Здоровье детей – высокая социальная ценность. Основой физического и нравственного здоровья человека считается забота о здоровом образе жизни. В российском государстве взят курс на здоровую и долгую жизнь предполагает необходимость проведения комплексной системной работы различных социальных институтов.
У детей знания о здоровом образе жизни закладываются в период дошкольного детства. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Современные исследования показали, что здоровье человека на 90% зависит от образа его жизни. Отечественный врач И. Мечников считал: «Самое главное – научить человека правильному выбору только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного». Нужны новые технологии помогающие закладывать крепкий фундамент здоровья с детства, но при этом значение подвижной игры трудно переоценить.
Подвижные игры долгие годы служили лучшим средством формирования здорового, социально активного подрастающего поколения, воспитывающие личностные качества, необходимые человеку в современном мире. Интерес детей к подвижным играм – важный компонент здоровьесбережения. Проблематикой использования подвижных игр занимались Э. Я. Степаненкова, В. А. Страковский, Е. А. Тимофеев. Российские педагоги-психологи П. Ф. Лесгафт, В. В. Гориневский, придавали огромное значение подвижной игре как фактору влияния на физическое развитие детворы.
По данным ученых уровень двигательного развития дошкольников низок и, причина этому – современный образ жизни семей, в которых они воспитываются. Медики же отмечают снижение двигательной активности детей, а это потеря и в здоровье, и в развитии. Поэтому не случайно в программе воспитания и обучения детей на первом месте стоит вопрос здоровья.
Стремление ребенка к движению естественная потребность уже с раннего возраста и обычно, дети стараются удовлетворить её в подвижной игре. В семье и в детском саду игра – непременный спутник жизни каждого ребёнка. Подвижные игры оказывают большое влияние на нервно-психическое развитие. Игра позволяет совершенствовать быстроту реакции и координацию, инициативность в игровой деятельности, способствует уверенности и настойчивость детей в игре. Совместные игровые и соревновательные действия сближают детей, сплачивают детский коллектив. Обязательное условие успешного проведения подвижных игр – учет индивидуальных особенностей организма ребенка и его состояние здоровья. Сопровождение подвижных игр текстом и считалками пополняет словарный запас и речь детей. Умелое руководство движения детей в игре положительно влияет на деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В игре, как ни в какой другой деятельности воспитывается организованность, отзывчивость, доброжелательность, стремление к взаимопомощи.
Передача культурного наследия и использование подвижных игр – один из интересных моментов физического развития детей. Содержание образовательной области «Физическое развитие» предполагает совершенствование педагогических подходов. Таким образом, можно рассматривать вопрос об использовании подвижных игр для повышения мотивации и эффективности педагогического воздействия на ребенка в организованной образовательной деятельности.
Использование подвижных игр помогает осуществить интегрированный подход при организации образовательного процесса в разных областях: развивает мышление, воображение, умственные способности; воспитывает активность, сноровку, сообразительность; повышает интерес к народному творчеству; развивает нравственные и физические качества, навыки свободного общения со сверстниками, воспитывает патриотические чувства. Предоставляется широкая возможность разнообразно использовать формы и методы, которые позволяют преодолеть монотонность, повышают интерес к занятиям физической культурой, и способствует успешному накоплению двигательного опыта детей.
Итоги педагогического мониторинга в образовательной области «Физическое развитие» детей старшего дошкольного возраста выявили рост детей с высоким уровнем физической подготовленности и уменьшение числа детей со средним и низким уровнем.
Целенаправленное использование подвижных игр помогло детям овладеть:
- основами ЗОЖ, потребностями в ежедневной двигательной активности;
- навыками самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности. Работа по использованию подвижных игр дала положительные результаты:
- у детей расширились знания о многообразии игр;
- обогатился словарный запас;
- сформированы двигательные навыки;
- развиты коммуникативные навыки, эмоционально-волевая сфера.
Благодаря подвижным играм сохраняются и передаются народные традиции, а его использование способствует развитию интереса к физической культуре, овладению основами здорового образа жизни и духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Гипотеза подтвердилась: физическое развитие детей более эффективно при условии использования подвижных игр.
Приобретённый двигательный опыт создаёт предпосылки для последующей спортивной деятельности. Личность ребенка гармонично формируется, так как игра для ребенка – это движущая сила саморазвития, самопознания и самосовершенствования. Применение и использование подвижных игр на практике – на занятиях физической культурой и на прогулке, смогут устранить жестокость и разрозненность среди подростков, сформировать детский характер, в некотором роде оказать влияние на выбор будущей профессии.
Передать все навыки и правила игр из детства взрослых смогут, конечно, только сами взрослые, дома – родители, в детском саду – педагоги. Ведь известно, что нотации и чтения морали только отдаляют ребенка от взрослого, а совместная игровая деятельность сплачивает детей со сверстниками, с семьёй, с педагогами детского сада.
Эффективность проведения подвижных игр доказана. Важнейшее достоинство подвижных игр – богатство и разнообразие движений, свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях.