Российская железная дорога (РЖД) – крупнейшая в мире железнодорожная сеть, охватывающая более 87 тысяч километров [1]. РЖД является ключевым звеном в российской экономике, обеспечивая перевозку более 80% всех грузов и значительную часть пассажирских перевозок [2]. В современных условиях глобализации и возрастающей конкуренции, РЖД стоит перед вызовом повышения эффективности и конкурентоспособности логистических систем и управления цепочками поставок (SCM).
Внедрение интеллектуальных систем управления (ИСУ) в сфере транспорта и логистики становится ключевым фактором для достижения этой цели. ИСУ основаны на принципах цифровизации и использовании искусственного интеллекта (ИИ) для оптимизации процессов планирования, управления, контроля и анализа, что позволяет значительно повысить эффективность, безопасность и устойчивость логистических операций.
Внедрение ИСУ на РЖД проходит через несколько этапов:
- Автоматизация отдельных процессов: в начале 2000-х гг. РЖД начало внедрять автоматизированные системы управления (АСУ) в отдельные области деятельности, например, в управлении движением поездов (ЕСУД) [4], управлении складами (WMS) [8], отслеживании грузов. Эти системы позволили частично автоматизировать процессы и повысить их эффективность.
- Развитие информационных систем: РЖД развивало информационные системы для управления инфраструктурой, подвижным составом, перевозками и взаимодействия с клиентами. Однако интеграция между системами была ограничена, что мешало объединению данных и принятию оптимальных решений.
- Внедрение ИИ: в последние годы РЖД активно внедряет искусственный интеллект (ИИ) в логистические системы для оптимизации планирования, управления, контроля и анализа. ИИ позволяет обрабатывать большие объемы данных, выявлять тренды и паттерны, и принимать оптимальные решения.
- Развитие цифровой платформы: РЖД создает единую цифровую платформу для объединения всех данных о логистических операциях, что позволяет повысить прозрачность и эффективность управления [9].
Основные направления внедрения ИСУ
Управление инфраструктурой:
- Мониторинг и диагностика: использование датчиков и интеллектуальных систем для мониторинга состояния путей, мостов, тоннелей и других объектов инфраструктуры. Данные с датчиков анализируются в реальном времени с использованием ИИ для выявления потенциальных проблем и определения необходимости ремонта [3].
- Предсказательное техническое обслуживание: применение ИИ для прогнозирования неисправностей и определения оптимального времени для обслуживания, что позволяет снизить затраты на ремонт и предотвратить аварии [3].
- Управление трафиком: использование систем управления движением для оптимизации расписания поездов, управления пропускной способностью и минимизации заторов [4].
- Автоматизированное управление сигнализацией и связью: внедрение интеллектуальных систем сигнализации и связи, таких как Единая система управления движением (ЕСУД), позволяет повысить безопасность движения, оптимизировать управление поездами и повысить пропускную способность железных дорог [4].
Управление подвижным составом:
- Мониторинг состояния: использование датчиков и интеллектуальных систем для отслеживания состояния локомотивов и вагонов в режиме реального времени. Данные с датчиков анализируются с использованием ИИ для определения неисправностей и потенциальных рисков.
- Оптимизация управления ресурсами: использование ИИ для определения оптимального использования локомотивов и вагонов, минимизации простоев и повышения эффективности.
- Предсказательное техническое обслуживание: использование ИИ для прогнозирования неисправностей и определения оптимального времени для технического обслуживания, что позволяет сократить затраты и повысить безопасность [5].
Управление перевозками:
- Оптимизация маршрутов: применение ИИ для определения оптимальных маршрутов для перевозки грузов, учитывая расстояние, время в пути, пропускную способность и другие факторы.
- Планирование и оптимизация графика: использование ИИ для оптимизации расписания движения поездов, учета спроса и увеличения эффективности.
- Управление составом поезда: применение ИИ для определения оптимального состава поезда, учитывая тип груза, веса, и другие факторы.
- Автоматизированное управление движением поездов: Разработка и внедрение систем автоматического управления поездами (например, системы автоматического ведения поезда (САВП) [6] для повышения безопасности и эффективности движения.
Управление цепочками поставок:
- Прозрачность и отслеживаемость: использование ИИ для отслеживания грузов в режиме реального времени, обеспечения прозрачности и контроля на всех этапах логистической цепочки.
- Оптимизация запасов: применение ИИ для прогнозирования спроса и оптимизации уровня запасов, что позволяет сократить затраты на хранение и минимизировать риски нехватки.
- Управление рисками: использование ИИ для идентификации и оценки рисков, связанных с логистическими операциями, а также для разработки мер по их минимизации.
Цифровизация и искусственный интеллект (ИИ) являются ключевыми технологиями для развития интеллектуальных систем управления на РЖД. Цифровизация позволяет создать единую цифровую платформу, которая объединяет все данные о логистических операциях. ИИ позволяет анализировать большие данные, определять тренды и паттерны, и принимать оптимальные решения для повышения эффективности и устойчивости логистических систем. Ключевые тенденции:
- Интернет вещей (IoT): широкое внедрение датчиков и сенсоров на инфраструктуре, подвижном составе, грузах для сбора данных в реальном времени.
- Блокчейн: внедрение блокчейн-технологий для обеспечения прозрачности и безопасности в цепочке поставок, отслеживания происхождения и движения грузов, а также для оптимизации логистических процессов.
- Искусственный интеллект (ИИ): использование ИИ для прогнозирования, анализа данных, оптимизации маршрутов, планирования и управления ресурсами.
- Облачные технологии: переход к облачным платформам для хранения и обработки данных, что позволяет сократить затраты на инфраструктуру и увеличить доступность данных.
- Мобильные приложения: разработка мобильных приложений для работников РЖД и клиентов для управления логистическими операциями, отслеживания грузов и получения информации в режиме реального времени.
Возможности:
- Повышение производительности и эффективности: ИСУ позволяют оптимизировать использование ресурсов, сократить время простоев и повысить пропускную способность железных дорог.
- Снижение затрат: оптимизация процессов планирования, управления и отслеживания грузов позволяет сократить затраты на логистические операции.
- Повышение безопасности: внедрение ИСУ позволяет повысить безопасность движения поездов, сократить число аварий и инцидентов.
- Улучшение экологической ситуации: ИСУ позволяют оптимизировать потребление топлива, сократить выбросы CO2 и повысить экологичность железнодорожного транспорта.
- Улучшение обслуживания клиентов: ИСУ позволяют предоставлять клиентам более качественные и быстрые услуги, а также повысить уровень удовлетворенности клиентов.
Несмотря на большие возможности, внедрение ИСУ на РЖД сталкивается с рядом вызовов:
- Нехватка квалифицированных кадров: требуется обучение и переподготовка специалистов для работы с ИСУ, что требует значительных инвестиций в образование.
- Отсутствие единых стандартов и интеграции систем: необходимо разработать единые стандарты для обмена данными и интеграции различных ИСУ, что потребует координации между разными отделами РЖД и взаимодействия с третьими сторонами.
- Безопасность данных: обеспечение безопасности данных в цифровых системах является ключевым вызовом, что требует внедрения современных систем кибербезопасности.
- Высокие затраты на внедрение: разработка и внедрение ИСУ требуют значительных инвестиций, что может быть препятствием для некоторых проектов.
- Сопротивление изменениям: внедрение ИСУ может встретить сопротивление со стороны работников РЖД, которые привыкли к традиционным методам работы.
Для повышения эффективности и конкурентоспособности логистических систем на РЖД с использованием ИСУ необходимо реализовать ряд мер:
- Разработка единой цифровой платформы: создание единой цифровой платформы, объединяющей все данные о логистических операциях, что позволит улучшить взаимодействие между различными подразделениями РЖД и повысить прозрачность данных.
- Внедрение искусственного интеллекта (ИИ): применение ИИ для анализа больших данных, прогнозирования спроса, оптимизации маршрутов и управления ресурсами.
- Создание центра компетенции по ИСУ: создание специализированного центра компетенции по ИСУ, который будет заниматься разработкой и внедрением интеллектуальных систем, а также обучением и подготовкой специалистов.
- Улучшение взаимодействия с государством: взаимодействие с государством для получения финансовой поддержки, разработки эффективных нормативно-правовых актов, а также стимулирования инвестиций в развитие интеллектуальных систем на РЖД.
- Разработка стратегии повышения цифровой грамотности работников: проведение обучения и переподготовки работников для работы с цифровыми технологиями и ИСУ, а также создание мотивационной системы для применения инноваций.
В будущем РЖД будет продолжать развивать ИСУ, фокусируясь на следующих направлениях:
- Разработка и внедрение автономных поездов: автономные поезда позволят повысить эффективность и безопасность железнодорожных перевозок, а также сократить затраты на персонал.
- Развитие искусственного интеллекта (ИИ): применение ИИ для автоматизации всех аспектов логистических операций, включая планирование, управление, контроль и анализ.
- Создание «умной» инфраструктуры: внедрение интеллектуальных систем в инфраструктуру РЖД, таких как «умные» пути, «умные» станции и «умные» терминалы.
- Создание единой платформы для управления цепочками поставок: внедрение единой платформы для управления цепочками поставок с использованием ИСУ, что позволит улучшить взаимодействие между разными участниками цепочки поставок и повысить ее эффективность.
- Создание цифровых двойников инфраструктуры и подвижного состава: цифровые двойники позволят проводить виртуальные тестирования и моделирование различных сценариев для оптимизации и повышения безопасности железнодорожных операций.
- Внедрение технологий «умного» города: интеграция интеллектуальных систем РЖД с системами «умного» города для улучшения транспортной инфраструктуры и управления движением в целом.
Интеллектуальные системы управления играют ключевую роль в повышении эффективности и конкурентоспособности логистических систем на РЖД. Внедрение цифровых технологий и искусственного интеллекта позволяет оптимизировать процессы планирования, управления и контроля, а также повысить прозрачность и безопасность логистических операций. Однако для успешной реализации ИСУ необходимо решить ряд вызовов, связанных с кадровыми ресурсами, стандартами и интеграцией систем, безопасностью данных и затратами на внедрение.