для выполнения упражнений на развитие воздушной струи. Каждый материал можно заменить и пополнить.

Особенно хорошо то, что дети сами могут манипулировать и заменять одни предметы на другие, таким образом идёт активная работа на развитие мелкой моторики пальцев рук, которое напрямую связано с развитием речи, ведь центры, отвечающие за работу речи и моторики находятся рядом. Взаимодействуя с предметными картинками, с прищепками, с липучками, снимая, завязывая ленточки, у детей стимулируется активное речевое развитие, улучшается координированность движений, идёт постепенная готовность руки к письму.

image.png

Рис. 2

Спектр направлений в работе с «Чудологозонтиком» достаточно широк, начиная от запуска речи и развития окружающего мира, когда ребенок просто называет предметы, работает с цветом, с формой, соотносит, сравнивает, знакомится с фактурой, соотносит с количеством, осваивает обобщающие понятия по различным темам: «Овощи», «Грибы», «Цветы», «Насекомые», «Птицы», «Рыбы», «Животные» и т. д. На более сложном этапе работы происходит развитие лексико-грамматического строя речи, когда дети образуют новые слова, меняют форму слов, называют слова – наоборот, «один и много», употребляют их в уменьшительно-ласкательной форме.

Самой сложной формой работы с зонтиком является начало обучения детей чтению слогов и слов. На специальной ленте фиксируются карточки с буквами, которые воспитанники сливают в слог, а затем прочитывается уже слово. Также можно отработать звукопроизношение, автоматизируя слова со звуками в разных позициях, в начале, середине, конце слова.

Методическая разработка «Чудологозонтик» уже активно используется в работе коллегами-специалистами, родителями, воспитателями общеразвивающих групп и групп компенсирующей направленности, а система игр и упражнений дают положительные результаты, решают многие коррекционные и образовательные задачи. В результате проделанной работы у воспитанников с ОВЗ формируются универсальные компетенции, которые помогают в дальнейшем благополучно социализироваться и адаптироваться им в обществе, а именно активно включаться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми, уметь проявлять и управлять эмоциональной сферой, не бояться общаться, адекватно и критично реагировать на результаты своей деятельности.

image.png

Рис. 3

Список литературы

  1. Дошкольная педагогика и психология: хрестоматия / ред.-сост. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.
  2. Иванова Е.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Иванова, Г.В. Мищенко. – М.: Национальный книжный центр, 2016.
  3. Дианова О.Н., Антипова Ж.В., Микляева Н.В. Логопедия. Методика и технологии развития речи дошкольников. Учебник. – М.: Инфра-М, 2023.
  4. Морозова В.В. Логопедическая работа с детьми с задержкой психологического развития. Учебно-методическое пособие. – М.: Инфра-М, 2023. 
  5. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2021.

Поделиться

89

Карпова О. В. «От запуска до чтения». Авторский подход в развитии ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ с использованием методической разработки «Чудологозонтик» // Актуальные исследования. 2024. №49 (231). Ч.II.С. 43-46. URL: https://apni.ru/article/10705-ot-zapuska-do-chteniya-avtorskij-podhod-v-razvitii-rebyonka-doshkolnogo-vozrasta-s-ovz-s-ispolzovaniem-metodicheskoj-razrabotki-chudologozontik

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января