В условиях модернизации современного дошкольного образования профессионализм педагога рассматривается в ракурсе профессиональных компетенций, обеспечивающих эффективность трудовых действий, направленных на совершенствование качества образовательного процесса, в центре которого находится ребенок в роли действующего субъекта.
Образовательный процесс в современной дошкольной образовательной организации является источником движений и противоречий в условиях развития цифровизации общества. Наряду с этим существует реальная потребность в осуществлении процессов гуманизации дошкольного образования в эпоху цифровизации, которая обеспечит баланс активности взрослого и ребенка в образовательном процессе в условиях субъект-субъектного взаимодействия.
Категория «педагогическое взаимодействие» имеет важную процессуальную характеристику, субъективное взаимовлияние. Возможные результаты этого влияния прогнозируются при постановке педагогических целей и задач.
Известно, что образованию любых целей предшествуют ценностные основания, которые формируются на базе мотивационной составляющей психики человека. Поэтому, не вызывает сомнения определяющая роль ценностного самоопределения педагога в пространстве педагогической реальности для результативности образовательного процесса в целом. Для адекватной реализации основных идей ФГОС дошкольного образования, связанных с поддержкой активности, инициативы и выбора ребенка в образовательном процессе, педагогу необходимо научиться создавать условия развития, отвечающие интересам современного ребенка, который растет в век интенсивного использования информационных технологий.
Проблема восприятия информации детьми, давно не дает покоя педагогам. Практически любое действие человека в жизни связано с необходимостью восприятия и переработки информации. Создать условия для анализа и переработки информации является главным тезисом деятельностного подхода к образованию.
Исходя из очевидного факта, что развитие человека происходит внутри некоего культурного целого, где исторически присутствуют результаты опыта деятельности предшествующих поколений, целесообразно организовывать образовательный процесс по событийному принципу, ориентируясь на праздники, традиции, объекты и предметы культурного наследия, которые могут выступать в качестве системообразующего фактора. Однако современный педагог детского сада всё же склонен пока придерживаться традиционной модели взаимодействия с детьми с преобладающей активной позицией взрослого, контролирующего действия детей в образовательном процессе. Данный факт подтверждается наиболее часто встречающимися в речи педагогов словами и словосочетаниями, контролирующего и инструктирующего характера. Например, «заканчивайте играть», «ты всё съел?», «вы убрали все игрушки?», «возьми кубик синего цвета». Модель взаимодействия, ориентированная на ребенка как активного субъекта, будет представлять иное семантическое поле с лексическими категориями, которые будут предлагать ребенку выбор не только средств, но и условий осуществления образовательной деятельности, где каждый ребенок может быть соавтором образовательной среды группового помещения. Такая роль даст ребенку возможность иметь авторское речевое пространство для развития его коммуникативных качеств, необходимых для адаптации и социализации в условиях интенсивных информационных потоков постоянно изменяющегося мира. Поэтому, безопасная, информативная среда, удовлетворяющая потребность ребенка в экспериментировании и новизне преобразования может быть создана педагогом, владеющим педагогической импровизацией. Современному педагогу детского сада на фоне многообразия информации, пронизывающей все сферы жизни и деятельности, необходимо действовать на основе профессионального опыта с учетом сложившейся ситуации без предварительного осмысления и обдумывания, которые дают возможность проявляться нешаблонным способам действия в конкретных образовательных ситуациях.
Импровизационная готовность педагога может проявляться содержанием профессиональной компетентности педагога, мобильностью специальных знаний на фоне его общей в культуры и эрудированности в условиях нетиповых ситуаций, требующих быстрой ориентации и принятия оперативных решений. Несмотря на то, что педагогическая импровизация сложный процесс, она может легко проявляться в различных формах. Это может быть словесное действие, например реплика, использование художественного слова, аналогия. Импровизация может проявляться в форме физического действия (жест, особый взгляд, поза). Иногда интересны смешанные варианты словесно-физических действий такие, как игры, игровые упражнения, актерские этюды. Как известно, импровизация, так же как и любое другое явление не возникает из ничего. Опыт анализа типичных образовательных ситуаций, основанный на умении выявлять тенденции, может быть качественной основой для тренировки педагогической импровизации.
Таким образом, в рамках профессионального развития современного педагога дошкольного образования целесообразно создание условий для обучения педагогической импровизации посредством системы специальных упражнений интерактивного характера, специфика которых состоит в постепенном снижении времени, отведенного на принятие решения в нестандартной образовательной ситуации. В связи с этим, рекомендуется включать вышеуказанные практические компоненты в курсы повышения квалификации педагогов дошкольного образования в системе постдипломного педагогического образования.