В последние годы цифровизация охватывает все сферы жизнедеятельности общества, и жилищно-коммунальное хозяйство не является исключением. В условиях стремительного развития информационных технологий и необходимости повышения эффективности управления услугами в сфере ЖКХ внедрение цифровых решений становится неотложной задачей. Цифровизация ЖКХ включает в себя автоматизацию процессов, использование интернета вещей (IoT), создание «умных» инфраструктур и платформ для мониторинга и управления коммунальными услугами. Её значимость невозможно переоценить, так как эффективное применение цифровых технологий направлено на создание более прозрачной системы ЖКХ, улучшению качества предоставляемых услуг и повышению уровня жизни граждан. Но на пути цифровой трансформации в сфере ЖКХ возникают серьезные проблемы, таких как устаревшая инфраструктура, отсутствие достаточного финансирования, нехватка квалифицированных кадров и недостаточная интеграция новых технологий с существующими системами.
Таким образом, данная статья посвящена постановке проблемы развития цифровизации в сфере ЖКХ.
Цифровизация предполагает внедрение прикладных технологий для автоматизации различных процессов в ЖКХ:
- прогнозирования и моделирования;
- учета потребления ресурсов;
- начислений и приема платежей;
- документооборота;
- распределения ресурсов на капремонт;
- предоставления дополнительных услуг.
По результатам исследования Министерства цифрового развития и жилищно-коммунального хозяйства РФ, проведённого в 2023 году, только 7,7% управляющих компаний используют единую автоматическую систему управления. При этом её применяют не во всех домах, а лишь в 3,8% от всех МКД, которые обслуживают опрошенные компании. Для автоматизации внутренних бизнес-процессов 81% управляющих компаний перешли на электронный документооборот. 70% используют сервисы для коммуникации с жителями (например, сайт и канал в мессенджере для рассылки новостей). 68% – программы для проведения общих собраний собственников. Платёжные сервисы внедрили порядка 65% обслуживающих организаций. Среди сервисов, которые управляющие компании предлагают своим жителям, платёжные сервисы, где собственники жилья могут оплатить коммуналку, предоставляют только 64% обслуживающих организаций, инструменты для коммуникации (чаты в мессенджерах и мобильные приложения для обращения в управляющие компании) – тоже 64%, для проведения ОСС с возможностью проголосовать онлайн – 58% [3]. Исследование показало, что цифровизация российских управляющих компаний находится на низком уровне, как правило, управляющие компании внедряют разрозненные решения без возможности их интеграции.
Таким образом, существует проблема сложности и многоуровневости организационной структуры ЖКХ. Различные субъекты, как государственные, так и частные, принимают участие в управлении и предоставлении жилищно-коммунальных услуг, что ведет к отсутствию единого механизма принятия решений и координации действий [2, с. 18-22]. Еще одной проблемой является нехватка квалифицированных кадров в системе автоматизации и использования информационных технологий в ЖКХ. Многие процессы до сих пор осуществляются вручную или на устаревших системах, что затрудняет эффективное взаимодействие и управление в этой отрасли. Федеральная программа по цифровизации настаивает на отказе от бумажных документов. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 14.09.2024) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» [1] предполагается перевод всей документации по жилым домам в электронную форму: это касается и начислений, и заявок, и реестров и онлайн-голосований. Новые Правила деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества были установлены с 1 января 2021 года.
Для решения проблем, выявленных в ходе исследования необходимо внедрить мероприятия, которые повысят уровень цифровизации управляющих компаний.
В первую очередь необходимо разработать единую автоматизированную систему управления, которая позволит интегрировать существующие решения и обеспечит общую базу данных для всех управляющих компаний для стандартизации процессов, улучшения прозрачности и повышения качества обслуживания населения. Целесообразно также внедрить обучающие программы для сотрудников управляющих компаний по использованию цифровых технологий и систем управления, что повысит уверенность в работе с новыми цифровыми технологиями и повысит общую грамотность персонала в области цифровизации.
Для финансирования проектов по автоматизации и цифровизации, включая субсидии или программы ГЧП необходима поддержка со стороны государства и частного сектора. Создание платформы для сбора обратной связи поможет управляющим компаниям лучше понимать запросы собственников и развивать функционал своих услуг. Разработка стандартов для интеграции существующих цифровых решений, таких как платёжные сервисы, инструменты для коммуникации и интернет-платформы позволит создать единое пространство для жителей, где они смогут использовать все необходимые услуги. Привлечение жителей к процессу цифровизации через создание рабочих групп, в которые будут входить как представители УК, так и собственники жилья повысит их удовлетворённость предоставляемыми услугами.
Таким образом, реализация этих мер значительно повысит уровень цифровизации в сфере ЖКХ, улучшит качество управления жилыми фондами и обеспечит более высокий стандарт жизни для граждан.