Главная
АИ #50 (232)
Статьи журнала АИ #50 (232)
Анализ истории становления российского образования

Анализ истории становления российского образования

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

история образования
исторический анализ
реформы образования
просвещение
идеология

Аннотация статьи

Статья представляет собой краткий обзор истории развития российского образования от древней Руси до современности. Анализ охватывает ключевые этапы формирования системы, начиная с раннего периода, когда образование было преимущественно церковным и доступно лишь ограниченному кругу лиц (духовенство и знать), и заканчивая периодом до XVIII века. Статья служит введением в более глубокое изучение сложной и многогранной истории российского образования.

Текст статьи

Российская система образования имеет богатую и сложную историю, отражающую эволюцию общества, политических режимов и философских взглядов. От скромных начал в Киевской Руси до современной, многоуровневой системы, она прошла путь трансформаций, преодолевая кризисы и адаптируясь к новым вызовам. Этот доклад представляет краткий обзор ключевых этапов ее становления.

1. Древняя Русь и Средние века (до XVIII века): зарождение просвещения

В ранней истории Руси образование было неразрывно связано с религией. Монастыри и соборы стали первыми центрами обучения, где преподавали грамоту, церковное пение и богословие. Кириллица, созданная Кириллом и Мефодием, сыграла решающую роль в распространении письменности. Однако доступ к образованию был ограничен: он был привилегией духовенства и знати. Децентрализованная система образования зависела от решений отдельных князей и церковных властей, а многие знания передавались из поколения в поколение устно, в рамках семейных традиций или ремесленных мастерских. При этом имело место значительное влияние Византии ввиду значительного заимствования религиозных догм из «второго Рима».

Христианство, в целом, стало мощным импульсом для развития морально-религиозного воспитания, действуя как всеобъемлющая педагогическая система. Формирование духовности, познание истины и понимание божественного осуществлялись через приобретение знаний и практическое проявление нравственности. Христианское воспитание стремилось к преобразованию личности, формируя навыки нравственного поведения.

До середины XVII века в Древней Руси образование преимущественно осуществлялось вне формальных школ, опираясь на тексты Ветхого Завета. С принятием христианства в 988 году и благодаря инициативе князей Владимира и Ярослава, началось формирование системы православного образования. Они создавали школы при церквах и во дворцах, где обучение, носившее религиозный характер, было доступно представителям разных социальных слоёв. Новгородское училище Ярослава, рассчитанное на 300 учеников, наглядно демонстрирует цель подготовки как духовенства, так и государственных чиновников. Для детей эта школа была своеобразным введением в церковную жизнь.

«Учитель», в то время, был не только наставником в грамоте, но и проповедником божественного слова, в то время как специалистов по обучению детей называли «мастерами грамоты». Семья играла основную роль в воспитании детей, а монастыри служили важным центром просвещения для народа. Примечательно, что до 10 лет ребенок считался безгрешным и служил образцом для подражания взрослым, а не наоборот.

Под властью монголо-татар (XIII–XIV вв.) монастыри стали ключевыми хранителями и распространителями грамотности на Руси, обучая письму, чтению, арифметике, церковному пению и различным ремеслам. Религиозная литература того времени, составляющая основу древнерусской словесности, выступала явным средством нравственного воспитания, отличаясь дидактическим стилем [10]. Даже произведения нерелигиозных жанров часто носили поучительный характер, служа практическим целям нравственного просвещения. Вопросы педагогической методики в литературе того периода излагались редко. Тем не менее многие произведения XIII–XVII вв. активно направляют читателя к совершенствованию личности и духовного очищения. Ярким примером таких произведений являются «учительные слова» и «поучения» – образцы древнерусской риторики, часто именовавшиеся символически (например, «Златоуст», «Златоструй», «Измарагд») [9].

Усиление Московского государства стимулировало централизацию и развитие светского образования. Начиная с правления Ивана III, появилась острая необходимость в образованных государственных служащих, что вызвало создание специальных школ при царском дворе. В этих школах обучали письму, счету и иностранным языкам. С XVI века распространение печатных книг способствовало росту грамотности в стране. Однако, доступ к образованию оставался прерогативой привилегированных слоев населения.

Реформы XVII века заложили основу для развития школьного образования в России. Планы Бориса Годунова (1596–1605) по созданию школ и даже университета были прерваны Смутой. При патриархе Филарете началось формирование системы духовного образования, ориентированной на подготовку специалистов. Опытные монахи стали первыми преподавателями в открывшихся духовных школах [9].

Только при Романовых, с Алексеем Михайловичем (1645–1676) и Федором Алексеевичем (1676–1682), государство приступило к серьезным реформам в области просвещения. К числу масштабных проектов того времени относятся создание Славяно-греко-латинской академии и Типографской школы, однако в целом уровень развития образования оставался низким.

2. Российская империя (XVIII – начало XX века): дальнейшее развитие

Петровские реформы (начало XVIII века) произвели революцию в российском образовании. Стремясь укрепить армию и государственный аппарат, Петр I инициировал распространение светского образования, создав навигационные, артиллерийские и инженерные школы, а также начальные школы для детей из разных сословий. Основание Санкт-Петербургской Академии наук (1724) укрепило позиции России в мировой науке. Дальнейшее развитие образования проявлялось в открытии университетов, гимназий и реальных училищ, однако доступ к качественному обучению оставался ограниченным. Распространение начальных школ в XIX веке не изменило существующего сословного неравенства в образовании. Первая школа математических и навигационных наук в Москве (1701) подготовила кадры для армии, флота и гражданской службы.

Эпоха Просвещения ознаменовалась формированием государственной образовательной системы, ориентированной на западноевропейские образцы. Приобщение к европейской культуре повысило понимание значимости светского и профессионального образования. Однако, религиозная общественность противодействовала «вестернизации», рассматривая европейские идеи как противоречащие православию. Это привело к трудности внедрения образовательных новаций и побудило российскую власть к решительным действиям по реформированию образования [8].

В России XVIII века началась попытка создания многоуровневой системы образования, включавшей как государственные, так и частные учреждения. Цель состояла в подготовке грамотных и образованных людей. Петровские реформы привели к появлению государственных начальных школ, доступных широким массам населения. В их числе были цифирные школы, где обучали детей 10–15 лет простейшим навыкам для работы на промышленных предприятиях. Предполагалось, что это будет подготовительный этап к более специализированному профессиональному обучению. Обучение включало письмо, счет и элементарную геометрию. Однако из-за ряда серьезных проблем большинство таких школ быстро прекратили свое существование.

Петровская Санкт-Петербургская академия наук, включавшая университет и гимназию, заложила основы светского высшего образования в России. Созданный Ломоносовым М. В. по указу Елизаветы Петровны Московский университет (1755) стал её прямым наследником, представляя собой первое в стране университетское учреждение с философским, юридическим и медицинским факультетами, а также двумя гимназиями. Доступ на специальные факультеты был возможен только после окончания философского. Ломоносов активно способствовал расширению доступа к высшему образованию, стремясь привлечь талантливую молодёжь из всех сословий, включая крестьян. Его реформы были направлены на создание общедоступной системы образования на основах гуманизма и патриотизма, включая создание широкой сети народных школ и гимназий по всей России.

М. В. Ломоносов, синтезируя традиционные русские культурные ценности и идеи европейского просвещения, заложил основы гуманистической педагогики, разработав ряд дидактических принципов, основанных на антропоцентрическом подходе [7]. Главной целью воспитания он считал формирование любви к науке и родине, в соответствии с идеалами просвещения и демократии. Идеальный воспитанник – это активная, самостоятельная личность, способная гармонично сочетать личные интересы с общественными и государственными целями. Достичь этого, по мнению ученого, возможно лишь через широко доступное образование для всех сословий. Для этого он разработал специальные правила («Регламенты») для учителей и учеников гимназий.

В постпетровскую эпоху (вторая половина XVIII века) Екатерина II, в сотрудничестве с И. И. Бецким и Ф. И. Янковичем де Мириево, инициировала крупные изменения в российской образовательной системе. Ключевым моментом стало стремление к созданию общедоступной (за исключением крепостных крестьян) школы. Бецкий осуществил этот проект, организовав специальные учебные заведения для подготовки новой государственной элиты, такие как Сухопутный шляхетский корпус и Смольный институт.

При Александре I (1801–1825) реформы продолжились, приведя к расширению университетской сети (открытие университетов в Санкт-Петербурге, Казани, Киеве; восстановление Дерптского университета и создание нескольких новых на базе существовавших учебных заведений) [8]. В 1802 году было создано Министерство народного просвещения и специальный комитет по реформированию образования, подтверждающие его важность для государства. В начале XIX века были открыты новые университеты (Виленский, Казанский, Харьковский) и Петербургский педагогический институт. Устав 1804 года придал университетам значительную свободу: выборность руководящих должностей, собственный суд и контроль над подчиненными гимназиями и училищами [5].

При Николае I С.С. Уваров создал новую идеологическую основу образования, основанную на его знаменитой триаде «православие, самодержавие, народность», которая должна была укрепить имперскую систему. Однако это сопровождалось жесткой цензурой, сословным подходом к образованию и централизованным контролем над учебными планами. Эта система просуществовала до падения Российской империи [11, с. 96-100].

В 1872 году В. И. Герье организовал первые высшие женские курсы в Москве, отвечая на потребность женщин в высшем образовании. Министр народного просвещения А. В. Головнин провел значительные реформы, демократизировав систему образования. Новый университетский устав (1863) расширил автономию университетов, а гимназический (1864) ввел две ветви среднего образования: классическую (гуманитарную) и реальную (естественно-научную). В 1866 году был открыт первый платный детский сад (А. Д. Симонович), основанный на методах Ф. Фребеля.

В начале XX века акцент был сделан на всеобщем начальном образовании, средние школы получили автономию (1905), а реформа высшего образования при Николае II не была реализована. Столыпинские реформы нацеливались на создание единой и общедоступной образовательной системы, включая закон о всеобщем начальном обучении и новый университетский устав. Кроме того, поддержку получили частные учебные заведения.

3. Советский период (1917–1991): унификация и идеологизация

Октябрьская революция провозгласила равенство в доступе к образованию, вне зависимости от социального положения. Образовательная система была унифицирована, введено обязательное начальное и неполное среднее (семилетнее) образование. Однако сильная идеологизация образования ограничила свободу творчества и педагогической инициативы. Несмотря на это, был достигнут значительный прогресс в ликвидации неграмотности и расширении доступа к обучению. Революция привела к коренному преобразованию образовательной системы. Крупская, Луначарский и Покровский проводили реформы, ориентированные на пропаганду коммунистической идеологии, трудовое и политехническое обучение.

В 1920–1930-е годы советская культурная революция коренным образом изменила систему образования. К 1932 году уровень грамотности среди взрослого населения значительно вырос. После введения всеобщего начального образования было начато внедрение семилетнего, а также произошел резкий рост среднего профессионального образования. Реформы 1926 года привели к перестройке структуры и содержания образовательных программ. В 1918 году началось формирование единой трудовой школы, а к 1926 году ведущую роль в профессиональном образовании заняли трехгодичные техникумы. В 1930-е годы произошла реорганизация учебного процесса: введена урочная система, расписание, правила внутреннего распорядка, обновлены учебные программы и издано большое количество учебных материалов. Марксистский подход к истории стало доминирующим, повлияв на формирование общественного сознания и сыграв важную роль в годы Великой Отечественной войны [6].

Педагогические новации периода «культурной революции», по мнению А. С. Макаренко, основывались на нравственном и трудовом воспитании, при тесном взаимодействии воспитателей и воспитанников [3, с. 252-279].

Этот период отмечен бурным развитием научно-исследовательских учреждений, включая Социалистическую академию общественных наук, Институты К. Маркса и Ф. Энгельса, Институт красной профессуры. Научная деятельность находилась под контролем партии, и несмотря на бюрократизацию, были достигнуты значительные успехи, особенно в естественных и технических науках (освоение природных ресурсов, Арктики, достижения в химии, ядерной физике, авиации и др.). В результате проведенных реформ советская наука смогла выйти по многим направлениям на мировой уровень [2, с. 5-26].

В 1984 году началась реформа советской школы, направленная на усиление трудового воспитания, профессиональной подготовки и обеспечение всеобщего профессионального образования. Среднее образование стало одиннадцатилетним (с шести лет), в старших классах ввели профильное обучение по актуальным для региона специальностям.

Разработанная Э. Д. Днепровым и его командой в 1988 году Концепция общего среднего образования легла в основу Закона об образовании 1992 года. Днепров осуждал существовавшие бюрократические методы управления образованием («три Е»: единообразие, единомыслие, единоначалие»), видя основы новой реформы в гуманистических педагогических традициях, передовом опыте и борьбе с тоталитарными методами [4].

4. Современная Россия (с 1991 года): реформы и новые вызовы

Распад СССР инициировал крупные преобразования в российской системе образования. Была введена многоуровневая структура, новые государственные образовательные стандарты, усилена роль рынка образовательных услуг. Современное российское образование ориентировано на интеграцию в мировое образовательное пространство, на развитие творческого мышления и инноваций, однако проблемы неравенства доступа к качественному образованию, недостаточного финансирования и кадрового дефицита остаются актуальными [1, с. 624-640]. Э. Д. Днепров определял главную идею реформы начала 1990-х как развитие образования, сформулировав три ключевые цели: развитие личности, саморазвитие системы образования и превращение образования в двигатель общественного прогресса [1, с. 624-640].

5. Заключение

История российского образования – это история постоянных преобразований, стремления к совершенствованию и адаптации к изменяющимся условиям. Несмотря на достигнутые успехи, перед российской образовательной системой стоят многие вызовы, которые требуют непрерывной работы над ее совершенствованием и модернизацией. Дальнейшее развитие должно быть направлено на обеспечение равного доступа к качественному образованию для всех граждан, внедрение инновационных технологий и подготовку конкурентоспособных специалистов, способных решать сложные задачи современного мира.

Список литературы

  1. Богуславский М.В. Образование // Новая российская энциклопедия: в 12 т. / ред. кол.: А.Д. Некипелов, В.И. Данилов-Данильян, В.М. Караев и др. М.: ООО «Издательство «Энциклопедия», 2003. Т. 1. Россия. С. 624-640.
  2. Вяземский Е.Е. Образовательная политика постсоветской России и реформа общего исторического образования // Проблемы современного образования. 2013. № 3. С. 5-26.
  3. Гордин Л.Ю. О педагогических взглядах А.С. Макаренко // Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. И.А. Каирова. М.: Педагогика, 1977. Т. 1. С. 252-279.
  4. Днепров, Э.Д. Новейшая политическая история российского образования. М.: Мариос, 2011. – 456 с.
  5. Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения. 1802–1902 / сост. С. В. Рождественский. СПб.: М-во народного просвещения, 1902. – 785 с.
  6. История советской школы и педагогики: [Раздел учебника по истории педагогики для пед. ин-тов] / ред. кол.: Н.А. Константинов [и др.]. Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1954. – 274 с.
  7. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании: [Сборник] / М.В. Ломоносов; АПН СССР. – Москва: Педагогика, 1991. – 339 с.
  8. Романюк Л.В. Гуманистическая традиция как историко-педагогический феномен. Теоретико-методологический анализ. Киров: Изд-во Вятского государственного гуманитарного ун-та, 2002. – 116 с.
  9. Рыбаков Б.А. (1908–2001). Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. / Б.А. Рыбаков. – Москва: Наука, 1982. – 590 с.
  10. Ситаров В.А. (2004) Дидактика / под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия». – 368 с.
  11. Уваров С.С. Письмо Николаю I // Новое литературное обозрение. 1997. № 26. С. 96-100.

Поделиться

164

Зотов К. В. Анализ истории становления российского образования // Актуальные исследования. 2024. №50 (232). Ч.III.С. 44-48. URL: https://apni.ru/article/10728-analiz-istorii-stanovleniya-rossijskogo-obrazovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января