Главная
АИ #50 (232)
Статьи журнала АИ #50 (232)
Интеллектуальные системы управления на российской железной дороге: эволюция логи...

Интеллектуальные системы управления на российской железной дороге: эволюция логистики и цепочек поставок в эпоху цифровизации

Рубрика

Технические науки

Ключевые слова

интеллектуальные системы управления
транспортная логистика
управление цепочками поставок
автоматизация
эффективность
искусственный интеллект
российская железная дорога

Аннотация статьи

Российская железная дорога (РЖД) имеет важную роль в экономике страны, обеспечивая перевозку > 80% грузов. В условиях глобализации и растущего спроса на логистические услуги, РЖД стоит перед вызовом повышения эффективности и конкурентоспособности. Внедрение интеллектуальных систем управления (ИСУ) в транспортной сфере и управлении цепочками поставок (SCM) является ключевым фактором для достижения этой цели. В статье рассматриваются основные вызовы, связанные с внедрением ИСУ, и предлагаются решения для их преодоления.

Текст статьи

Российская железная дорога (РЖД) – крупнейшая в мире железнодорожная сеть, охватывающая более 87 тысяч километров [1]. РЖД является ключевым звеном в российской экономике, обеспечивая перевозку более 80% всех грузов и значительную часть пассажирских перевозок [2]. В современных условиях глобализации и возрастающей конкуренции, РЖД стоит перед вызовом повышения эффективности и конкурентоспособности логистических систем и управления цепочками поставок (SCM).

Внедрение интеллектуальных систем управления (ИСУ) в сфере транспорта и логистики становится ключевым фактором для достижения этой цели. ИСУ основаны на принципах цифровизации и использовании искусственного интеллекта (ИИ) для оптимизации процессов планирования, управления, контроля и анализа, что позволяет значительно повысить эффективность, безопасность и устойчивость логистических операций.

Внедрение ИСУ на РЖД проходит через несколько этапов:

  • Автоматизация отдельных процессов: в начале 2000-х гг. РЖД начало внедрять автоматизированные системы управления (АСУ) в отдельные области деятельности, например, в управлении движением поездов (ЕСУД) [4], управлении складами (WMS) [8], отслеживании грузов. Эти системы позволили частично автоматизировать процессы и повысить их эффективность.
  • Развитие информационных систем: РЖД развивало информационные системы для управления инфраструктурой, подвижным составом, перевозками и взаимодействия с клиентами. Однако интеграция между системами была ограничена, что мешало объединению данных и принятию оптимальных решений.
  • Внедрение ИИ: в последние годы РЖД активно внедряет искусственный интеллект (ИИ) в логистические системы для оптимизации планирования, управления, контроля и анализа. ИИ позволяет обрабатывать большие объемы данных, выявлять тренды и паттерны, и принимать оптимальные решения.
  • Развитие цифровой платформы: РЖД создает единую цифровую платформу для объединения всех данных о логистических операциях, что позволяет повысить прозрачность и эффективность управления [9].

Основные направления внедрения ИСУ

Управление инфраструктурой:

  • Мониторинг и диагностика: использование датчиков и интеллектуальных систем для мониторинга состояния путей, мостов, тоннелей и других объектов инфраструктуры. Данные с датчиков анализируются в реальном времени с использованием ИИ для выявления потенциальных проблем и определения необходимости ремонта [3].
  • Предсказательное техническое обслуживание: применение ИИ для прогнозирования неисправностей и определения оптимального времени для обслуживания, что позволяет снизить затраты на ремонт и предотвратить аварии [3].
  • Управление трафиком: использование систем управления движением для оптимизации расписания поездов, управления пропускной способностью и минимизации заторов [4].
  • Автоматизированное управление сигнализацией и связью: внедрение интеллектуальных систем сигнализации и связи, таких как Единая система управления движением (ЕСУД), позволяет повысить безопасность движения, оптимизировать управление поездами и повысить пропускную способность железных дорог [4].

Управление подвижным составом:

  • Мониторинг состояния: использование датчиков и интеллектуальных систем для отслеживания состояния локомотивов и вагонов в режиме реального времени. Данные с датчиков анализируются с использованием ИИ для определения неисправностей и потенциальных рисков.
  • Оптимизация управления ресурсами: использование ИИ для определения оптимального использования локомотивов и вагонов, минимизации простоев и повышения эффективности.
  • Предсказательное техническое обслуживание: использование ИИ для прогнозирования неисправностей и определения оптимального времени для технического обслуживания, что позволяет сократить затраты и повысить безопасность [5].

Управление перевозками:

  • Оптимизация маршрутов: применение ИИ для определения оптимальных маршрутов для перевозки грузов, учитывая расстояние, время в пути, пропускную способность и другие факторы.
  • Планирование и оптимизация графика: использование ИИ для оптимизации расписания движения поездов, учета спроса и увеличения эффективности.
  • Управление составом поезда: применение ИИ для определения оптимального состава поезда, учитывая тип груза, веса, и другие факторы.
  • Автоматизированное управление движением поездов: Разработка и внедрение систем автоматического управления поездами (например, системы автоматического ведения поезда (САВП) [6] для повышения безопасности и эффективности движения.

Управление цепочками поставок:

  • Прозрачность и отслеживаемость: использование ИИ для отслеживания грузов в режиме реального времени, обеспечения прозрачности и контроля на всех этапах логистической цепочки.
  • Оптимизация запасов: применение ИИ для прогнозирования спроса и оптимизации уровня запасов, что позволяет сократить затраты на хранение и минимизировать риски нехватки.
  • Управление рисками: использование ИИ для идентификации и оценки рисков, связанных с логистическими операциями, а также для разработки мер по их минимизации.

Цифровизация и искусственный интеллект (ИИ) являются ключевыми технологиями для развития интеллектуальных систем управления на РЖД. Цифровизация позволяет создать единую цифровую платформу, которая объединяет все данные о логистических операциях. ИИ позволяет анализировать большие данные, определять тренды и паттерны, и принимать оптимальные решения для повышения эффективности и устойчивости логистических систем. Ключевые тенденции:

  • Интернет вещей (IoT): широкое внедрение датчиков и сенсоров на инфраструктуре, подвижном составе, грузах для сбора данных в реальном времени.
  • Блокчейн: внедрение блокчейн-технологий для обеспечения прозрачности и безопасности в цепочке поставок, отслеживания происхождения и движения грузов, а также для оптимизации логистических процессов.
  • Искусственный интеллект (ИИ): использование ИИ для прогнозирования, анализа данных, оптимизации маршрутов, планирования и управления ресурсами.
  • Облачные технологии: переход к облачным платформам для хранения и обработки данных, что позволяет сократить затраты на инфраструктуру и увеличить доступность данных.
  • Мобильные приложения: разработка мобильных приложений для работников РЖД и клиентов для управления логистическими операциями, отслеживания грузов и получения информации в режиме реального времени.

Возможности:

  • Повышение производительности и эффективности: ИСУ позволяют оптимизировать использование ресурсов, сократить время простоев и повысить пропускную способность железных дорог.
  • Снижение затрат: оптимизация процессов планирования, управления и отслеживания грузов позволяет сократить затраты на логистические операции.
  • Повышение безопасности: внедрение ИСУ позволяет повысить безопасность движения поездов, сократить число аварий и инцидентов.
  • Улучшение экологической ситуации: ИСУ позволяют оптимизировать потребление топлива, сократить выбросы CO2 и повысить экологичность железнодорожного транспорта.
  • Улучшение обслуживания клиентов: ИСУ позволяют предоставлять клиентам более качественные и быстрые услуги, а также повысить уровень удовлетворенности клиентов.

Несмотря на большие возможности, внедрение ИСУ на РЖД сталкивается с рядом вызовов:

  • Нехватка квалифицированных кадров: требуется обучение и переподготовка специалистов для работы с ИСУ, что требует значительных инвестиций в образование.
  • Отсутствие единых стандартов и интеграции систем: необходимо разработать единые стандарты для обмена данными и интеграции различных ИСУ, что потребует координации между разными отделами РЖД и взаимодействия с третьими сторонами.
  • Безопасность данных: обеспечение безопасности данных в цифровых системах является ключевым вызовом, что требует внедрения современных систем кибербезопасности.
  • Высокие затраты на внедрение: разработка и внедрение ИСУ требуют значительных инвестиций, что может быть препятствием для некоторых проектов.
  • Сопротивление изменениям: внедрение ИСУ может встретить сопротивление со стороны работников РЖД, которые привыкли к традиционным методам работы.

Для повышения эффективности и конкурентоспособности логистических систем на РЖД с использованием ИСУ необходимо реализовать ряд мер:

  • Разработка единой цифровой платформы: создание единой цифровой платформы, объединяющей все данные о логистических операциях, что позволит улучшить взаимодействие между различными подразделениями РЖД и повысить прозрачность данных.
  • Внедрение искусственного интеллекта (ИИ): применение ИИ для анализа больших данных, прогнозирования спроса, оптимизации маршрутов и управления ресурсами.
  • Создание центра компетенции по ИСУ: создание специализированного центра компетенции по ИСУ, который будет заниматься разработкой и внедрением интеллектуальных систем, а также обучением и подготовкой специалистов.
  • Улучшение взаимодействия с государством: взаимодействие с государством для получения финансовой поддержки, разработки эффективных нормативно-правовых актов, а также стимулирования инвестиций в развитие интеллектуальных систем на РЖД.
  • Разработка стратегии повышения цифровой грамотности работников: проведение обучения и переподготовки работников для работы с цифровыми технологиями и ИСУ, а также создание мотивационной системы для применения инноваций.

В будущем РЖД будет продолжать развивать ИСУ, фокусируясь на следующих направлениях:

  • Разработка и внедрение автономных поездов: автономные поезда позволят повысить эффективность и безопасность железнодорожных перевозок, а также сократить затраты на персонал.
  • Развитие искусственного интеллекта (ИИ): применение ИИ для автоматизации всех аспектов логистических операций, включая планирование, управление, контроль и анализ.
  • Создание «умной» инфраструктуры: внедрение интеллектуальных систем в инфраструктуру РЖД, таких как «умные» пути, «умные» станции и «умные» терминалы.
  • Создание единой платформы для управления цепочками поставок: внедрение единой платформы для управления цепочками поставок с использованием ИСУ, что позволит улучшить взаимодействие между разными участниками цепочки поставок и повысить ее эффективность.
  • Создание цифровых двойников инфраструктуры и подвижного состава: цифровые двойники позволят проводить виртуальные тестирования и моделирование различных сценариев для оптимизации и повышения безопасности железнодорожных операций.
  • Внедрение технологий «умного» города: интеграция интеллектуальных систем РЖД с системами «умного» города для улучшения транспортной инфраструктуры и управления движением в целом.

Интеллектуальные системы управления играют ключевую роль в повышении эффективности и конкурентоспособности логистических систем на РЖД. Внедрение цифровых технологий и искусственного интеллекта позволяет оптимизировать процессы планирования, управления и контроля, а также повысить прозрачность и безопасность логистических операций. Однако для успешной реализации ИСУ необходимо решить ряд вызовов, связанных с кадровыми ресурсами, стандартами и интеграцией систем, безопасностью данных и затратами на внедрение.

Список литературы

  1. ОАО «РЖД». (2023). О компании. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rzd.ru/ (дата обращения: 17.09.2024).
  2. Министерство транспорта РФ. (2022). Статистический сборник «Транспорт России». [Электронный ресурс]. URL: https://mintrans.ru/ (дата обращения: 17.09.2024).
  3. Росстат. (2023). Статистические данные по грузовым и пассажирским перевозкам на железных дорогах России. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 17.09.2024).
  4. Борисов В.А., Борисова Н.В. (2021). Инновационные технологии в управлении транспортными системами. Наука и образование.
  5. Агафонов А.В., Мазалов В.А. (2021). Цифровая трансформация в логистике: перспективы и вызовы. Вестник Московского государственного университета путей сообщения.
  6. Европейская комиссия. (2021). Белая книга по транспорту: Защищенная и эффективная мобильность для всех. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/ (дата обращения: 20.09.2024).
  7. Хеншер Д.А., Баттон К. Дж. (2000). Экономика железнодорожного транспорта. Routledge.
  8. Баллу Р.Х. (2018). Бизнес-логистика / управление цепочками поставок. Pearson Education.
  9. Всемирный банк. (2019). Железные дороги: инвестиции в устойчивое будущее. Всемирный банк.
  10. ОЭСР. (2018). Эффективность грузовых перевозок: на пути к устойчивому будущему. ОЭСР.
  11. Институт железнодорожного снабжения. (2021). Будущее железных дорог: новое видение устойчивой мобильности. Институт железнодорожного снабжения.
  12. Обзор управления цепочками поставок. (2023). Влияние цифровизации на железнодорожную логистику. [Электронный ресурс]. URL: https://www.scmr.com/ (дата обращения: 20.09.2024).
  13. Управление логистикой. (2023). Блокчейн в железнодорожной логистике. [Электронный ресурс]. URL: https://www.logisticsmgmt.com/ (дата обращения: 20.09.2024).
  14. Обзор технологий MIT. (2023). Искусственный интеллект в транспорте. [Электронный ресурс]. URL: https://www.technologyreview.com/ (дата обращения: 20.09.2024).
  15. McKinsey & Company. (2022). Будущее транспорта: цифровая революция. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/ (дата обращения: 20.09.2024).

Поделиться

203

Буря Л. В., Котельников Д. Н., Меркулов С. Д. Интеллектуальные системы управления на российской железной дороге: эволюция логистики и цепочек поставок в эпоху цифровизации // Актуальные исследования. 2024. №50 (232). Ч.I.С. 6-10. URL: https://apni.ru/article/10752-intellektualnye-sistemy-upravleniya-na-rossijskoj-zheleznoj-doroge-evolyuciya-logistiki-i-cepochek-postavok-v-epohu-cifrovizacii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января