Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Очевидно, что этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.
Патриотическое воспитание ребенка – основа формирования будущего гражданина.
В Федеральной образовательной программе одними из задач патриотического воспитания является:
Федеральная образовательная программа (ФОП ДО) (Приказ Минпросвещения от 25.11.2022 №1028):
- Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина РФ, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
- Создание единого ядра содержания ДО, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социо-культурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
Функции включенные в нормативы ФОП:
- создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;
- воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.
Этапы патриотического воспитания дошкольников (ФОП):
- предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
- когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
- художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством).
Исходя из ФОП в нашем детском саду была разработана система работы для патриотического воспитания дошкольников. А именно, использование подвижных игр родного края, в работе с дошкольниками как средство патриотического воспитания.
Формы работы:
Онлайн экскурсии, проведение патриотических праздников, досуги, общественно-значимые акции «Бессмертный полк», выставки детских работ, спортивные праздники, детские и детско-взрослые проекты, творческие конкурсы.
Наша работа по патриотическому воспитанию проходит в 2 этапа:
Первый этап:
Совместная деятельность детей и педагогов:
- Рассматривание картинок, фотографий.
- Чтение художественной литературы.
- Беседы о традициях Белгородского народа.
- Разучивание с детьми речитативов, необходимых для проведения игр.
Деятельность родителей:
- Просмотр с детьми русских народных сказок.
- Знакомство детей с играми своего детства.
- Совместное творчество с детьми (подготовка атрибутов для проведения игр).
- Совместное участие в играх, проводимых во дворе.
Второй этап:
Применение игр на занятиях по физической культуре, прогулках, спортивных и музыкальных развлечениях, праздниках.
Так же нами был разработан план мероприятий на год по физическому развитию.
Таблица
План мероприятий с применением подвижных игр родного края
Месяц | Мероприятие | Задачи мероприятия | Участники |
Октябрь | 1. Спортивный досуг «Белгородская ярмарка» Игры: «А мы просо сеяли», «Пчелы», «Трифон», «Золотые ворота», «Холсты» 2. День флага Белгородской области. Игры: «Найди свой флажок», «Игра Веночек», «Веревочка», «Холсты» | Приобщение детей к традициям родного края. | Дети старшего дошкольного возраста |
Ноябрь | 1.Спортивный праздник «Праздник подвижных игр родного края» Игры: «Лиска-лиса», «Ляли-ляли», «Золотые ворота» 2.«День народного единства» Игры: «Шатер», «Трифон», «Передай флажок по кругу» | Привить любовь к культуре родного края. | Дети старшего дошкольного возраста |
Февраль | Детская масленица «Веселье да смех у нас лучше всех». Игры: «Цапки», «Тетерка», «Крута гора», «Плетень», «Разлучка», «Сковорода» | Приобщение детей к традициям родного края. | Дети старшего дошкольного и среднего возраста |
Февраль | День Защитника Отечества Игры: «Пограничники и нарушители», «Саперы», «Моряки», «Переправа», «Живой ручеек» | Приобщение детей к культуре родного края. | Дети старшего дошкольного возраста |
Апрель | Развлечение «Пасхальное воскресение» Игры: «Подкиды», «Латка», «Лапша», «Веревочка» | Приобщение детей к культуре родного края. | Дети старшего дошкольного возраста |
Май | 9 Мая – День Победы Игры: «Переправа», «Стрикач», «Флажок», «Заря» | Приобщение детей к памятным событиям. | Дети старшего дошкольного и среднего возраста |
Июнь | «День России» Игры: «Иван-косарь», «Штандер», «По отвагу», «Подними платок», «Ручеек», «Игра с ложками» | Приобщение детей к традициям родного края. | Дети старшего дошкольного возраста |
Июль | Досуг «Зарница» Игры: «Петушиный бой», «Подкиды», «Латка», «Царь-Государь», «Овес» | Приобщение детей к традициям | Дети старшего дошкольного возраста |
Август | «День освобождения города Белгорода» Игры: «В колышки», «Путаница», «Штандер», «По отвагу», «Веселый бубен», «Разноцветный зонтик» | Приобщение детей к традициям родного края. | Дети старшего дошкольного возраста |
Навыки и привычки формируются при условии многократных повторений.
Для повышения положительных результатов необходимо многократное и систематическое повторение игр.
В результате у детей:
- формируются знания об истории и традициях родного края;
- повышается интерес и уважения к прошлому своего народа, к людям
- старшего поколения;
- повышается чувства патриотизма; чувства гордости за свой народ, свою малую Родину;
- дети умеют самостоятельно играть в подвижные игры;
- дети осмысленно и активно участвуют в подвижных играх родного края.
- развитие физических качеств.
Предлагаем вам некоторые игры родного края:
Игра № 1 «Царь-государь» Село Колесники, Вейделевский район.
Оборудование: корона.
По считалке выбирается «Царь-государь» (водящий).
Я куплю себе дуду и по улице пойду.
Громче, дудочка, дуди: мы играем, ты води.
Дети становятся в круг. «Царь-государь» стоит за кругом.
Дети идут по кругу, приговаривая:
Ой, ты, царь-государь,
Варена картошка!
Не догонишь, не поймаешь,
Мы тебе не кошка!
На последних словах «царь-государь» дотрагивается до двух участников, стоящих рядом. Они разбегаются в разные стороны. Один из них должен занять место в кругу. Он становится ведущим. Тот, кто не успел занять место, выбывает из игры. Игра повторяется, пока не останется три игрока.
Игра № 2 «Шатер» Корочанский р-н.
Оборудование: Русские народные платки – 2 шт., стулья – 2 шт.
Дети делятся на две или несколько команд. Становятся вокруг стульчиков, которые накрыты, народными платками, идут вокруг стульчиков приговаривая:
Мы веселые ребята,
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем
И помчимся на лужок (на последние слова дети разбегаются, по команде «шатер», все бегут к своим стульчикам, поднимают платки над головой).
Игра № 3 «Селезень» Ракитянский р-н, село Нижние Пены
Оборудование: маски.
Выбирается селезень и уточка (мальчик, девочка) Играющие идут по кругу со словами:
Селезень уточку догонял,
Молодой уточку догонял:
«Ходи утица домой,
Ходи серая, домой!»
Селезень идет по часовой стрелке внутри круга, а уточка за кругом против, часовой. С окончанием пения селезень ловит уточку по типу игры «кошки и мышки». Поймав уточку, селезень ее заводит в круг. Повтор игры селезня и уточку выбирают других детей.
Игра № 4 «Калечена-Малечина» Белгородский район
На ладонь нужно поставить небольшую палочку, после чего произнести фразу:
«Калечина-Малечина», сколько часов до вечера?» и отпустить руку. Задача игроков удержать палочку, как можно дольше. Сразу же начинается счет. И так до тех пор, пока не упадет. Побеждает тот, у кого больше часов до вечера.
Рефлексия:
Мы сегодня не устали,
Потому что (поиграли)
Много нас собралось вместе,
Было очень (интересно)
Игр мы разных (увидали)
Новых много мы (узнали)
Будем мы с детьми (играть)
Подвижные игры родного края (не забывать).