Главная
АИ #50 (232)
Статьи журнала АИ #50 (232)
Повышение мотивации к занятиям физической культурой посредством использования по...

Повышение мотивации к занятиям физической культурой посредством использования подвижных игр

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

подвижная игра
здоровье дошкольников
здоровый образ жизни
физическое развитие детей
культурное наследие
традиции

Аннотация статьи

Подвижная игра – осознанная, активная деятельность ребенка, точное выполнение действий, заданий и правил. Характеризует подвижную игру комплексное воздействие на организм ребенка и его психофизические качества. Игре отводится главное место в формировании личности ребенка. Уникальная возможность использования подвижной игры, чтобы в увлекательной, игровой форме развивать и совершенствовать двигательные навыки ребёнка.

Цель проводимого исследования: формирование у детей учебной мотивации к занятиям физической культурой посредством использования подвижных игр.

Задачи: изучить методическую литературу о влиянии подвижных игр на физическое развитие детей дошкольного возраста; выявить повышение уровня физического развития детей посредством использования подвижных игр; показать значимость подвижных игр; воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью, формировать стремление к здоровому образу жизни.

Подвижные игры как средства физического воспитания дошкольников используются в образовательной деятельности, индивидуальной работе и развлечениях.

Текст статьи

Здоровье детей – высокая социальная ценность. Основой физического и нравственного здоровья человека считается забота о здоровом образе жизни. В российском государстве взят курс на здоровую и долгую жизнь предполагает необходимость проведения комплексной системной работы различных социальных институтов.

У детей знания о здоровом образе жизни закладываются в период дошкольного детства. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Современные исследования показали, что здоровье человека на 90% зависит от образа его жизни. Отечественный врач И. Мечников считал: «Самое главное – научить человека правильному выбору только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного». Нужны новые технологии помогающие закладывать крепкий фундамент здоровья с детства, но при этом значение подвижной игры трудно переоценить.

Подвижные игры долгие годы служили лучшим средством формирования здорового, социально активного подрастающего поколения, воспитывающие личностные качества, необходимые человеку в современном мире. Интерес детей к подвижным играм – важный компонент здоровьесбережения. Проблематикой использования подвижных игр занимались Э. Я. Степаненкова, В. А. Страковский, Е. А. Тимофеев. Российские педагоги-психологи П. Ф. Лесгафт, В. В. Гориневский, придавали огромное значение подвижной игре как фактору влияния на физическое развитие детворы.

По данным ученых уровень двигательного развития дошкольников низок и, причина этому – современный образ жизни семей, в которых они воспитываются. Медики же отмечают снижение двигательной активности детей, а это потеря и в здоровье, и в развитии. Поэтому не случайно в программе воспитания и обучения детей на первом месте стоит вопрос здоровья.

Стремление ребенка к движению естественная потребность уже с раннего возраста и обычно, дети стараются удовлетворить её в подвижной игре. В семье и в детском саду игра – непременный спутник жизни каждого ребёнка. Подвижные игры оказывают большое влияние на нервно-психическое развитие. Игра позволяет совершенствовать быстроту реакции и координацию, инициативность в игровой деятельности, способствует уверенности и настойчивость детей в игре. Совместные игровые и соревновательные действия сближают детей, сплачивают детский коллектив. Обязательное условие успешного проведения подвижных игр – учет индивидуальных особенностей организма ребенка и его состояние здоровья. Сопровождение подвижных игр текстом и считалками пополняет словарный запас и речь детей. Умелое руководство движения детей в игре положительно влияет на деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В игре, как ни в какой другой деятельности воспитывается организованность, отзывчивость, доброжелательность, стремление к взаимопомощи. 

Передача культурного наследия и использование подвижных игр – один из интересных моментов физического развития детей. Содержание образовательной области «Физическое развитие» предполагает совершенствование педагогических подходов. Таким образом, можно рассматривать вопрос об использовании подвижных игр для повышения мотивации и эффективности педагогического воздействия на ребенка в организованной образовательной деятельности.

Использование подвижных игр помогает осуществить интегрированный подход при организации образовательного процесса в разных областях: развивает мышление, воображение, умственные способности; воспитывает активность, сноровку, сообразительность; повышает интерес к народному творчеству; развивает нравственные и физические качества, навыки свободного общения со сверстниками, воспитывает патриотические чувства. Предоставляется широкая возможность разнообразно использовать формы и методы, которые позволяют преодолеть монотонность, повышают интерес к занятиям физической культурой, и способствует успешному накоплению двигательного опыта детей.

Итоги педагогического мониторинга в образовательной области «Физическое развитие» детей старшего дошкольного возраста выявили рост детей с высоким уровнем физической подготовленности и уменьшение числа детей со средним и низким уровнем.

Целенаправленное использование подвижных игр помогло детям овладеть:

  • основами ЗОЖ, потребностями в ежедневной двигательной активности;
  • навыками самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности. Работа по использованию подвижных игр дала положительные результаты:
  • у детей расширились знания о многообразии игр;
  • обогатился словарный запас;
  • сформированы двигательные навыки;
  • развиты коммуникативные навыки, эмоционально-волевая сфера.

Благодаря подвижным играм сохраняются и передаются народные традиции, а его использование способствует развитию интереса к физической культуре, овладению основами здорового образа жизни и духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Гипотеза подтвердилась: физическое развитие детей более эффективно при условии использования подвижных игр.

Приобретённый двигательный опыт создаёт предпосылки для последующей спортивной деятельности. Личность ребенка гармонично формируется, так как игра для ребенка – это движущая сила саморазвития, самопознания и самосовершенствования. Применение и использование подвижных игр на практике – на занятиях физической культурой и на прогулке, смогут устранить жестокость и разрозненность среди подростков, сформировать детский характер, в некотором роде оказать влияние на выбор будущей профессии.

Передать все навыки и правила игр из детства взрослых смогут, конечно, только сами взрослые, дома – родители, в детском саду – педагоги. Ведь известно, что нотации и чтения морали только отдаляют ребенка от взрослого, а совместная игровая деятельность сплачивает детей со сверстниками, с семьёй, с педагогами детского сада.

Эффективность проведения подвижных игр доказана. Важнейшее достоинство подвижных игр – богатство и разнообразие движений, свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ «Перспектива», 2014. – 32 с.
  2. Асташина М., Трещев О. Фольклор в физическом воспитании дошкольников. Дошкольное образование. – 1997. – № 3.
  3. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов – СПб: «Детство-Пресс», 2016. – 192 с.
  4. Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду»: методическое пособие – СПб: «Детство-Пресс», 2010. – 160 с.
  5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Уч/методич. пособие. – СПб: «Детство-Пресс», 2014.
  6. Кокуева Л.Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М.: АРКТИ, 2015.
  7. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: «Педагогическое общество России», 2005.

Поделиться

72

Денисенко С. В., Лихошерстов А. В. Повышение мотивации к занятиям физической культурой посредством использования подвижных игр // Актуальные исследования. 2024. №50 (232). URL: https://apni.ru/article/10731-povyshenie-motivacii-k-zanyatiyam-fizicheskoj-kulturoj-posredstvom-ispolzovaniya-podvizhnyh-igr

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января