Главная
АИ #14 (17)
Статьи журнала АИ #14 (17)
Об участии в голосовании «По вопросу одобрения изменений в Конституцию Российско...

Об участии в голосовании «По вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» в городе федерального значения – в городе Москве (опыт правоприменения)

Автор(-ы):

Галузо Василий Николаевич

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

Российская Федерация
субъект Российской Федерации
город федерального значения
город Москва
законодательство
нормативный правовой акт
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
федеральный закон РФ
подзаконный нормативный правовой акт
эксперимент
дистанционное электронное голосование

Аннотация статьи

В статье при анализе литературы и нормативных правовых актов о голосовании относительно поправок к Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. высказано несколько суждений: в городе федерального значения – городе Москве фактически отсутствует законодательство об особенностях обеспечения избирательных прав жителей; принятие Федерального закона РФ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве» от 13 мая 2020 г. при фактической пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) является необоснованным, в связи с нарушением избирательных прав жителей города Москвы.

Текст статьи

Предметом данной статьи является личный опыт голосования в городе федерального значения – в городе Москве относительно очередного видоизменения и опять же с очередным официальным опубликованием Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., впервые официально опубликованной 25 декабря 1993 г. [1].

3 июля 2020 г. фактически состоялось четвертое по счету официальное опубликование [2] нормативного правового акта с наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации (мы предлагаем с 25 декабря 1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин) [17]. Подобный юридический факт нормативно был урегулирован в подзаконном нормативном правовом акте: Указе Президента РФ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками» № 445 от 3 июля 2020 г. [7]. И уже на следующий день (4 июля 2020 г.) Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. («с поправками, одобренными 1 июля 2020 г.») вступила в юридическую силу. Подобную ситуацию иначе как нонсенсом в юриспруденции и не назовешь, ибо с момента принятия Уложения 7157 (1649) г. [26] в России не было прецедентов, чтобы один и тот же нормативный правовой акт (с целью сохранения преемственности мы предлагаем и в РФ для обозначения всех нормативных правовых актов использовать единый термин «узаконение» [18, 19] неоднократно официально публиковался [20].

Само же «голосование» также было урегулировано в подзаконных нормативных правовых актах: первоначально в Указе Президента РФ «О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» № 188 от 17 марта 2020 г. [8] и в последующем в Указе Президента РФ «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» № 354 от 1 июня 2020 г. [9].

Теперь непосредственно об опыте правоприменения автора данной статьи.

Первоначально необходимо указать на интенсивные предложения (в виде SMS-ок на номер мобильного телефона) о досрочном дистанционном электронном голосовании. Оказывается в Российской Федерации уже принят Федеральный закон РФ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве» от 13 мая 2020 г. [4], в ст. 9 которого урегулирован порядок введения в действие («Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования»). Федеральный закон РФ от 13 мая 2020 г. введен в действие с 23 мая 2020 г. [4]. В Федеральном законе РФ от 13 мая 2020 г. в ст. 1 определено содержание «эксперимента» в одном субъекте Российской Федерации: городе федерального значения – городе Москве [21] («1. Провести в городе федерального значения Москве … эксперимент по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, избирательным кодексом города Москвы в 2020 - 2021 годах ... 2. Законодательство, регламентирующее порядок проведения эксперимента, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» …, других федеральных законов, настоящего Федерального закона и принимаемого в соответствии с ним закона города Москвы о проведении эксперимента. Избирательный кодекс города Москвы применяется при проведении эксперимента в части, не противоречащей законодательству, регламентирующему порядок проведения эксперимента. 3. Финансовое обеспечение расходных обязательств, возникающих в связи с проведением эксперимента, осуществляется в порядке финансирования соответствующих выборов»). А в ст. 2 этого же нормативного правового акта дано разъяснение «основных терминов и понятий»: «дистанционное электронное голосование - голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы»; «участковая избирательная комиссия по дистанционному электронному голосованию – коллегиальный орган, обеспечивающий организацию, осуществление и установление итогов дистанционного электронного голосования»; «протокол об итогах дистанционного электронного голосования - документ участковой избирательной комиссии по дистанционному электронному голосованию, отражающий ее решение об итогах дистанционного электронного голосования».

Итак, 1 июля 2020 г. автор данной статьи прибыл в участковую избирательную комиссию № 2622 (председатель Ж.А. Михайлова), располагавшуюся в помещении ГБПОУ «КФКС «Спарта» (г. Москва, ул. Маршала Тимошенко д. 36, корп. 2).

Участие в голосовании также было предопределено проверкой сохранности регистрации по месту юридического проживания в г. Москве (регистрация по месту проживания в г. Москве ныне урегулирована постановлением Правительства РФ от № 713 от 17.07.1995 г., которым утверждены: Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; а также Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации) [10].

Автору данной статьи был выдан «бюллетень», с обязанностью удостоверения факта его выдачи в журнале. Однако произвести фотоснимок соответствующей страницы журнала не позволили. Это, вероятно, было предопределено уже имевшимися отметками о выдаче «бюллетеней» и двум другим лицам, проживающим по тому же адресу с автором данной статьи (как правило, они ранее не принимали участия в подобных мероприятиях). Возникший эксцесс попытался урегулировать член УИК № 2622, который интерпретировал права и обязанности автора данной статьи исключительно посредством апеллирования к положениям Избирательного кодекса г. Москвы, принятого 6 июля 2005 г. [16]. Действия члена УИК № 2652 более соответствовали Федеральному закону РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. [5], нежели Федеральному закону РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 22 мая 2002 г. [6] и даже Избирательному кодексу г. Москвы от 6 июля 2005 г. Избирательный кодекс г. Москвы по юридической силе приравнивается к закону г. Москвы (Закон г. Москвы «О правовых актах города Москвы» от 8 июля 2009 г.) [13]. Однако подобный нормативный правовой акт управомоченный государственный орган г. Москвы принимать не вправе (Устав города Москвы от 28 июня 1995 г.) [11], ибо всякий кодекс по юридической силе приравнивается к федеральному закону РФ. Таковые вправе принимать исключительно Государственная Дума ФС РФ (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.). В г. Москве, как и в иных субъектах Российской Федерации, действует Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 22 мая 2002 г. [6] «Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме» - преамбула). В г. Москве в лучшем случае может быть принят Закон г. Москвы «Об особенностях обеспечения избирательных прав в городе Москве». Иначе говоря, Избирательный кодекс г. Москвы, как и иные аналогичные нормативные правовые акты этого же субъекта Российской Федерации (например, Кодекс города Москвы об административных правонарушениях от 21 ноября 2007 г. [27], Градостроительный кодекс города Москвы от 25 июня 2008 г. [28]) не имеют юридической силы. На данное обстоятельство не только вправе, но и обязан обратить внимание и Уставный суд г. Москвы, организация и деятельность которого урегулированы в Законе г. Москвы «Об Уставном суде города Москвы» от 13 февраля 2002 г. [12]. Опыт отмены законов г. Москвы имеется: Закон г. Москвы «Об отмене нормативных правовых актов города» от 12 марта 1997 г. [14]; Закон г. Москвы «Об отмене нормативных правовых актов города» от 29 апреля 1998 г. [15]. Кроме того, необходимо иметь ввиду и Федеральный конституционный закон РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 12 июля 1994 г. [3] («Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства» - ст. 1).

В «бюллетене» имелась неоднозначно толкуемая запись: «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?» (п. 2 Указа Президента РФ № 188 от 17 марта 2020 г.). Нам представляется правомерной иная запись: «Допустимы ли неоднократные изменения Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., а также ее неоднократные опубликования в официальных источниках?».

Таким образом, голосование по поправкам в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. фактически осуществлялось в Российской Федерации (во всех ее 85 субъектах) в условиях неотмененной пандемии короновирусной инфекции (COVID-19) [22, 25], не говоря уже об «эксперименте» в городе федерального значения – городе Москве, что подтверждает безусловный приоритет политики по отношению к праву в названном субъекте международного права.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, в городе федерального значения – городе Москве фактически отсутствует законодательство об особенностях обеспечения избирательных прав жителей.

Во-вторых, принятие Федерального закона РФ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве» от 13 мая 2020 г. при фактической пандемии короновирусной инфекции (COVID-19) является необоснованным, в связи с нарушением избирательных прав жителей города Москвы.

Список литературы

  1. Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. // РГ. 1993. 25 декабря.
  2. Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., с поправками от 1 июля 2020 г. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  3. Федеральный конституционный закон РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 12 июля 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447. № 13; …; 2018. № 31. Ст. 4811.
  4. Федеральный закон РФ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве» от 13 мая 2020 г. // РГ. 2020. 25 мая. С. 13; СЗ РФ. 2020. № 21. Ст. 3231; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.05.2020.
  5. Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349; …; 2019. № 31. Ст. 4470.
  6. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 22 мая 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253; …; 2020. № 21. Ст. 3233.
  7. Указ Президента РФ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками» № 445 от 3 июля 2020 г. // СЗ РФ. 2020. № 27. Ст. 4196.
  8. Указ Президента РФ «О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» № 188 от 17 марта 2020 г. // СЗ РФ. 2020. № 12. Ст. 1743.
  9. Указ Президента РФ «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» № 354 от 1 июня 2020 г. // СЗ РФ. 2020. № 23. Ст. 3622.
  10. Постановление Правительства РФ от № 713 от 17.07.1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2939; …; 2017. № 23. Ст. 3330.
  11. Устав города Москвы от 28.06.1995 г. // Ведомости МД. 1995. № 4; Ведомости МГД. 2001. № 8. Ст. 130; …; 2017. № 8. Ст. 147.
  12. Закон г. Москвы «Об Уставном суде города Москвы» от 13 февраля 2002 г. // Ведомости МГД. 2002. № 3. Ст. 10; 2007. № 9. Ст. 144; 2010. № 7. Ст. 175; 2012. № 4. Ст. 42.
  13. Закон г. Москвы «О правовых актах города Москвы» от 08.07.2009 г. // Ведомости МГД. 2009. № 8. Ст. 214; …; 2019. № 6. Ст. 60.
  14. Закон г. Москвы «Об отмене нормативных правовых актов города» от 12 марта 1997 г. // Ведомости МД. 1997. № 4.
  15. Закон г. Москвы «Об отмене нормативных правовых актов города» от 29 апреля 1998 г. // Ведомости МД. 1998. № 7.
  16. Избирательный кодекс г. Москвы от 6 июля 2005 г. // Ведомости МГД. 2005. № 8. Ст. 166; …; 2019. № 6. Ст. 62.
  17. Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123.
  18. Галузо В.Н. О системе узаконений в Российской Империи // Закон и право. 2009. № 9. С. 110-112.
  19. Галузо В.Н. О систематизации узаконений в Российской Империи (1721-1917) // Международный научный журнал «Актуальные исследования». 2020. № 7. С. 46-50.
  20. Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.
  21. Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83-89.
  22. Полянко Н.И., Галузо В.Н. О роли права в предупреждении пандемии короновирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации // Международный научный журнал «Актуальные исследования». 2020. № 8. С. 8-14
  23. Пермяков Л.Е., Галузо В.Н. О деятельности судов общей юрисдикции города Москвы в условиях пандемии короновирусной инфекции (COVID-19) // Международный научный журнал «Актуальные исследования». 2020. № 9 (часть II). С. 7-13.
  24. Полянко Н.И., Галузо В.Н. О противодействии короновирусной инфекции (COVID-19) в похоронном деле Российской Федерации // Международный научный журнал «Актуальные исследования». 2020. № 10 (часть II). С. 7-13.
  25. Полянко Н.И., Галузо В.Н. О некоторых проблемах похоронного дела в городе Москве в условиях пандемии короновирусной инфекции (COVID-19) // Международный научный журнал «Актуальные исследования». 2020. № 11. С. 8-14.
  26. Уложение 7157 (1649) // ПСЗ РИ-1. Т. I. № 1. С. 1-161.
  27. Кодекс города Москвы об административных правонарушениях от 21 ноября 2007 г. // Ведомости МГД. 2008. № 12. Ст. 251; …; Вестник МПМ. 2020. № 34.
  28. Градостроительный кодекс города Москвы от 25 июня 2008 г. // Ведомости МГД. 2008. № 8. Ст. 123; …; 2019. № 6. Ст. 57.

Поделиться

3614

Галузо В. Н. Об участии в голосовании «По вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» в городе федерального значения – в городе Москве (опыт правоприменения) // Актуальные исследования. 2020. №14 (17). С. 27-31. URL: https://apni.ru/article/1073-ob-uchastii-v-golosovanii-po-voprosu-odobren

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля