Один из ключевых институтов современных обществ – государственная служба, занимающая центральное место в структуре государственной власти Российской Федерации. Подписывая контракт на государственную службу, сотрудник государственного органа обязуется соблюдать правила должностной деятельности, следовать установленному графику работы, соблюдать ограничения, выполнять поручения и соответствовать требованиям к профессиональному поведению. В случае их недобросовестного выполнения или злоупотребления должностными полномочиями в зависимости от тяжести правонарушения государственные служащие могут быть привлечены к ответственности.
Одним из видов ответственности, которой могут быть подвергнуты государственные служащие, является административная.
Существует несколько оснований, по которым государственных служащих можно привлечь к административной ответственности:
- нормативное – совокупность нормативных предписаний, содержащих требования, предъявляемые к государственным служащим, содержащихся в административном законодательстве и призванных регулировать правовой порядок административной ответственности;
- фактическое основание – совершение деяния (действия или бездействия) государственным служащим, которое нарушает действующее административное законодательство;
- процессуальное основание – это вынесение в отношении государственного служащего административного акта компетентным субъектом о наложении административного взыскания за определенное административное правонарушение.
Фактическое основание привлечения государственного служащего следует из положений ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) [1] для привлечения государственного служащего к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ требуется совпадение двух обстоятельств: совершение им административного правонарушения при осуществлении профессиональной служебной деятельности (то есть в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением должностных (служебных) обязанностей), которое, выражено в несоблюдении законодательно установленных запретов и предписаний или повлекших нарушений прав граждан и юридических лиц, а также наличие у него статуса должностного лица (в соответствии с должностным или административным регламентом).
Административные правонарушения, за которые государственный служащий может быть привлечен к административной ответственности как должностное лицо можно подразделить на три основные группы: прямое нарушение нормативных правил, связанных с исполнением служебных обязанностей, неправомерные указания подчиненному данного должностного лица, неисполнение контрольных функций за исполнением обязанностей подконтрольными лицами, как находящимися, так и не находящимися в служебной зависимости.
В то же время, исходя из буквального прочтения статьи 2.4 КоАП РФ следует вывод, что основанием для административной ответственности государственного служащего выступает совершение им деяния, одновременно несущего в себе черты дисциплинарного проступка, ответственность за который наступает в соответствии с законодательством. Так, например, согласно положений Федерального закон от 27.07.2004 № 79-Ф «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2] государственный гражданский служащий выступает в качестве субъекта административной ответственности в случаях исполнения им неправомерного поручения (ч. 3 ст. 15), несоблюдения ограничений (ч. 3 ст. 16) и запретов (ч. 4 ст. 17), связанных с государственной гражданской службой, а также совершения им иных нарушений законодательства о государственной гражданской службе (ст. 68).
Правовые нормы, устанавливающие административную ответственность государственных служащих за совершение ими административных правонарушений, не связанные с исполнением должностных (служебных) обязанностей в КоАП РФ отсутствуют. В этих случаях государственный служащий подлежит административной ответственности на общих основаниях как физическое лицо.
Основанием наступления административной ответственности государственных служащих также является совершение ими коррупционных правонарушений. Так, исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [3] коррупция – незаконные действия, связанные со злоупотреблением должностным положением, получение взяток, дача взяток, коммерческий подкуп, а также использование полномочий вопреки законным интересам общества и государства. Целью этих действий является получение выгоды нематериального и материального характера для себя или для других лиц. В КоАП РФ содержится более двадцати составов административных правонарушений, за которые государственный служащий может быть привлечен к административной ответственности.
Совершение административного правонарушения государственным служащим влечет за собой наказание, предусмотренное действующим административным законодательством, где наказание выступает мерой административной ответственности. Согласно общим принципам административных санкций (ст. 3.1 КоАП РФ) целью административного взыскания при совершении правонарушения государственными служащими является удержание желания совершать новые преступные посягательства. Следует подчеркнуть, что по отношению к должностным лицам, действуют более строгие меры административной ответственности, нежели по отношению к гражданам. Обусловлено это особым правовым положением, а также повышенной ролью надлежащего исполнения возложенных функций и задач, должностных обязанностей.
За совершение административных правонарушений в отношении работника госструктуры могут быть применены такие меры административной ответственности, как: предупреждение, административный штраф или же дисквалификация.
Предупреждение – это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, выносимая в письменной форме. Обычно такая мера ответственности применяется в случае совершения правонарушения впервые, не имеющее серьезных последствий для государственных органов или других лиц. Предупреждение не является общедоступным документом и не обязательно для включения в служебное дело государственного служащего. В то же время оно может оказать влияние на профессиональную репутацию человека и повлиять на уровень доверия со стороны коллег.
Административный штраф является наиболее распространенным видом наказания за административные правонарушения, совершаемые государственными служащими. Данная мера административной ответственности в отношении госслужащего применяется в случае нарушения им законодательства Российской Федерации или же правил профессиональной этики. Наложение штрафа предусматривает как уплату установленной денежной суммы в государственный бюджет, так и удержание части его дохода или же ограничение социальных льгот. Размер штрафа определяется в соответствии с законодательством и может зависеть от характера нарушения и статуса госслужащего. Решение о назначении административного штрафа принимается на основе доказательств и может быть обжаловано в судебных инстанциях.
Дисквалификация – вид административного наказания обычно применяется к тем, кто серьезно или многократно нарушал стандарты государственной службы. Чтобы наложить эту санкцию на служащего, необходимо, чтобы его проступок соответствовал нескольким критериям: наличие умысла, доказательная база, корыстные побуждения и отягчающие обстоятельства. Суд может устанавливать дисквалификацию на период от шести месяцев до трех лет в соответствии с п. 2 ст. 3.11 КоАП РФ, а также возможность лишения государственного служащего права занимать должность. После решения суда о дисквалификации информация о лице должна быть внесена в специальный реестр, данные которого доступны всем. Лицо может быть исключено из реестра, если санкция была отменена или истек её срок.
Повышение уровня доверия к государственным служащим и укрепление государственной власти в Российской Федерации обеспечивается справедливым применением мер административной ответственности.
Представляется, что в КоАП РФ целесообразно ввести статью, нормы которой бы, во-первых, установили специальный субъект административной ответственности – «государственный гражданский служащий, замещающий должности государственной гражданской службы категории «руководитель» и «специалист»; во-вторых, разделили бы служебные проступки на административные правонарушения, за совершение которых государственные гражданские служащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Федеральным законом о гражданской службе и иными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения государственной гражданской службы, и на административные правонарушения, за совершение которых они несут административную ответственность на общих основаниях.
Также следует отметить, что правонарушения коррупционного характера не объединены в КоАП РФ в специальную главу, а размещены в разных главах, что усложняет возможность их применения. Для разрешения обозначенных выше проблем целесообразно: закрепить легальное определение понятия «коррупционное правонарушение» в КоАП РФ; сформировать в Особенной части КоАП РФ самостоятельную главу «Коррупционные правонарушения» и включить в нее составы административных правонарушений коррупционной направленности.