Современная лингводидактика активно развивает мысль о культурно-формирующей функции лингвистического образования. Поскольку через языковую картину мира отражается мир этноса, система национальных ценностей, то можно утверждать, что язык формирует своего носителя, его менталитет. Поэтому языковое образование школьников должно формировать этнокультуроведческую компетенцию учащихся, конечная цель которой – осознание значимости родного языка в жизни народа, формирование национального самосознания и общероссийского гражданского сознания.
Последние программы по родному языку, Государственный образовательный стандарт, Концепция модернизации российского образования предполагают включение этнокультуроведческого материала в образовательный процесс, и на основе этого формирование этнокультуроведческой компетенция учащихся.
Этнокультуроведческий подход определяет стратегию изучения языка сквозь призму национальной культуры. Под этнокультуроведческой компетенцией понимают не просто владение информацией о непосредственной связи речевой и социокультурной среды, о взаимосвязи развития языка и общества [2, с. 11].
Приобретение этнокультуроведческой компетенции – это становление представлений человека об окружающем мире. Эти представления и их смыслы, сосредоточенные в структурах сознания, являются единством знания, отношения, ценности и функционирования и образуют специфический этнический национальный образ мыслей.
Этнокультуроведческая компетенция предполагает:
- осознание того, что язык не только средство познания и средство общения, но и форма социальной памяти, «культурный код нации», развитое умение сопоставлять факты языка и факты действительности;
- умение видеть культурный фон, стоящий за каждой языковой единицей;
- умение обнаруживать в текстах разных стилей национально и регионально значимые лексемы и понимать из роль в тексте;
- знание принятых (в данное время, в данном социуме) форм речевого этикета, а также глубокое осмысленное понимание особенностей речевого поведения в зависимости от коммуникативной ситуации и ее слагаемых: цели времени, места общения, возраста и социальной принадлежности собеседников [3, с. 15].
Одним из путей формирования этнокультуроведческой компетенции обучающихся может быть изучение устаревшей лексики, которая является отражением культуры народа, свидетельством прошлого нашей родины.
Часто в текстах упражнений по русскому языку и в текстах литературных произведений встречаются слова, вышедшие из повседневного употребления – это устаревшие слова. Они входят в состав устаревшей лексики. И очень важно познакомить детей с такой лексикой: разъяснить значение устаревших слов, научить пользоваться словарями с тем, чтобы узнать толкование слова, как употреблять эти слова в речи и самое главное – на основе устаревшей лексики познакомит детей с нашим прошлым, историей, показать, как в лексеме отражается быт, культура народа.
Такая работа будет прививать детям любовь к родному языку, вызывать интерес к русскому языку как к учебному предмету.
При анализе устаревшей лексики очень часто необходимо использовать элементы семантического и этимологического анализа. Ученикам порой трудно выполнять такой анализ, так как правильно проводить эту работу умеет даже не каждый учитель начальной школы. Отсутствуют специальные методические пособия, помогающие учителю начальных классов организовать работу с устаревшей лексикой. И знакомству с устаревшей лексикой на уроках родного языка уделяется недостаточно внимания.
Формирование этнокультуроведческой компетенции младших школьников на материале устаревшей лексики будет успешным, если:
- работа будет проходить на уроках русского языка и литературного чтения, на внеклассных мероприятиях;
- используются разнообразные приемы изучения;
- учащиеся активно включаются в учебный процесс, повышая свой уровень знаний устаревших слов.
Проанализировав различные учебно-методические комплекты, можно прийти к выводу, что основным источником ознакомления учащихся с устаревшей лексикой являются литературные произведения, которые в основном используются на уроках литературного чтения. Из этого следует, что для более глубокого и широкого знакомства учащихся с устаревшей лексикой нужно использовать дополнительно разработанные задания и упражнения.
В 6–10 лет ученики наиболее восприимчивы к изучению основ родного языка, так как человеку свойственно овладеть языком в детстве. Именно в это время следует предотвращать ханжеское и невежественное отношение к языку, как можно шире знакомить с его выразительными возможностями. Если не вести работу по осознанному изучению народно-поэтических слов, устаревших слов, то, когда вырастут сегодняшние школьники, эти же слова не только не станут употребляться, но и не будут никому понятны, станут окончательно достоянием истории. Изучение устаревшей лексики также важно в плане формирования интереса к истории русского языка, русского народа как его создателя.
Трудность работы по изучению слов пассивного запаса языка заключается в уникальности и многообразии материала – ведь каждое употребление слова прибавляет к значению свою крупицу смысла [1, с. 78].
Сама природа слова, его связь с окружающим миром, требуют вдумчивого, осмысленного подхода к изучению лексики. Через слово, как отмечал К. Д Ушинский, отражается история духовной жизни народа. Поэтому сегодня актуальной является сама проблема знакомства школьников с лексической системой языка.
Как было сказано выше для более глубокого и широкого знакомства учащихся с устаревшей лексикой нужно использовать дополнительно разработанные задания и упражнения, так как в различных УМК содержится минимальное количество информации по изучению устаревшей лексики. С этой целью можно использовать следующие формы и виды работы как на уроке, так и во внеурочное время: опрос, работа со словарями, чтение и анализ былин, классификация устаревших слов (историзмы, архаизмы), посещение школьного музея, парная, групповые формы работы.
Уроки с использованием этнокультуроведческого материала способствуют развитию связной речи учащихся, углублению их знаний о языке, повышают интерес к русскому языку, его истории и истории родного края. Следовательно, этнокультуроведческий материал является эффективным средством формирования этнокультуроведческой компетенции младших школьников в процессе изучения русского языка и литературного чтения.