Главная
АИ #50 (232)
Статьи журнала АИ #50 (232)
Использование подвижных игр родного края в работе с дошкольниками как средство п...

Использование подвижных игр родного края в работе с дошкольниками как средство патриотического воспитания

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

патриотическое воспитание
дошкольное образование
Федеральная образовательная программа
подвижные игры
традиции родного края

Аннотация статьи

Статья посвящена патриотическому воспитанию дошкольников в рамках Федеральной образовательной программы (ФОП ДО). Рассматривается роль дошкольных образовательных учреждений в формировании у детей первых представлений об окружающем мире, Родине, её культуре и традициях.

Текст статьи

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Очевидно, что этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.

Патриотическое воспитание ребенка – основа формирования будущего гражданина.

В Федеральной образовательной программе одними из задач патриотического воспитания является:

Федеральная образовательная программа (ФОП ДО) (Приказ Минпросвещения от 25.11.2022 №1028):

  1. Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина РФ, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
  2. Создание единого ядра содержания ДО, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социо-культурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

Функции включенные в нормативы ФОП:

  • создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;
  • воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.

Этапы патриотического воспитания дошкольников (ФОП):

  • предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
  • когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
  • художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством).

Исходя из ФОП в нашем детском саду была разработана система работы для патриотического воспитания дошкольников. А именно, использование подвижных игр родного края, в работе с дошкольниками как средство патриотического воспитания.

Формы работы:

Онлайн экскурсии, проведение патриотических праздников, досуги, общественно-значимые акции «Бессмертный полк», выставки детских работ, спортивные праздники, детские и детско-взрослые проекты, творческие конкурсы.

Наша работа по патриотическому воспитанию проходит в 2 этапа:

Первый этап:

Совместная деятельность детей и педагогов:

  1. Рассматривание картинок, фотографий.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Беседы о традициях Белгородского народа.
  4. Разучивание с детьми речитативов, необходимых для проведения игр.

Деятельность родителей:

  1. Просмотр с детьми русских народных сказок.
  2. Знакомство детей с играми своего детства.
  3. Совместное творчество с детьми (подготовка атрибутов для проведения игр).
  4. Совместное участие в играх, проводимых во дворе.

Второй этап:

Применение игр на занятиях по физической культуре, прогулках, спортивных и музыкальных развлечениях, праздниках.

Так же нами был разработан план мероприятий на год по физическому развитию.

Таблица

План мероприятий с применением подвижных игр родного края

МесяцМероприятиеЗадачи мероприятияУчастники
Октябрь

1. Спортивный досуг «Белгородская ярмарка»

Игры: «А мы просо сеяли», «Пчелы», «Трифон», «Золотые ворота», «Холсты»

2. День флага Белгородской области.

Игры: «Найди свой флажок», «Игра Веночек», «Веревочка», «Холсты»

Приобщение детей к традициям родного края.Дети старшего дошкольного возраста
Ноябрь

1.Спортивный праздник «Праздник подвижных игр родного края»

Игры: «Лиска-лиса», «Ляли-ляли», «Золотые ворота»

2.«День народного единства»

Игры: «Шатер», «Трифон», «Передай флажок по кругу»

Привить любовь к культуре родного края.Дети старшего дошкольного возраста
Февраль

Детская масленица «Веселье да смех у нас лучше всех».

Игры: «Цапки», «Тетерка», «Крута гора», «Плетень», «Разлучка», «Сковорода»

Приобщение детей к традициям родного края.Дети старшего дошкольного и среднего возраста
Февраль

День Защитника Отечества

Игры: «Пограничники и нарушители», «Саперы», «Моряки», «Переправа», «Живой ручеек»

Приобщение детей к культуре родного края.Дети старшего дошкольного возраста
Апрель

Развлечение «Пасхальное воскресение»

Игры: «Подкиды», «Латка», «Лапша», «Веревочка»

Приобщение детей к культуре родного края.

Дети старшего дошкольного

возраста

Май

9 Мая – День Победы

Игры: «Переправа», «Стрикач», «Флажок», «Заря»

Приобщение детей к памятным событиям.Дети старшего дошкольного и среднего возраста
Июнь

«День России»

Игры: «Иван-косарь», «Штандер», «По отвагу», «Подними платок», «Ручеек», «Игра с ложками»

Приобщение детей к традициям родного края.Дети старшего дошкольного возраста
Июль

Досуг «Зарница»

Игры: «Петушиный бой», «Подкиды», «Латка», «Царь-Государь», «Овес»

Приобщение детей к традициямДети старшего дошкольного возраста
Август

«День освобождения города Белгорода»

Игры: «В колышки», «Путаница», «Штандер», «По отвагу», «Веселый бубен», «Разноцветный зонтик»

Приобщение детей к традициям родного края.Дети старшего дошкольного возраста

Навыки и привычки формируются при условии многократных повторений.

Для повышения положительных результатов необходимо многократное и систематическое повторение игр.

В результате у детей:

  • формируются знания об истории и традициях родного края;
  • повышается интерес и уважения к прошлому своего народа, к людям
  • старшего поколения;
  • повышается чувства патриотизма; чувства гордости за свой народ, свою малую Родину;
  • дети умеют самостоятельно играть в подвижные игры;
  • дети осмысленно и активно участвуют в подвижных играх родного края.
  • развитие физических качеств.

Предлагаем вам некоторые игры родного края:

Игра № 1 «Царь-государь» Село Колесники, Вейделевский район.

Оборудование: корона.

По считалке выбирается «Царь-государь» (водящий).

Я куплю себе дуду и по улице пойду.

Громче, дудочка, дуди: мы играем, ты води.

Дети становятся в круг. «Царь-государь» стоит за кругом.

Дети идут по кругу, приговаривая:

Ой, ты, царь-государь,

Варена картошка!

Не догонишь, не поймаешь,

Мы тебе не кошка!

На последних словах «царь-государь» дотрагивается до двух участников, стоящих рядом. Они разбегаются в разные стороны. Один из них должен занять место в кругу. Он становится ведущим. Тот, кто не успел занять место, выбывает из игры. Игра повторяется, пока не останется три игрока.

Игра № 2 «Шатер» Корочанский р-н.

Оборудование: Русские народные платки – 2 шт., стулья – 2 шт.

Дети делятся на две или несколько команд. Становятся вокруг стульчиков, которые накрыты, народными платками, идут вокруг стульчиков приговаривая:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок (на последние слова дети разбегаются, по команде «шатер», все бегут к своим стульчикам, поднимают платки над головой).

Игра № 3 «Селезень» Ракитянский р-н, село Нижние Пены

Оборудование: маски.

Выбирается селезень и уточка (мальчик, девочка) Играющие идут по кругу со словами:

Селезень уточку догонял,

Молодой уточку догонял:

«Ходи утица домой,

Ходи серая, домой!»

Селезень идет по часовой стрелке внутри круга, а уточка за кругом против, часовой. С окончанием пения селезень ловит уточку по типу игры «кошки и мышки». Поймав уточку, селезень ее заводит в круг. Повтор игры селезня и уточку выбирают других детей.

Игра № 4 «Калечена-Малечина» Белгородский район

На ладонь нужно поставить небольшую палочку, после чего произнести фразу:

«Калечина-Малечина», сколько часов до вечера?» и отпустить руку. Задача игроков удержать палочку, как можно дольше. Сразу же начинается счет. И так до тех пор, пока не упадет. Побеждает тот, у кого больше часов до вечера.

Рефлексия:

Мы сегодня не устали,

Потому что (поиграли)

Много нас собралось вместе,

Было очень (интересно)

Игр мы разных (увидали)

Новых много мы (узнали)

Будем мы с детьми (играть)

Подвижные игры родного края (не забывать).

Список литературы

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург; «Детство-Пресс», 2008.
  2. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов мира. – М.; Просвещение, 1988.
  3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М; Просвещение, 1986.
  4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. – М.; Мозаика-Синтез, 2009.
  5. Кондратьева Н.Н. «Мы», Программа экологического образования детей. – СПб: М 94 «Детство-Пресс», 2006.
  6. Собиратели – работники культуры Белгородчины. Записи коренных жителей сел Белгородчины. – 1994-1995.

Поделиться

93

Макаренко А. Н. Использование подвижных игр родного края в работе с дошкольниками как средство патриотического воспитания // Актуальные исследования. 2024. №50 (232). URL: https://apni.ru/article/10748-ispolzovanie-podvizhnyh-igr-rodnogo-kraya-v-rabote-s-doshkolnikami-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января