Клещевой грузозахват в настоящее время является доступным и эффективным устройством для решения разнообразных грузовых задач. В основе клещевых грузозахватных устройств лежит система перекрещивающихся рычагов, что делает такие конструкции крайне простыми и ремонтопригодными. Эти захваты нашли широкое применение в различных отраслях, таких как строительство, грузоперевозки, логистика и производственные процессы. Однако в большинстве случаев каждая отдельная модель грузозахвата специализируется только на одном типе груза с определенными массогабаритными ограничениями.
Повысить универсальность клещевых грузозахватов возможно, поскольку существует ряд уже запатентованных идей. В патенте № 176086 (рис. 1) предлагается использовать сменные оконечности рычагов, на которых предполагается расположить разные виды прижимных элементов. Такое решение вполне реализуемо, однако имеет больше недостатков, чем преимуществ. Данный клещевой грузозахват имеет ограничения по габаритам захватываемого груза, так как вылет между оконечностями не регулируется. Важно отметить, что эксплуатация такого захвата значительно сложнее, чем у традиционного прототипа, поскольку оконечности необходимо менять вручную каждый раз при смене вида груза. Это требует дополнительного времени, ручного труда, контроля всех соединений конечностей с рычагами и наличия площади для хранения сменных оконечностей [1].
Рис. 1. Патент №176086
Рассмотрим патент № 187767 (рис. 2). В конструкции данного клещевого грузозахватного устройства предусмотрена возможность регулировки прижимных элементов за счет искривления плоскости захвата. Искривление осуществляется механически, так как поверхность захвата имеет ряд шарнирных соединений и принимает форму груза при сжатии клещевин. Однако данное исполнение клещевого грузозахвата, исходя из своей конфигурации, способно эффективно захватывать лишь грузы дискообразной формы. Кроме того, грузозахват не предусматривает регулировки вылета клещевин. При этом прижимные элементы не оснащены упругими накладками, что снижает сцепление поверхностей грузозахвата с грузом и увеличивает риск деформации груза при его транспортировке [2].
Рис. 2. Патент №187767
Самым перспективным из существующих полезных моделей является патент № 226174 (рис. 3). В данном клещевом грузозахвате конструктивно предусмотрена возможность регулировки вылета между прижимными элементами благодаря наличию регулируемого шлицевого соединения, что позволяет захватывать грузы разных габаритов. Также спроектированы универсальные прижимные элементы, которые имеют возможность захватывать грузы самых различных форм за счет системы из сферических шарниров разного диаметра. На рисунке 3 продемонстрирована работа прижимных элементов с грузами цилиндрической, прямоугольной и тавровой формы. Однако за счет применения в элементах захвата ряда сферических шарниров кривизна захватываемой плоскости практически не ограничена. Более того, в системе прижимных элементов предусмотрены мягкие упругие накладки, которые гарантируют дополнительное сцепление поверхности захвата и обеспечивают сохранение груза и самих прижимных элементов [3; 4, с. 39-42].
Рис. 3. Патент №226174
Ввод в эксплуатацию клещевого грузозахвата на основе патента № 226174 позволит значительно сократить время грузовой обработки различных видов штучных грузов. Кроме того, внедрение вспомогательной гидравлической системы в рамках данного патента открывает возможность полностью автоматизировать работу захвата, что, в конечном счёте, приведёт к повышению производительности всего перегрузочного комплекса и обеспечит экономическую выгоду.