Введение
Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Резко возросла преступность среди молодёжи. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.
Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может.
Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.
Цель настоящей работы – дать по возможности полную характеристику агрессии в подростковом возрасте.
Объект исследования – агрессивное поведение.
Предмет исследования – агрессивное поведение у младших школьников.
Гипотеза исследования – дети с трудностями в обучении имеют достаточно высокий уровень агрессивности.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- Дать определение понятиям «агрессия» и «агрессивность»;
- Рассмотреть и дать критический анализ основным теориям и концепциям человеческой агрессии;
- Выяснить причины возникновения и механизм действия агрессии у подростков;
- Определить основные особенности подросткового возраста и их влияние на появление агрессивного поведения;
- Выявить факторы, влияющие на подростковую агрессию;
- Предложить технологии и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков.
Методы исследования:
- Анализ литературных источников.
- Методы сбора эмпирической информации.
- Методы обработки полученных данных.
База исследования: «Скороднянская средняя общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской области, 2А класс, количество испытуемых – 25.
В настоящее время для определения уровня агрессивности используются следующие методы (наблюдение, интервью, опросники) и методики: опросник Басса-Дарки», «Тест руки» Э. Венгера, методика Д. Ольвеуса, проективные методики: «Кинетический рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного», «Дом-дерево-человек» и другие.
Нами были выбраны такие методики как:
- Методика «Тест руки» [10, с. 67].
- Проективная методика «Несуществующее животное» [11, с. 2].
- Анкета для учителей «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. Н.)
Методика «Тест руки»
Анализируя данные, заметно, что среди возможных категорий ответов у школьников наиболее выражены такие, как активность (у 34% испытуемых), агрессивность (у 33% испытуемых) и демонстративность (стремление привлечь к себе внимание любым, даже социально неодобряемым способом), которая также наиболее выражена у 30% испытуемых. Большое количество ответов по данным категориям свидетельствует о достаточном уровне общей психической активности детей, о доминировании потребностей детей в самовыражении, а также о превалировании агрессивных тенденций в поведении детей.
Более слабо представлены такие категории, как директивность (управление, оказание воздействия на действия другого лица), которая выражена у 28% исследуемых детей, а также коммуникативность (у 23% испытуемых) и пассивность (у 22% испытуемых). Сочетание полученных результатов, предполагает наличие у данной группы детей заниженной самооценки и уровня притязаний, а также предполагает наличие у детей потребности во взаимодействии, сочувствии и жалости. Наименее выражены такие категории, как тревожность (у 15% испытуемых), а также зависимость (16%, ожидание поддержки и помощи со стороны другого человека) и физическая дефицитарность (4%, ощущение собственной неадекватности, ущербности), которые слабо выражены у всех испытуемых, что свидетельствует о наличии у большинства детей тенденции к экстрапунитивному личностному развитию (направленность своей активности во вне, а не внутрь), а также о наличии у них самостоятельности, способностей постоять за себя, в частности с использованием агрессивных тенденций в своем поведении.
Результаты «Теста руки» подтверждают результаты опросника и говорят о том, что в группе есть дети с признаками агрессивного поведения.
Рис. 1
Проективная методика «Несуществующее животное»
Проанализировав рисунки всех детей, я пришла к следующим выводам: по наличию сильной, уверенной линии в рисунке у 60% детей наблюдается показатель хорошего контроля эффективности, у 60% детей наблюдается неаккуратность в выполнении рисунка, колеблющиеся, прерывающиеся линии, «запачканные» рисунки, что свидетельствует о легкой напряженности, повышенном уровне тревожности. У 30% детей прямые символы агрессии отсутствуют. У 30% детей, нарисовавших шипы, панцири, наблюдается защитно-ответная форма агрессии. У 40% детей, нарисовавших когти, рога, щетину, проявляется враждебная агрессия в той или иной степени. По наличию в рисунке большого количества острых углов 20% детей имеют высокий показатель агрессивности. Кроме того, 80% детей изобразили в рисунке направление головы влево или в анфас, что свидетельствует о тенденции детей к рефлексии, к размышлению и нередко это также нерешительность, страх перед активными действиями, а 20% детей – направление головы вправо, что говорит об устойчивой тенденции к действию, ребенок настроен на реализацию своих установок и намерений. Ни один ребенок не изобразил орудия нападения. Большая часть рисунков представляет форму «готового» существующего животного, к которому лишь приделываются «готовые детали», чтобы существующее животное стало несуществующим. Это свидетельствует о банальности, отсутствии творческого начала.
По результатам анализа теста «Несуществующее животное» из 25 обследуемых детей выявлено, что у испытуемых преобладают следующие формы агрессии: спонтанная, защитно-ответная (оборонительная), активная (враждебная).
Рис. 2. Анкета для учителей «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. Н.)
После проведения анкетирования с учителями нами было выявлено, что высокий уровень агрессивности выражен только у 1 ребенка; средний уровень агрессивности у 8 человек; у остальных детей (16 человек) уровень агрессивности в норме.
Выводы
На сегодняшний день можно говорить о том, что при общей гуманизации общества, мы все чаще наблюдаем различные проявления агрессивного поведения среди детей. Напрасно полагать, что ребенок сможет самостоятельно побороть агрессивные импульсы, «дорасти» до оптимального уровня самоконтроля. Ведь в дальнейшем, в подростковом возрасте агрессивность может стать характерологической чертой личности. Поэтому особое значение приобретает профилактика агрессивного поведения старших дошкольников всевозможными средствами, проверенными научным знанием. Исходя из полученных данных видно, что проблема агрессивного поведения среди подрастающего поколения достаточно актуальна и начинается уже в дошкольном возрасте, что требует дополнительных исследований причин, приводящих к агрессии, а также разработки методологии для профилактики агрессивного поведения старших дошкольников.