Мстерская лаковая миниатюрная живопись вобрала в себя новгородскую и строгановскую школы иконописи, благодаря чему в ней очень четко отражены два направления изображения – «графическое (декоративное)» и «живописное». В связи с этим и художники Мстеры делились на графиков и тяготеющих к живописному изображению. Это явления было раньше, в настоящее же время трудно говорить о таком разделении, так как из художников лишь династия Молодкиных продолжает творческую деятельность в миниатюре. Поэтому стоит рассуждать об искусстве в рамках – «было», где можно будет с легкостью проследить эти два направления.
В середине XX века, в Мстере, как и в других центрах лаковой миниатюры, преобладало тяготение к станковой живописи – миниатюристы копировали популярные картины русских художников XIX в. Специфика традиционной декоративности мстерской миниатюры, основанная на условности ее художественного языка, была нарушена, но уже в 1960–1970-е гг. художники возвратились к традициям древнерусской живописи, на которой была простроена классическая мстерская миниатюрная живопись. Некоторые иконописные элементы, ее отдельные приемы, сохранились в мстерской миниатюре и являлись составными частями современного мстерского стиля [5, с. 16]. Новым стало объединение нескольких эпизодов в единую композицию, а не отдельными клеймами, более стилизованный пейзаж, живописи присуща плоскостность и декоративность. Среди творческих художников периода расцвета мстерской лаковой миниатюры яркими личностями, художниками-графиками, являются Фомичев Лев Александрович, Сосин Петр Ильич и Фокеев Валентин Павлович.
Принцип решения произведений Фомичева Л. А. – тесная связь с традициями старых мастеров мстерской миниатюры. Лаконичные изобразительные средства, простая композиция, действие сконцентрировано в центральной части, но во всем этом содержится свой эмоциональный накал [3, с. 214]. Он утвердил и развил в своем творчестве фольклорное направление в мстерской миниатюрной живописи, следуя традициям творчества основоположников и вдохновляясь древнерусским искусством. Своим творчеством Фомичев Л. А. положил начало новому этапу развития декоративного направления мстерской лаковой миниатюрной живописи [4, с. 65-66].
Сосин П. И. создавал произведения в декоративном ключе на основе традиционной мстерской миниатюрной живописи. Его композиции построены по принципу плоскостности и исключения глубины воздушной перспективы, они выстроены на иных основах – имеют принцип более свободного рисования, что является сложным для изучения. Художественный замысел работ Сосина П. И. живет в тесном взаимодействии с декоративным изображением форм. Тема и сюжет передаются посредством символики [3, с. 384].
Композиционная линия Фокеева В. П. основана на графике, как и все его творчество в целом. Когда в 1960-е годы, художники Мстеры активно начали изучать древнерусское искусство и переходить на рельсы старого искусства, уходить от довлеющей к тому времени псевдокартинки, когда миниатюра ушла в псевдостанковость, Фокеев В. П. начал выстраивать себя на базе иконографии. Первые графические работы, а тем более уже последующие работы выстроены на этой основе, и именно на этой основе он создал себя как творческого художника. Графический подход наиболее оптимален в обучении студентов Мстерского института лаковой миниатюрной живописи имени Ф. А. Модорова созданию композиций на ранних стадиях развития по творческой линии. В «живописи» необходимо нарабатывать довольно длительное время навыки изображения в технике и в рамках нашей своеобразной живописной традиции, а изучение графического отражения в системе миниатюрного изображения можно как раз начинать на ранних этапах (задания на построение композиции с пейзажем в рисунке), так как графическая линия Фокеева В. П. соответствует иконографии. Следовательно, поскольку мы начинаем обучать студентов с простейших иконографических образцов, то творчество представленного художника по своей природе очень созвучно с этим приемом обучения. Направленность его творчества – графическая, именно такой подход наиболее оптимален в обучении студентов творчеству на ранних стадиях развития по творческой линии.
В дальнейшем, на уровне высшего образования студенты уже перейдут к «живописи». Таким образом, подобная схема поэтапного перехода от декоративной направленности к живописной в изучении мстерской миниатюрной живописи им будет, во-первых, наиболее понятна, а во-вторых, стилистика Фокеева В. П. коллерирует с иконографией, она неразрывна, не в противоречии, находится в согласованности. Вся эта графическая основа дает возможность начинающим студентам осваивать творческие приемы, выходить на более традиционный уровень миниатюры, постепенно уходя от жестких канонов иконографии, к более свободному рисованию.
Таким образом, можно доказать, что обучение студентов на ранней стадии развития творческой линии можно считать очень «удобным» на примере творчества Фокеева В. П. В его миниатюре много манерности, поэтому упор все-таки нужно делать на изучение уникального произведения, которое включает в себя цикл графических листов (рис. 1). Графический стиль Фокеева В. П. соответствует уровню формирования навыков на начальном этапе обучения студентов. В соответствии этому этапу о «живописи» пока речи не идет, у них только происходит «проба пера». Ожидать иной картины от студентов этого уровня невозможно, они не могут выдать красивые по цвету изображения, а в графике, которая является основой работы, собственно композицией, они могут выразить свою мысль графическим образом, через карандашный рисунок.
Рис. 1. Лист из серии графических листов Фокеева В. П., «История государства Российского» (1990–2003), Музейный центр «Палаты», г. Владимир
Композиционные схемы произведений Фокеева В. П. выступают именно в качестве методической основы. Таким образом, мы можем постепенно подвести студентов к тому, чтобы они вышли на путь правильного творческого развития. Целью данного приема является формирование навыков профессионального проектирования лаковой миниатюрной живописи у студентов среднего профессионального образования (далее – СПО), которое является главным моментом среди прочих педагогических приемов, способов и подходов.
Для того чтобы обучаться в рамках нашей профессиональной особенности применяются такие педагогические методы как: словесный метод (объяснение, рассказ) и наглядный метод (демонстрация, иллюстрация, педагогический рисунок), но самым главным для нас будет момент работы со студентами, применяя композиционные схемы ведущих художников мстерской лаковой миниатюрной живописи. С самых первых занятий обучающимся предлагаются задания, исключающие элементы репродуктивного исполнения, но целиком направленные на развитие творческого мышления, художественного воображения и фантазии, что продиктовано особенностями подростковой и юношеской психологии [2, с. 113].
В рамках собственной педагогической деятельности, в процессе обучения студентов 2-го курса СПО предмету «Проектирование», был проведен эксперимент, представленный в таблице, с внедрением композиционных схем Фокеева В. П., как методической основы для формирования навыков проектирования мстерской лаковой миниатюрной живописи. Создание проекта композиции в нашем случае имеет трактовку интерпретации реализации материального продукта творчества, который включает в себя: линейно-графическую разработку композиционной схемы и рисунка композиции; разработка тонального и цветового решения композиции; выполнение эскиза исполнения композиции с соблюдением основных технологических приемов письма [1, с. 10].
Таблица
Модель эксперимента по внедрению композиционных схем Фокеева В. П., как методической основы для формирования навыков проектирования мстерской лаковой миниатюрной живописи
Структура занятия | Описание показателя |
Тема задания | «Перевоз Дуня держала» (по мотивам русской народной песни) |
Цель | Выполнить проект эскиза тематической композиции средней сложности в стиле мастеров мстерской лаковой миниатюрной живописи в исполнительской технике с соблюдением основных технологических приемов письма. |
Задачи |
|
Требования | Студенту необходимо проанализировать представленный методический материал, выявить характерные особенности графического стиля Фокеева В. П., применить данный подход к раскрытию темы при создании собственных композиционных схем. |
Особенности задания |
|
Основное педагогическое внимание в представленном задании сконцентрировано на этапе «сочинения» композиционной схемы (рис. 2), раскрывающей наиболее полно и ясно заданную тему. Это необходимо для того, чтобы студенты вразумили и поняли, что задание на тематическую композицию, подразумевает создание композиции, в которой реципиенту будет видно, о чем идет речь, что за тема, раскрыли ее или нет. Параллельно заданную тему студенты должны сразу в схеме выразить языком мстерской лаковой миниатюрной живописи, что является крайне сложным. В данном случае для решения этой проблемы в качестве упражнения студентам можно покопировать рисунки, фрагменты, небольшие работы Фокеева В. П., на выходе уже скопировать полную композиционную схему, как бы «пропустив через себя», почувствовав его стилистику. Проведя данный эксперимент, можно прийти к мнению, что обращение к творческим работам Фокеева В. П. при создании собственно-творческих композиций способствует правильному формированию профессиональных навыков у студентов на начальном этапе обучения.
Рис. 2. Композиционная схема на тему «Перевоз Дуня держала» (по мотивам русской народной песни), выполненная в рамках проведенного эксперимента
Композиционные схемы ведущих художников мстерской лаковой миниатюрной живописи являются важнейшим базовым моментом в формировании навыков профессионального проектирования лаковой миниатюрной живописи. Это было всегда, только первые ученики обучались на работах основоположников, не выполняя при этом никаких упражнений, они писали творческие работы «из-под руки».