Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

самообслуживание
хозяйственно-бытовой труд
ручной труд
труд в природе

Аннотация статьи

В статье выделены четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.

Текст статьи

Труд детей в детском саду разнообразен. Это позволяет поддерживать у воспитанников интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание и образование.

Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста включает следующие виды:

  1. Самообслуживание. Это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, умывание). За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию: уборка постели, уход за волосами, обувью.
  2. Хозяйственно-бытовой труд. Направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Включает в себя умение поддерживать и наводить порядок в групповой комнате (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять лёгкую мебель), принимать участие в приготовлении пищи, в труде по ремонту книг, игрушек, одежды, подготовке к занятиям, прогулкам. Труд в природе. Предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.
  3. Ручной труд. Направлен на изготовление предметов, которые в последствии можно использовать в играх, в развлечениях, быту. Ручной труд способствует развитию рук, глаз, совершенствованию координации движений, точности выполнения движений.

Формы организации трудового воспитания включают поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

В руководстве трудом детей необходим индивидуальный подход. Ребёнка, который ещё слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых действиях. Неуверенного ребёнка надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если постараться, то всё получится.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми в силу ежедневной повторяемости действий. Самообслуживание в старшем дошкольном возрасте включает в себя формирование навыков самостоятельного приёма пищи, проведения гигиенических процедур, раздевания и одевания, бережного отношения к своим вещам и предметам быта.

Некоторые аспекты самообслуживания, которые развиваются у детей этого возраста:

  • Гигиена тела. Умение мыть руки и лицо, оттирать их насухо полотенцем, правильно пользоваться мылом, зубной щёткой, расческой перед зеркалом, ухаживать за ногтями.
  • Навыки опрятности. Умение пользоваться туалетом.
  • Гигиена быта. Умение наводить и поддерживать порядок в шкафах, в своей комнате, приводить в порядок свои вещи (складывать одежду, вешать её на вешалку, соблюдать порядок в своём шкафу, полках).

Для формирования навыков самообслуживания используются различные методы, такие как показ, объяснение, упражнения и игры. Главное условие – постоянная обратная связь (подбадривание и поощрение).

Самообслуживание способствует развитию самостоятельности, трудолюбия, аккуратности, бережного отношения к вещам, культуры поведения. Самообслуживание начинает восприниматься дошкольниками как обязанность.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Помогает решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Также дети продолжают ухаживать за животными – обитателями уголка природы, за мелкими домашними животными, живущими на участке детского сада: подготавливают корм и кормят рыбок, птиц, зверьков, моют поилки и кормушки, чистят клетки для птиц.

В старших группах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. При подборе дежурных учитываются растущие дружеские связи между детьми, удовлетворяется их желание работать с кем-либо из сверстников. Если умения одного из дежурных более совершенны, ему советуют быть внимательным к товарищу, оказывать ему помощь, но не лишать самостоятельности, не выражать свое недовольство его медлительностью или неумением. Учить детей согласовывать свои действия, определять, что надо делать с учетом действий товарища, договариваться о том, кто и какую часть работы будет выполнять, приучает к самоконтролю, экономным по времени и силам приемам труда.

Ручной труд в старшем возрасте предполагает самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов.

Задачи ручного труда в старшей группе:

  • развивать у детей желание заниматься ручным трудом;
  • приучать использовать в самостоятельной деятельности навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретённые на занятиях;
  • учить детей делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, флажки, сумочки, шапочки, книжки, игрушечную мебель и т. д.), сувениры для родителей, сотрудников детского сада, малышей, украшения на ёлку;
  • к концу года привлекать к участию в ремонте книг, настольно-печатных игр и других пособий и приучать рационально расходовать материал.

Некоторые виды ручного труда для детей старшего возраста:

  • самостоятельный простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов);
  • пришивание петель к новым полотенцам, халатам, одежде кукол и своей одежде; сортировка природного материала, подготовка его к работе; под руководством воспитателя изготовление мелкого счётного материала, пособий для занятий; изготовление заготовок для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, обклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).

Ручной труд способствует развитию многих умений и качеств детей, позволяет активизировать познавательные процессы: воображение, восприятие, память, речь, интеллект.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле, т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

Учитывая, что навыки самоорганизации у детей старшей группы развиты еще недостаточно, следует уделять большое внимание разъяснению способов расстановки оборудования, размещения инвентаря, распределения работы между ее участниками.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Дежурства вводятся постепенно. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Надо учить ребенка соблюдать последовательность в работе, контролировать его, приходить на помощь, учитывать его индивидуальные особенности.

Труд в дошкольном возрасте имеет большое значение для умственного развития детей: в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.

Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Важное значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.

Все эти задачи способствуют становлению компонентов трудовой деятельности: формированию мотивов и целей труда, определению объектов и характера труда, правильному отбору инструментов и материалов, становлению трудовой деятельности, умению оценить ее результаты.

Таким образом, необходимо отметить разнообразие видов детского труда в ДОУ: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Осуществляя широкую программу трудового воспитания, формируя знания о трудовых процессах (цели, материалах и инструментах, трудовых действиях и результате) необходимые для участия в труде умения и их направленности (получение общественно полезного продукта) – все это обеспечивает успешность самостоятельного труда детей. Овладение навыками оказывает непосредственное влияние и на формирование личностных качеств, например самостоятельности. Ребенок становится способным не только сам умыться, раздеться, протереть пыль, убрать игрушки на место, но и помочь другим детям. Это позволяет ему не только утвердиться в коллективе в качестве умелого и отзывчивого товарища, приобрести уверенность в себе, в своих возможностях. Все это создает благоприятную основу воспитания таких качеств, как ответственность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, решительность.

Список литературы

  1. Борисова З.Н. Дежурства в детском саду, как средство воспитания ответственности у детей.
  2. Власова И.Д. Воспитание дошкольника в труде. – М., 1971.

Поделиться

121

Гукова И. А., Исланкина Н. В., Бушуева О. М. Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Роль науки в формировании устойчивого будущего: глобальные вызовы и возможности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 декабря 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 97-101. URL: https://apni.ru/article/10746-trudovoe-vospitanie-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января