Главная
АИ #50 (232)
Статьи журнала АИ #50 (232)
Государственный финансовый контроль в условиях цифровой экономики: тенденции, пр...

Государственный финансовый контроль в условиях цифровой экономики: тенденции, проблемы и пути решения

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

государственный финансовый контроль
цифровизация
современные технологии

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности развития государственного финансового контроля в условиях цифровой экономики, включая современные тенденции, такие как автоматизация, использование больших данных, блокчейна и искусственного интеллекта. Анализируются основные проблемы, включая кадровый дефицит, киберугрозы и устаревшая нормативно-правовая база, а также предлагаются пути их решения, направленные на повышение прозрачности и эффективности контроля.

Сделан вывод о необходимости комплексного подхода, сочетающего внедрение цифровых технологий с развитием инфраструктуры и законодательной базы, что позволит укрепить управление государственными финансами в условиях глобальных изменений.

Текст статьи

Государственный финансовый контроль в условиях цифровой экономики претерпевает значительные трансформации, что обусловлено быстрым развитием информационных технологий и увеличением объема цифровых данных. Такие изменения создают как новые возможности, так и определенные вызовы в системе контроля государственных финансов.

Цифровизация способствует повышению прозрачности и оперативности финансового контроля. Современные технологии позволяют автоматизировать сбор, обработку и анализ данных, что существенно снижает риски человеческого фактора, таких как ошибки и коррупционные проявления. Например, внедрение систем больших данных и искусственного интеллекта позволяет в реальном времени отслеживать бюджетные потоки, выявлять отклонения и предотвращать финансовые нарушения на ранних стадиях. Также развивается применение блокчейн-технологий, которые обеспечивают надежность и защищенность финансовой информации, что особенно важно для госзакупок и распределения бюджетных средств.

Однако развитие цифровой экономики в сфере государственного финансового контроля сопровождается рядом проблем.

Во-первых, для внедрения и поддержки новых технологий требуются значительные финансовые и кадровые ресурсы [6, с. 3201].

Во-вторых, остро встает вопрос кибербезопасности: необходимость защиты финансовой информации от хакерских атак и утечек данных требует серьезного внимания [6, с. 3201].

В-третьих, остается проблема подготовки кадров: многие специалисты в области государственного финансового контроля не обладают достаточными компетенциями в области IT, что затрудняет интеграцию цифровых решений [6, с. 3201].

Также вызовом является законодательная база, которая не всегда успевает адаптироваться к новым реалиям и не всегда учитывает специфику цифровой экономики.

Для преодоления этих проблем требуется комплексный подход. Прежде всего, необходимо развитие нормативно-правовой базы, которая будет учитывать специфику цифровых инструментов в государственном финансовом контроле. Следует уделить внимание обучению и переквалификации специалистов, что обеспечит их готовность работать с новыми технологиями. Не менее важно развивать инфраструктуру кибербезопасности, инвестируя в надежные системы защиты данных. Также целесообразно внедрять стандарты и методологии для использования цифровых технологий, которые позволят унифицировать процессы контроля и повысить их эффективность.

Таким образом, государственный финансовый контроль в условиях цифровой экономики представляет собой сложный, но перспективный процесс, требующий, как адаптации традиционных методов, так и внедрения инновационных подходов. Развитие этой сферы возможно только при условии комплексного подхода, направленного на преодоление существующих вызовов и реализацию потенциала цифровых технологий для повышения прозрачности и эффективности управления государственными финансами.

Следующая далее таблица содержит основные подходы к решению проблем, сопровождающих процессы государственного финансового контроля в условиях цифровизации экономики.

Таблица

Проблемы государственного финансового контроля в условиях цифровой экономики и пути их решения

Проблема

Описание

Пути решения

Недостаток кадров с IT-компетенциямиБольшинство специалистов в финансовом контроле не обладают достаточными знаниями и навыками в области работы с современными цифровыми технологиями.
  • Организация регулярного обучения и повышения квалификации;
  • Введение образовательных курсов в учебных заведениях для подготовки специалистов по цифровым технологиям в финансах [8, c. 267].
Высокая стоимость внедрения цифровых технологийЗакупка оборудования, разработка программного обеспечения и поддержка цифровых систем требуют значительных финансовых ресурсов.
  • Привлечение частных инвестиций через государственно-частное партнерство (ГЧП);
  • Постепенное внедрение технологий в рамках приоритетных направлений контроля [8, c. 267].
Устаревшая законодательная базаДействующие нормативно-правовые акты зачастую не соответствуют требованиям цифровой экономики и не регулируют использование новых технологий в контроле.
  • Обновление законодательства с учетом особенностей цифровых технологий;
  • Создание правовых норм для регулирования использования искусственного интеллекта и блокчейна [8, c. 267].
Риски киберугрозС развитием цифровых систем увеличивается вероятность хакерских атак, утечек данных и мошенничества.
  • Инвестирование в системы кибербезопасности;
  • Создание специализированных подразделений по мониторингу и реагированию на киберугрозы;
  • Проведение регулярных аудитов безопасности [8, c. 268].
Низкий уровень межведомственной интеграцииОтсутствие единого подхода к обмену данными между органами власти усложняет контроль и снижает его оперативность.
  • Создание единой государственной платформы для обмена данными;
  • Разработка стандартов интеграции информационных систем [8, c. 268].
Недостаточная прозрачность данныхОтсутствие доступа к полной и актуальной информации для анализа приводит к снижению качества контроля и трудностям в выявлении нарушений.
  • Введение стандартов открытых данных;
  • Создание общественных платформ для мониторинга государственных расходов [8, c. 268].
Сопротивление изменениям внутри системыНежелание персонала адаптироваться к новым технологиям, страх потерять рабочие места из-за автоматизации.
  • Проведение разъяснительной работы о преимуществах цифровизации;
  • Создание новых рабочих мест, связанных с внедрением и поддержкой цифровых систем [8, c. 268].
Ограниченные возможности анализа больших данныхНесмотря на наличие технологий Big Data, не все государственные структуры способны эффективно использовать их для контроля.
  • Внедрение платформ анализа больших данных;
  • Организация обучающих программ для сотрудников по работе с инструментами анализа [8, c. 269].
Сложности в международной координации контроляОтсутствие унифицированных стандартов мешает взаимодействию с зарубежными коллегами в вопросах трансграничного финансового контроля.
  • Участие в международных соглашениях и инициативах;
  • Гармонизация национального законодательства с международными стандартами [8, c. 269].
Риск технологической зависимостиИспользование зарубежного программного обеспечения и оборудования повышает зависимость от иностранных поставщиков и угрозу внешнего влияния.
  • Развитие отечественных технологий и программного обеспечения;
  • Поддержка локальных IT-компаний и стартапов через гранты и налоговые льготы [8, c. 270].
Нехватка инфраструктуры для внедрения новых технологийВ некоторых регионах отсутствуют необходимые условия (интернет, оборудование) для использования современных цифровых решений.
  • Создание государственной программы цифровизации регионов;
  • Обеспечение удаленных территорий доступом к современным инфраструктурным ресурсам [8, c. 270].
Низкий уровень доверия общества к результатам цифрового контроляОтсутствие прозрачности и осведомленности граждан может вызывать сомнения в справедливости и эффективности цифровых решений.
  • Проведение информационных кампаний о преимуществах цифровых технологий;
  • Обеспечение общественного контроля за расходами через платформы открытого правительства [8, c. 270].
Медленная адаптация технологий в государственных структурахБюрократические процедуры и низкая скорость принятия решений задерживают внедрение новых цифровых инструментов.
  • Упрощение административных процедур для внедрения технологий;
  • Формирование специализированных подразделений для управления цифровыми проектами [8, c. 270].

Таблица показывает, что каждую проблему можно решить, используя комплексный подход, включающий обучение, модернизацию законодательства, укрепление инфраструктуры и сотрудничество с бизнесом и международным сообществом.

Тенденции в развитии государственного финансового контроля в условиях цифровой экономики отражают стремление к повышению эффективности, прозрачности и надежности управления государственными финансами. Эти тенденции обусловлены стремительным развитием технологий и изменениями в экономической среде. Рассмотрим их более подробно:

1. Автоматизация процессов контроля

Одной из ключевых тенденций является автоматизация процедур государственного финансового контроля. Современные цифровые системы позволяют в реальном времени обрабатывать большие объемы данных, связанные с финансовыми потоками, что сокращает временные затраты на анализ и минимизирует человеческий фактор. Программы на основе алгоритмов машинного обучения могут автоматически находить отклонения в финансовых документах, а системы роботизированной автоматизации (RPA) берут на себя рутинные задачи [7, c. 14].

2. Использование больших данных (Big Data)

Сбор и анализ больших объемов данных стали важной частью контроля. Государственные органы используют технологии Big Data для интеграции и анализа информации из различных источников, таких как системы электронного бюджета, налоговые базы данных, банковские транзакции и системы государственных закупок. Это помогает выявлять скрытые связи между объектами контроля, прогнозировать риски и принимать обоснованные управленческие решения [4, c. 143].

3. Внедрение искусственного интеллекта (ИИ)

ИИ активно используется для аналитики и прогнозирования. Например, алгоритмы могут моделировать сценарии выполнения бюджета, оценивать вероятность нарушений или мошеннических схем и автоматизировать процесс выявления несоответствий. Использование ИИ позволяет контролирующим органам концентрироваться на наиболее проблемных зонах, снижая затраты на контроль и увеличивая его точность [4, c. 143].

4. Применение технологии блокчейн

Блокчейн становится популярным инструментом в финансовом контроле благодаря своим уникальным свойствам – прозрачности, неизменяемости данных и возможности автоматического исполнения смарт-контрактов. В сфере госзакупок, например, блокчейн помогает минимизировать риски коррупции, обеспечивая прозрачность всех этапов процесса закупок и исключая возможность манипуляций с финансовыми данными [4, c. 143].

5. Развитие электронных платформ и сервисов

Создаются специализированные платформы для мониторинга и анализа бюджетных потоков, таких как системы «Электронный бюджет» или «Госфинконтроль». Эти платформы интегрируют данные о доходах и расходах государственных учреждений, предоставляя органам контроля доступ к актуальной информации в режиме реального времени [5, c. 121].

6. Укрепление кибербезопасности

С ростом цифровизации возрастает и внимание к вопросам кибербезопасности. Финансовая информация становится мишенью для кибератак, что делает актуальным развитие технологий защиты данных, таких как шифрование, системы многофакторной аутентификации и мониторинга угроз [3, c. 87].

7. Использование облачных технологий

Государственные органы переходят на использование облачных систем для хранения и обработки данных. Это позволяет уменьшить затраты на инфраструктуру и повысить доступность данных для всех уровней управления. Важно, чтобы такие системы соответствовали строгим стандартам безопасности [5, c. 122].

8. Цифровизация документооборота

Еще одна важная тенденция – полный переход на цифровой документооборот. Это позволяет сократить бумажные расходы, ускорить процессы отчетности и снизить вероятность утери документов или внесения в них несанкционированных изменений [5, c. 123].

9. Внедрение риск-ориентированного подхода

Современные технологии позволяют перейти от тотального контроля к риск-ориентированному подходу, когда основные усилия сосредотачиваются на объектах с высоким уровнем рисков. Алгоритмы на основе ИИ и анализа данных помогают определять такие зоны, что делает контроль более целенаправленным и экономически эффективным [1, c. 23].

10. Использование мобильных приложений

Некоторые органы контроля внедряют мобильные приложения, которые позволяют пользователям сообщать о подозрительных транзакциях или подозрениях в нарушении бюджетного законодательства. Это повышает вовлеченность общества в процесс контроля [9, c. 142].

11. Интеграция искусственного интеллекта с существующими платформами

Еще одна важная тенденция – развитие адаптивных платформ, которые учатся в процессе использования. Например, интеграция ИИ с платформами электронного бюджета позволяет корректировать контрольные механизмы в зависимости от изменения внешней среды [2, c. 308].

12. Открытые данные

Важным трендом является развитие концепции открытого правительства, где данные о государственных расходах и доходах становятся общедоступными. Это стимулирует гражданский контроль и повышает доверие к государственным институтам [4, c. 144].

Перечисленные тенденции показывают, что цифровая экономика создает не только новые инструменты для повышения эффективности государственного финансового контроля, но и способствует его качественной трансформации. При этом успешное внедрение таких решений зависит от готовности органов власти адаптироваться к изменениям и развивать цифровую инфраструктуру.

Государственный финансовый контроль в условиях цифровой экономики представляет собой ключевой инструмент обеспечения эффективности, прозрачности и целевого использования бюджетных средств. Анализ современных тенденций демонстрирует значительный потенциал цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, большие данные, блокчейн и облачные платформы, которые существенно повышают оперативность и точность контроля, минимизируют риски человеческого фактора и создают новые возможности для анализа финансовых потоков. Автоматизация процессов, внедрение риск-ориентированного подхода и развитие интегрированных систем государственного контроля формируют основу для перехода к качественно новому уровню управления государственными финансами.

Однако процесс цифровизации не обходится без сложностей. Ключевые проблемы связаны с недостаточной подготовленностью кадров, высокой стоимостью внедрения технологий, рисками киберугроз, несовершенством законодательной базы, а также низкой степенью межведомственной интеграции. Эти вызовы требуют системного подхода, включающего инвестиции в развитие инфраструктуры, модернизацию нормативно-правовой базы, обучение персонала и укрепление международного сотрудничества. Важно также развивать отечественные технологические решения, чтобы минимизировать зависимость от зарубежных поставщиков и обеспечить устойчивость национальной системы контроля.

Реализация эффективного государственного финансового контроля в условиях цифровой экономики требует баланса между внедрением инноваций и управлением возникающими рисками. Комплексный подход, основанный на стратегическом планировании, прозрачности и открытости данных, позволит не только решать текущие проблемы, но и формировать долгосрочные предпосылки для устойчивого развития системы государственного управления. Таким образом, цифровизация финансового контроля становится не просто необходимостью, но и стратегическим ресурсом повышения эффективности управления общественными финансами в условиях современных вызовов и динамично меняющегося мира.

Список литературы

  1. Афанасьева М.А. Цифровая трансформация операционной деятельности органов государственного финансового контроля как необходимое условие риск-ориентированного подхода // В сборнике: Государственный финансовый контроль в условиях цифровой экономики: проблемы и решения. Сборник статей участников I Межвузовской научной студенческой конференции. Москва, 2020. С. 23-31.
  2. Болотнова Е.А. и др. Цифровизация государственного финансового контроля в РФ // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 45 (4). – С. 306-310.
  3. Государственные финансы: Учеб. пособие. – 2-е изд. / Под общ. ред. Н.И. Берзона. – М.: Юрайт, 2023. – 144 с.
  4. Павлов В.Е., Карепина О.И. Цифровые технологии в области государственного финансового контроля // В сборнике: Научный вектор. Сборник научных трудов. Ростов-на-Дону, 2024. С. 143-145.
  5. Патракова П.С. и др. Внедрение цифровых технологий в систему государственного финансового контроля // В сборнике: Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов Юга России. Сборник научных трудов по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции. Майкоп, 2023. С. 120-125.
  6. Растегаева Ф.С., Данилова Н.О. Государственный финансовый контроль в рамках цифровой экономики // Креативная экономика. – 2020. – № 12. – С. 3201-3212.
  7. Февронин А.Б. Автоматизация бюджетного процесса: шаг к эффективному управлению общественными финансами // Управление городом: теория и практика. – 2024. – № 3 (53). – С. 13-16.
  8. Храмченко А.А. и др. Актуальные проблемы системы государственного финансового контроля и пути их решения // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. – № 36 (4). – С. 266-271.
  9. Шевченко А.А. Цифровая трансформация в государственном финансовом контроле: новые технологии и вызовы // В сборнике: Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. Сборник статей по материалам CXCIX студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2024. С. 141-147.

Поделиться

146

Шунков Д. С. Государственный финансовый контроль в условиях цифровой экономики: тенденции, проблемы и пути решения // Актуальные исследования. 2024. №50 (232). URL: https://apni.ru/article/10736-gosudarstvennyj-finansovyj-kontrol-v-usloviyah-cifrovoj-ekonomiki-tendencii-problemy-i-puti-resheniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января