Главная
АИ #50 (232)
Статьи журнала АИ #50 (232)
Использование подвижных игр родного края в работе с дошкольниками как средство п...

Использование подвижных игр родного края в работе с дошкольниками как средство патриотического воспитания

10 декабря 2024

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

патриотическое воспитание
дошкольное образование
Федеральная образовательная программа
подвижные игры
традиции родного края

Аннотация статьи

Статья посвящена патриотическому воспитанию дошкольников в рамках Федеральной образовательной программы (ФОП ДО). Рассматривается роль дошкольных образовательных учреждений в формировании у детей первых представлений об окружающем мире, Родине, её культуре и традициях.

Текст статьи

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Очевидно, что этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.

Патриотическое воспитание ребенка – основа формирования будущего гражданина.

В Федеральной образовательной программе одними из задач патриотического воспитания является:

Федеральная образовательная программа (ФОП ДО) (Приказ Минпросвещения от 25.11.2022 №1028):

  1. Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина РФ, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
  2. Создание единого ядра содержания ДО, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социо-культурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

Функции включенные в нормативы ФОП:

  • создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;
  • воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.

Этапы патриотического воспитания дошкольников (ФОП):

  • предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
  • когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
  • художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством).

Исходя из ФОП в нашем детском саду была разработана система работы для патриотического воспитания дошкольников. А именно, использование подвижных игр родного края, в работе с дошкольниками как средство патриотического воспитания.

Формы работы:

Онлайн экскурсии, проведение патриотических праздников, досуги, общественно-значимые акции «Бессмертный полк», выставки детских работ, спортивные праздники, детские и детско-взрослые проекты, творческие конкурсы.

Наша работа по патриотическому воспитанию проходит в 2 этапа:

Первый этап:

Совместная деятельность детей и педагогов:

  1. Рассматривание картинок, фотографий.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Беседы о традициях Белгородского народа.
  4. Разучивание с детьми речитативов, необходимых для проведения игр.

Деятельность родителей:

  1. Просмотр с детьми русских народных сказок.
  2. Знакомство детей с играми своего детства.
  3. Совместное творчество с детьми (подготовка атрибутов для проведения игр).
  4. Совместное участие в играх, проводимых во дворе.

Второй этап:

Применение игр на занятиях по физической культуре, прогулках, спортивных и музыкальных развлечениях, праздниках.

Так же нами был разработан план мероприятий на год по физическому развитию.

Таблица

План мероприятий с применением подвижных игр родного края

МесяцМероприятиеЗадачи мероприятияУчастники
Октябрь

1. Спортивный досуг «Белгородская ярмарка»

Игры: «А мы просо сеяли», «Пчелы», «Трифон», «Золотые ворота», «Холсты»

2. День флага Белгородской области.

Игры: «Найди свой флажок», «Игра Веночек», «Веревочка», «Холсты»

Приобщение детей к традициям родного края.Дети старшего дошкольного возраста
Ноябрь

1.Спортивный праздник «Праздник подвижных игр родного края»

Игры: «Лиска-лиса», «Ляли-ляли», «Золотые ворота»

2.«День народного единства»

Игры: «Шатер», «Трифон», «Передай флажок по кругу»

Привить любовь к культуре родного края.Дети старшего дошкольного возраста
Февраль

Детская масленица «Веселье да смех у нас лучше всех».

Игры: «Цапки», «Тетерка», «Крута гора», «Плетень», «Разлучка», «Сковорода»

Приобщение детей к традициям родного края.Дети старшего дошкольного и среднего возраста
Февраль

День Защитника Отечества

Игры: «Пограничники и нарушители», «Саперы», «Моряки», «Переправа», «Живой ручеек»

Приобщение детей к культуре родного края.Дети старшего дошкольного возраста
Апрель

Развлечение «Пасхальное воскресение»

Игры: «Подкиды», «Латка», «Лапша», «Веревочка»

Приобщение детей к культуре родного края.

Дети старшего дошкольного

возраста

Май

9 Мая – День Победы

Игры: «Переправа», «Стрикач», «Флажок», «Заря»

Приобщение детей к памятным событиям.Дети старшего дошкольного и среднего возраста
Июнь

«День России»

Игры: «Иван-косарь», «Штандер», «По отвагу», «Подними платок», «Ручеек», «Игра с ложками»

Приобщение детей к традициям родного края.Дети старшего дошкольного возраста
Июль

Досуг «Зарница»

Игры: «Петушиный бой», «Подкиды», «Латка», «Царь-Государь», «Овес»

Приобщение детей к традициямДети старшего дошкольного возраста
Август

«День освобождения города Белгорода»

Игры: «В колышки», «Путаница», «Штандер», «По отвагу», «Веселый бубен», «Разноцветный зонтик»

Приобщение детей к традициям родного края.Дети старшего дошкольного возраста

Навыки и привычки формируются при условии многократных повторений.

Для повышения положительных результатов необходимо многократное и систематическое повторение игр.

В результате у детей:

  • формируются знания об истории и традициях родного края;
  • повышается интерес и уважения к прошлому своего народа, к людям
  • старшего поколения;
  • повышается чувства патриотизма; чувства гордости за свой народ, свою малую Родину;
  • дети умеют самостоятельно играть в подвижные игры;
  • дети осмысленно и активно участвуют в подвижных играх родного края.
  • развитие физических качеств.

Предлагаем вам некоторые игры родного края:

Игра № 1 «Царь-государь» Село Колесники, Вейделевский район.

Оборудование: корона.

По считалке выбирается «Царь-государь» (водящий).

Я куплю себе дуду и по улице пойду.

Громче, дудочка, дуди: мы играем, ты води.

Дети становятся в круг. «Царь-государь» стоит за кругом.

Дети идут по кругу, приговаривая:

Ой, ты, царь-государь,

Варена картошка!

Не догонишь, не поймаешь,

Мы тебе не кошка!

На последних словах «царь-государь» дотрагивается до двух участников, стоящих рядом. Они разбегаются в разные стороны. Один из них должен занять место в кругу. Он становится ведущим. Тот, кто не успел занять место, выбывает из игры. Игра повторяется, пока не останется три игрока.

Игра № 2 «Шатер» Корочанский р-н.

Оборудование: Русские народные платки – 2 шт., стулья – 2 шт.

Дети делятся на две или несколько команд. Становятся вокруг стульчиков, которые накрыты, народными платками, идут вокруг стульчиков приговаривая:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок (на последние слова дети разбегаются, по команде «шатер», все бегут к своим стульчикам, поднимают платки над головой).

Игра № 3 «Селезень» Ракитянский р-н, село Нижние Пены

Оборудование: маски.

Выбирается селезень и уточка (мальчик, девочка) Играющие идут по кругу со словами:

Селезень уточку догонял,

Молодой уточку догонял:

«Ходи утица домой,

Ходи серая, домой!»

Селезень идет по часовой стрелке внутри круга, а уточка за кругом против, часовой. С окончанием пения селезень ловит уточку по типу игры «кошки и мышки». Поймав уточку, селезень ее заводит в круг. Повтор игры селезня и уточку выбирают других детей.

Игра № 4 «Калечена-Малечина» Белгородский район

На ладонь нужно поставить небольшую палочку, после чего произнести фразу:

«Калечина-Малечина», сколько часов до вечера?» и отпустить руку. Задача игроков удержать палочку, как можно дольше. Сразу же начинается счет. И так до тех пор, пока не упадет. Побеждает тот, у кого больше часов до вечера.

Рефлексия:

Мы сегодня не устали,

Потому что (поиграли)

Много нас собралось вместе,

Было очень (интересно)

Игр мы разных (увидали)

Новых много мы (узнали)

Будем мы с детьми (играть)

Подвижные игры родного края (не забывать).

Список литературы

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург; «Детство-Пресс», 2008.
  2. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов мира. – М.; Просвещение, 1988.
  3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М; Просвещение, 1986.
  4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. – М.; Мозаика-Синтез, 2009.
  5. Кондратьева Н.Н. «Мы», Программа экологического образования детей. – СПб: М 94 «Детство-Пресс», 2006.
  6. Собиратели – работники культуры Белгородчины. Записи коренных жителей сел Белгородчины. – 1994-1995.

Поделиться

838

Макаренко А. Н. Использование подвижных игр родного края в работе с дошкольниками как средство патриотического воспитания // Актуальные исследования. 2024. №50 (232). Ч.III. С. 55-58. URL: https://apni.ru/article/10748-ispolzovanie-podvizhnyh-igr-rodnogo-kraya-v-rabote-s-doshkolnikami-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#23 (258)

Прием материалов

7 июня - 13 июня

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

18 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

2 июля